Проект газеты «Красное знамя»: однофамильцы легендарного автоконструктора Виталия Грачёва

Проект газеты «Красное знамя»: однофамильцы легендарного автоконструктора Виталия Грачёва

20.10.201613:56

Музей военной техники УГМК – гордость жителей Урала и, конечно, верхнепышминцев. Недаром ему присвоен статус Общественного филиала Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации. Его выставочный центр уникален по числу и разнообразию отечественной и зарубежной военной техники, ретро-автомобилей и оружия.

А знаем ли мы имена конструкторов, которые в годы Великой Отечественной войны изобретали новые автомобили, танки, пушки для фронта? В проекте «Однофамильцы» мы вспомним их, и расскажем об их однофамильцах  Яковлевых, Дегтярёвых, Токаревых, Петровых… ныне проживающих в нашем городском округе

Как минимум, четыре автомобиля, представленных в экспозиции музея военной техники, созданы конструктором Виталием Грачёвым. По данным отдела ЗАГС города Верхняя Пышма у нас проживает как минимум 25 жителей с фамилией Грачевы. Житель посёлка Исеть Станислав Грачёв один из них.

Наш проект стал для него не только поводом узнать об однофамильце – известном советском конструкторе, но и возможностью дать ещё один урок истории своему сыну. В музее военной техники УГМК Станислава и Никиту Грачёвых встретил научный сотрудник Никита Крутаков, провёл к автомобилям периода Великой Отечественной войны и рассказал о конструкторе Виталии Грачеве. Исетчанам разрешили посидеть в «генеральском» штучном автомобиле.

Интересно было «покрутиться» и возле других машин, созданных однофамильцем. Большое уважение и удивление вызвало у наших земляков то обстоятельство, что машины создавались в самые короткие сроки. В стране без большого опыта и хорошей конструкторской школы творили технику для фронта молодые конструкторы. А ведь многие из них, как и конструктор Грачёв, не имели высшего образования.

Но вернёмся к исетским Грачевым. Семья Станислава и Юлии Грачёвых выбрала местом жительства посёлок, чтобы быть поближе к природе, свежему воздуху. На своей «Ниве» они  выезжают на гору Мотаиха, в сад, на Чёртово городище, полазить по скалам, полюбоваться природой.

Оба супруга водят машину. Машины Станислав старается ремонтировать сам, приучает к технике и сына Никиту. Умение мастерить, считает, передалось ему от деда Евгения Петровича и отца Вячеслава Евгеньевича. Он и в квартире всё сам делает, и дом на даче построил. Трудовую деятельность начинал со строительных специальностей, освоил сборку пластиковых окон. 10 лет занимался предпринимательской деятельностью по изготовлению корпусной мебели.

Вот уже третий год Станислав Вячеславович преподаёт физическую культуру в школе. Подготовка лыж, другого спортивного инвентаря, конечно, на нём. Если нужно полку смастерить для кабинета или замок поменять, тоже сам сделает. 

Никита пока ещё не определился с будущей профессией, увлекается то компьютерами, то рисованием, хочет научиться водить машину, любит животных. Но твёрдо знает, что всё в жизни зависит от техники: и работа предприятий, и обороноспособность страны, и мир во всём мире.

«В школьной программе ничего не говорилось о военных конструкторах, поэтому о Виталии Грачёве я ничего не знал, – рассказал Станислав Грачёв. – Зато я всегда знал другого однофамильца, возможно, даже более известного нашим современникам. Это Павел Сергеевич Грачёв, Герой Советского Союза, министр обороны Российской Федерации, первый российский генерал армии».

Когда Станислав служил в армии, то Павел Грачёв уже был экс-министром обороны. Поэтому вопросы на эту тему его миновали, а в школьные годы бывало, ребята спрашивали, но «ничего особенного».

До переезда в Исеть молодая семья Станислава и Юлии Грачёвых с маленьким сынишкой год прожили в Верхней Пышме. Музей военной техники УГМК тогда ещё строился. Но выставку под открытым небом маленький Никитка уже тогда изучил вдоль и поперёк, полазил по танкам.  Территория музея была одним из излюбленных мест для семейных прогулок. В 2008 году Грачёвы переехали в Исеть. Позднее они дважды приезжали в новый выставочный зал музея, но не попадали в часы работы. Поэтому после нашей беседы они ещё долго знакомились с ретро-автомобилями музея и ходили от экспозиции к экспозиции.

«9 мая всегда бываем на параде Победы в Екатеринбурге, – поделился после экскурсии Станислав. – В этом году, думаю, приедем в Верхнюю Пышму. Посмотрим на эти боевые машины в праздничной колонне».

Автор материала: Татьяна ЛЮБИМОВА

Виталий Грачев и его машины

Фамилия конструктора Грачёва в первую очередь ассоциируется с полноприводными автомобилями. Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) или по-другому «граната», которая позволяет переднему колесу иметь крутящий момент для поворотов «налево-направо» был разработан во второй половине 1930-х годов в Америке.

Об этом стало известно в Советском Союзе. Грачёв заинтересовался изобретением, увидел в нём перспективу и затребовал предоставить образец техники. Через дипломатическую миссию закупили грузовик «Форд-АА».

Оказалось, что полноприводная, двухосная машина имеет более высокую проходимость. Грачёв досконально изучил американский ШРУС, понял, как это устройство работает и приступил к разработке советских полноприводных автомобилей. Так в 1941 году появился первый советский большой полноприводный автомобиль ГАЗ-61 – исключительно генеральская машина. Модификация ГАЗ-61-417 – артиллерийский тягач. Машина надёжная, мощная по характеристикам.

Грачёв утверждал, что ГАЗ-61 лучше даже американских аналогов – джипов того времени. Их было выпущено всего 36 машин. А в нашем музее выставлен единственный в мире ГАЗ-61-417.

Фронту нужны были более экономичные машины. И конструктор продолжил работу. Завод перешёл к производству ГАЗ-64, который также представлен в музее. В машине было много иностранных заимствований, против которых выступал сам Грачёв. Но она пошла в серийное производство, так как годилась для командирской разведки и была более дешёвой в исполнении.

Далее была более рациональная версия ГАЗ-67 – тоже экспонат нашего музея.  Это массовый советский автомобиль, более приспособленный для наших дорог.

На базе ГАЗ-64, а затем и ГАЗ-67 команда во главе с конструктором Виталием Грачёвым разработала броневик. Бронеавтомобиль БА-64 (также в коллекции музея военной техники УГМК) многоцелевой. Весьма успешно применялся как командирский, для поддержки пехоты, сопровождения колонн. Бронеавтомобиль имеет пулемёт, который способен поражать цели на верхних этажах зданий, что недоступно прочим автомобилям и тем более танкам.

Весной 42-го года начинается серийное производство самого надёжного, самого проходимого, самого защищённого, самого массового бронеавтомобиля. БА-64 был незаменим в боях за города. Их произвели порядка 9 тысяч машин. В процессе производства неоднократно модернизировался.

Автор материала: Никита КРУТАКОВ

Адрес музея военной техники УГМК:

Свердловская область, г. Верхняя Пышма,

ул. Александра Козицына, 2.

Касса: (34368) 9-83-79.

Запись на экскурсии: (34368) 4-69-83.

График работы выставочного центра музея:

ср.–вс. –  с 10.00 до 18.00 (пн., вт. – санитарные дни).

Сайт: museum.elem.ru

Связи
Новости по теме: 
← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.