
Проект газеты «Красное знамя»: однофамильцы легендарного авиаконструктора Александра Яковлева
10 октября портал «ГрифонИнфо» публиковал материал о том, что журналисты верхнепышминской газеты «Красное знамя» вошли в число победителей всероссийского конкурса «Патриоты России». Победу нашим коллегам принесла серия статей «Однофамильцы». Как и обещали, мы начинаем публикацию материалов проекта-победителя.
«Мы гордимся историей России»
В коллекции Музея военной техники УГМК выставлено три самолёта «Як» времён Великой Отечественной войны. Своё название истребители получили по фамилии советского авиаконструктора, генерала-полковника авиации Яковлева. Фамилию редкой не назовёшь, поэтому и однофамильцев для совместного похода в музей долго искать не пришлось. Знакомьтесь: брат и сестра Сергей и Виктория Яковлевы.
Серёжа и Вика – верхнепышминцы, учатся в школе № 33. Вика – шестиклассница, Серёжа – в четвёртом классе. Когда они ещё были дошколятами, мама Анна Владимировна старалась занять их досуг. «Они загружены, времени для плохих привычек не остаётся. К тому же выбор делали сами. Я лишь направляю их и помогаю», – говорит она. Поэтому ребята не только хорошо успевают по школьной программе, но и после школы их время расписано по минутам. Серёжа занимается в секции самбо и танцами – в школе искусств. Из школьных предметов больше любит математику.
Вика тоже занимается на хореографическом отделении в детской школе искусств, предпочтение отдаёт народному танцу, ежегодно вместе с братом с удовольствием участвует в отчетных концертах в ДК «Металлург». Виктория гуманитарий, у неё пятёрки по обществознанию и истории. Думает поступать на юридический факультет.
В музее военной техники они не в первый раз. Однако об авиаконструкторе Александре Яковлеве ранее не слышали. И, конечно, очень обрадовались и заинтересовались его биографией и машинами, созданными при его участии и непосредственном руководстве.
Сергей сказал, что он обязательно почитает в интернете про истребители однофамильца Яковлева. Как любой мальчишка, он любит конструкторы лего, собирает машины, вертолёты. Но в будущем хочет стать спортсменом, чтобы «ездить на соревнования и получать награды». Он понимает, что для этого ему нужно будет много тренироваться, совершенствовать спортивную форму и учиться в специальном учебном заведении.
«Нам с братом очень приятно узнать, что мы однофамильцы такого известного конструктора. Обязательно постараюсь всё узнать о Яковлеве, – говорит Вика. – Мы живём на улице Чкалова и тоже гордимся этим. Осенью я делала доклад по истории об этом бесстрашном лётчике. Теперь у меня есть повод собрать информацию для другого доклада – о конструкторе Александре Яковлеве и его самолётах. Раньше мы считали свою фамилию обыкновенной, а сейчас можем ей гордиться. И узнать больше нового из истории России».
Директор Музея военной техники УГМК Александр Емельянов, в свою очередь, рассказал, что под руководством конструктора Александра Яковлева были созданы знаменитые истребители, на которых советские летчики защищали нашу страну.
«Як-1 уже в начале 1941 поступил на вооружение военно-воздушных сил. К первым, самым тяжелым месяцам войны, в ВВС Красной Армии находилось большое количество самолётов Яковлева. К сожалению, значительная часть их была потеряна в первые же недели войны по техническим причинам и от действий немецкой бомбардировочной авиации. Тем не менее, эта линия самолётов дала фронту Як-1, Як-3, Як-7 и, наконец, Як-9. Последний стал самым массовым советским истребителем времен Великой Отечественной Войны. В нашем музее Як-1 стилизован под самолёт с бортовым номером 44. Под этим номером летала прославленная лётчица, Герой Советского Союза Лидия Литвяк».
По словам Александра Емельянова, представленный в Музее военной техники УГМК самолёт ЯК-3 был выпущен в 1944 году. У экспоната почти нет добавлений, новоделов. Он использовался в качестве учебной машины в одном из авиаполков, а затем долгое время хранился на складах Министерства обороны. В начале 2000-х был отреставрирован, покрашен и занял своё место в выставочном зале верхнепышминского военно-исторического комплекса.
«Легенда отечественной авиации: Александр Яковлев»
Александр Сергеевич Яковлев (1906 –1989) – авиаконструктор, педагог, генерал-полковник авиации, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии, шести сталинских премий и Государственной премии СССР (1977).
Александр Яковлев родился в Москве, в семье служащего. В 1919–1922 годах работал курьером, продолжая учиться в школе. С 1922 года строил летающие авиамодели в школьном кружке. В 1920-е годы Яковлев — один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации.
В 1924 году Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат — планёр АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планёров на всесоюзных соревнованиях. Первый полёт АВФ-10 совершил 15 сентября 1924 года, сейчас эта дата отмечается как день рождения ОКБ имени Яковлева.
С 1924 по 1927 год Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом лётного отряда Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения». В 1927 году Яковлев построил лёгкий самолёт АИР-1.
В 1927 году был зачислен в Академию имени Н. Е. Жуковского, которую закончил в 1931 году. В 1931 поступил инженером на авиазавод № 39 им. Менжинского, где в августе 1932 года организовал группу лёгкой авиации.
15 января 1934 года Яковлев стал начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, с 1935 по 1956 – главным конструктором. Член ВКП(б) с 1938 года. В 1943 году передал присуждённую ему Сталинскую премию в Фонд обороны.
С 11 января 1940 года по 1946 год одновременно являлся заместителем наркома авиационной промышленности по новой технике, с марта 1946 года – заместителем министра авиационной промышленности. В июле 1946 года оставил должность заместителя министра по собственному желанию. С 1956 по 1984 год – генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева.
Всего ОКБ имени Яковлева создало свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных.
Суммарно было построено более 70 тыс. самолётов «Як», в том числе более 40 тыс. самолётов во время Великой Отечественной войны, в частности 2/3 всех истребителей составляли самолёты Яковлева. Самолёты ОКБ Яковлева получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом.
На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.
На самолетах Яковлева во время Великой Отечественной войны летали:
- советский лётчик-ас А. И. Покрышкин — очень недолго, предпочтя цельнометаллическую американскую «Аэрокобру»
- лётчики полка Нормандия-Неман
- дважды Герой Советского Союза Арсений Ворожейкин — 46 сбитых самолётов из 52 (6 на И-16 на Халхин-Голе)
- Александр Колдунов (46 побед) и Евгений Савицкий (22 победы)
Память:
В Москве в Парке авиаторов установлен бронзовый бюст Яковлева.
Имя Яковлева носят:
- Опытное конструкторское бюро 115 (ОКБ 115)
- Московский машиностроительный завод «Скорость»
- В Москве и других городах есть улицы, названные его именем.
Автор материала: Татьяна ЛЮБИМОВА
Парад
Другого пути нет - с отходами надо обращаться правильно. Безопасно. И только строительство центров позволит это делать....
Странно, тогда и суши роллы и бургерные надо закрывать, они тоже через окно торгуют....
Поздравляю всех верхнепышминцев и лично Андрея Анатольевича Козицина с днем Великой Победы!Желаю здоровья, счастья, мирного...
ВВ ПООБЕЩАЛ РЕПРЕССИИ.. ЕСЛИ ВСПЛЕСК БУДЕТ..И НЕ ГОТОВЫ... ВЫПОЛНЯЕМ УКАЗАНИЯ.