Ветеран ВОВ Василий Пономарев: «Страшно было. Вся земля горела»

Ветеран ВОВ Василий Пономарев: «Страшно было. Вся земля горела»

05.05.201410:51

В рамках проекта «Живые легенды» «ГрифонИнфо» продолжает публиковать очерки фотографа Маргариты Пятининой о людях-героях и событиях военных лет. Сегодня мы услышим историю жителя Верхней Пышмы, ветерана ВОВ Василия Петровича Пономарева.

«Он потрясающий», - думала я, когда Василий Петрович показывал нам фото 2010 года, где ветераны и участники боевых действий из Верхней Пышмы запечатлены на параде в Москве.
Рассказывал мне: «А вот с этой женщиной я хотел познакомиться поближе, но так и не решился. Она всю войну в авиации была, бомбы крепила к самолетам, молоденькая такая. Вот тут у меня даже вырезка о ней из газеты. Смотрите, какая она красавица была тогда». Он показывал фотографию той самой Анфисы Ефимовны, что в 16 лет была мотористкой.

Это был потрясающий мужчина. 94 года! Настоящая легенда! Герой, прошедший всю войну. Пехотинец. Выживший и лицом к лицу столкнувшийся в боях с немцами. Ярый рыболов, водитель с 70-летним стажем. Аккуратный, интеллигентный, так спокойно поддерживающий словами «ничего, девочка, я тоже волнуюсь. Но дедушка добрый!» И это на все сто было именно так.

- Василий Петрович, а страшно было?

- Идет танк, а у меня только граната. Как тут не страшно? Страшно было. Вся земля горела. Орден красной звезды за Перекоп дали. Ой там на Перекопе страшно было, страшно…. Страшно, человек человека убивает. Вот я одного немца в глаз убил.

В Тамбовской области я был ординарец командира роты. Шел первый день, мы не опытные, я – 20-летний парнишка. Подошли к оврагу, а там немецкие автоматчики. И нас из 200 человек осталось человек 15-20, всех положили. Когда командир был живой, мы за ним как утята. А когда его ранили, мы его положили на телегу и отвезли в тыл. А сами остались. А на другой день старший сержант повел оставшихся солдат в деревню, где немцы спали. Мне командир другой роты сказал: «Догони их и скажи, чтобы дождались нас». Я не успел добежать, они уже зашли в деревню, а немец спал. Их наши, видимо, сонных давай стрелять. Ну что они, человек 15, с такой армией сделают. Они соскочили... А перед деревней рожь росла, гляжу – немецкий офицер идет, я испугался. Думал, все, пропал. Тогда я прицелился прямо в него, прямо в глаз, и он упал. Вот так вот я спасся тогда.

- А как вы встретили победу?

- Ой, стреляли. Целый час стреляли. Нас румыны, знаете, как встречали? На руках носили за то, что фашистов победители. Кричали нам: «Победители!»

Он почти не смущался слез, принимая себя таким, «психика уже не устойчивая, плачу от воспоминаний».

Он потерял жену 11 лет назад, у него большая семья, внуки и правнуки. Он отдал 2 года назад внуку свою машину. Он столько нам мог рассказать, и это было так захватывающе. Я не могу передать словами моего восхищения этим мужчиной!

Такая честь видеть его и пожать его руку, а он, как настоящий джентльмен, наклонился ее поцеловать. «Я всегда рад, приходите, а то скучно одному целыми днями».

Фото: Маргарита Пятинина

Связи
← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.