Проект газеты «Красное знамя»: однофамильцы создателя «Танка Победы» Александра Морозова

Проект газеты «Красное знамя»: однофамильцы создателя «Танка Победы» Александра Морозова

17.10.201612:55

Жить, а не доживать!

Фамилия Морозов очень распространена в нашей стране. Но для нашего города она знаменательна тем, что ее носил выдающийся конструктор танков Александр Александрович Морозов. Созданные им боевые машины размещены в Музее военной техники УГМК.

В свое время они обеспечивали обороноспособность нашей страны в предвоенные, военные и первые послевоенные годы.

У танка Т-34-85, выпущенного в годы войны на Уральском танковом заводе (ныне производственное объединение «Уралвагонзавод»), мы встретились с нашей землячкой Антониной Васильевной Морозовой. О том, что среди ее однофамильцев есть знаменитый конструктор танков, она узнала совсем недавно. Это стало для нее приятным открытием.

Антонина Васильевна с большим интересом выслушала рассказ научного сотрудника Музея военной техники УГМК Григория Павлюкова о своем однофамильце. И, конечно, вспоминала свою жизнь.

Война по ее семье прокатилась катком

Родилась она в 1931 году в деревне Обретино, что в Калининской (ныне Тверской) области. Когда ей исполнилось десять лет, началась война. Чтобы обеспечить фронт продовольствием, колхозники трудились не покладая рук. Дети работали наравне со взрослыми. Не миновала эта доля и маленькую Тоню.

Война катком прокатилась по их семье. «Отец у меня был малограмотным — два класса образования, — вспоминает Антонина Васильевна. — Тем не менее, его во время войны поставили председателем колхоза. Отец не гнушался брать на себя самую черновую работу. Случилось так, что он простыл и заболел крупозным воспалением легких. Лекарств никаких не было. Мама делала ему компрессы, но не помогло — папа умер.

А еще на войне пропал без вести мой старший брат Коля. Когда по телевизору показывают фильм «Живые и мертвые», я всегда смотрю его. Из него я поняла, где погиб мой брат. Потому что он последнее письмо написал из города Орши. В фильме показано, как немец лютовал в тех местах — просто небо с землей смешалось. Брат был водителем, возил командный состав. Об этом Коля в своем последнем письме написал так: «При перевозке этого «груза» ухо надо держать востро, ибо он «быстровоспламеняющийся». В этом письме брат с нами попрощался — наверное, предчувствовал недоброе. У нас в первой школе есть хороший поисковый отряд, буду туда обращаться — может, помогут найти место его захоронения».

Пышма — вторая родина

В 1948 году мать настояла, чтобы Антонина уехала из деревни — жить было очень трудно. Беднота была страшная. А в семнадцать лет ее, хрупкую девчонку, отправили бы на лесозаготовки. Бригадир уже заговаривал с ней об этом. Мать сказала: «Уезжай!»

В Верхней Пышме у нее были дядя и тетя. Дядя работал инженером на ПМЭЗ. Так Тоня оказалась в нашем городе. Устроилась в шламовый цех учеником лаборанта. За шесть месяцев дошла до шестого разряда. Но потом из-за низкой зарплаты перешла на производство селена и теллура. Производство вредное, зато платили побольше, да еще молоко бесплатно давали. Потом 16 лет проработала здесь кладовщиком ценностей. Шламовому цеху она отдала 34 года своей жизни.

Так случилось, что в Верхней Пышме слились воедино судьбы тверской по рождению Тони Комковой и ее будущего мужа костромича Валерия Морозова. Он служил в армейской части в Кировской области. Был командирован с секретным поручением в наши края. Здесь они и познакомились. Веселый парень, плясун сразу понравился Тоне. Потом завязалась переписка. После службы снова приехал к ней, сделал предложение. Так в 1954 году супружеская чета Морозовых обосновалась в нашем городе. Через год родился сын, назвали Олегом, а потом и дочь Света.

Секрет долголетия

Семейное счастье было недолговечным. «В 49 лет умер муж, такой крепкий русский мужичок — онкология, — делится своей болью Антонина Васильевна. — В 54 года умер сын — тоже онкология. В 27 лет прямо на работе умер внук — сердце. Все лежат на нашем городском кладбище. У меня уже глаза от слез болят. Царство им небесное».

Правда, уже на склоне лет Антонине Васильевне посчастливилось встретить мужчину, тоже одинокого, с которым они душа в душу прожили пять лет. За эти годы голоса друг на друга ни разу не повысили. После его ухода из жизни у Антонины Васильевны сохранились прекрасные отношения с двумя его дочерьми. Ходят к ней на день рождения, к каждому празднику звонят — поздравляют.

Годы, конечно, берут свое — разных болячек накопилось немало. «Вот тебе твой шламовый», — слышит она порой от знакомых. Она же отвечает: «Да шламовый — это мой второй дом». Главную причину болезней Антонина Васильевна видит не в производстве, а в жизненных установках людей: «Если человек всем вокруг себя недоволен, завидует, злится на окружающих, то он сам себя калечит. Не зря же говорят: все болезни от нервов. Жадность и зависть — плохие попутчики в жизни».

Сама же Антонина Васильевна никогда не клянет судьбу и никому не завидует. Оттого у нее, несмотря на все жизненные испытания, всегда мирное устроение души. Сейчас ей 85 — по нашим временам немногие доживают до такого возраста. А о нашей героине, судя по бодрости духа, никак не скажешь, что она доживает. Нет, не доживает, а живет полнокровной жизнью.

С добротой в сердце и верой в душе

Уход близких в мир иной заставлял ее искать более надежную опору, и она нашла ее в вере. Выучила наизусть несколько молитвословий. Без молитвы из дома ни на шаг. Однажды заторопилась — забыла помолиться. И по дороге в сад упала, да так, что едва поднялась. С тех пор без молитвы — никуда.

«После моего обращения к Богу, — говорит Антонина Васильевна, — я заметила, что у меня в жизни все стало как-то хорошо складываться. Я и сама всегда с добром к людям отношусь, и люди, по Божиему промыслу, тоже ко мне хорошо относятся, помогают. Помню, сижу как-то у магазина, деньги пересчитываю: хватит ли на слоеные булочки. Подходит молодой мужчина и кладет мне сотню, хотя я, вроде, не выгляжу нищенкой. «Да что ты, сынок, зачем?!» А он: «Бабушка, возьмите!» Поблагодарила, пожелала Царства небесного его родным, ушедшим из жизни».

И это не единственный случай, когда совершенно незнакомые люди от чистого сердца помогали ей деньгами, которые при ее скромной пенсии никогда не лишни.

Вот так и живет Антонина Васильевна Морозова — с добротой в сердце и верой в душе. И дай Бог каждому из нас прожить свою жизнь так.

"Оружие Победы" Александра Морозова

В экспозиции музея есть несколько боевых машин, в которых воплотилась конструкторская мысль Александра Морозова. Это легкие колесно-гусеничные танки БТ-2, БТ-5 и средний танк Т-34, который впоследствии был назван оружием Победы.

Свою конструкторскую деятельность Александр Александрович начинал в 1928 году в КБ Харьковского тракторного завода. В начале войны завод был эвакуирован в Нижний Тагил. Здесь Александр Морозов возглавил конструкторское бюро Уральского танкового завода. Его детищем стал модернизированный танк Т-34-85, который читатели видят на фотографии.

За вклад в Победу и укрепление обороноспособности страны в послевоенные годы Александр Александрович был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина. В числе его наград также ордена Октябрьской Революции, Кутузова 1-й степени, Суворова 2-й степени, три ордена Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды, медали. Александр Морозов является лауреатом Ленинской премии и трех Сталинских премий.

В Музее военной техники УГМК можно увидеть целую линейку танков Т-34. Кроме Нижнего Тагила, их выпускали в Харькове, Свердловске, Горьком, Сталинграде, Омске и Челябинске. Но Уральский танковый завод дал фронту больше всего грозных боевых машин.

Нострадамус отечественного танкостроения

Одним из самых интересных проектов гениального конструктора стал основной танк Т-74, который создавался в 1970-х годах прошлого века. Во многом, эта машина стала предвестником современного российского Т-14 (танк на универсальной гусеничной платформе «Армата»).

В предложенной Морозовым машине экипаж сокращался до 2 человек, которые, как и в Т-14, размещались в корпусе танка. Башню предполагалось сделать необитаемой и максимально автоматизированной, фактически она становилась сменным боевым модулем.

При предложенной Морозовым компоновке лобовое бронирование можно было увеличить до 700 мм при наклоне лобового бронелиста под углом 75 градусов. Такое решение делало броню машины практически непробиваемой ни одним известным на то время снарядом.

При этом, вес машины оставался всего 38 тонн. В сочетании с мощным многотопливным дизельным двигателем и новой трансмиссией такой подход мог дать перспективной машине большую скорость и маневренность.

Таким образом, один из соавторов легендарного «Танка Победы» Т-34-85 сумел еще в 1970-х годах прошлого века создать принципиально новую концепцию боевых танков.

Автор материала: Владимир МОСКВИН

Связи
Новости по теме: 
← Назад 1 Поделиться:
 
 
 

Комментарии

Guest
17.10.2016

Армата - это огромный рывок в танкостроении. Потенциал, заложенный в этой машине, позволит Уралвагонзаводу быть на передовой среди других танкостроителей еще не один десяток лет. От морозовской идеи в Армате осталось мало чего, но именно благодаря конструкторским разработкам Морозова Уралвагонзаводу удалось пережить немало кризисов, прославляя бренд УВЗ.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.