Проект газеты «Красное знамя»: однофамильцы великого русского конструктора Николая Поликарпова

Проект газеты «Красное знамя»: однофамильцы великого русского конструктора Николая Поликарпова

14.10.201610:13

«Свой род нужно обязательно продолжать»

Для Юлии Поликарповой стало приятным открытием, что у неё есть известный однофамилец Николай Николаевич Поликарпов  – российский и советский авиаконструктор, Герой Социалистического Труда.

Поэтому она с большим интересом пришла на свою первую экскурсию в музей боевой техники УГМК. А выслушаа подробный рассказ научного сотрудника музея Никиты Крутакова, долго пребывала в задумчивости от неожиданной встречи с историей страны и своей фамилией.

Юлии фамилия досталась от отца Игоря Александровича, а ему – от матери.

Бабушка Александра Михайловна Поликарпова одна воспитала троих сыновей. Старший Игорь после окончания военного автомобильно-инженерного колледжа получил направление в Верхнюю Пышму в танковую часть. Его младшие братья живут на родине в Ставропольском крае, работают в газовой отрасти.

Мама, Оксана Владимировна, также служила в химбригаде танковой части, сначала – рядовой, потом получила звание прапорщика. Сейчас занимается домашним хозяйством.

Игорь Александрович уволился из армии в звании старшего лейтенанта. На «гражданке» остался верен автоделу. У него свой бизнес по ремонту автомобилей.

«Он любит технику. Разбирается в ней. Мне, кажется, нет такой неисправности, поломки, чтобы он не смог устранить, – рассказывает Юля. – У нас всегда была машина, и я с детства мечтала научиться водить. Как только исполнилось 18, пошла учиться в автошколу. И вот уже 5 лет я за рулём своей «девятки», выбрать машину, конечно, помогал отец. С ремонтом тоже обращаюсь только к нему. Вместе своим ходом, поочерёдно меняясь за рулём, ездим в гости к нему на родину, путешествуем по Уралу».

В детстве Юля хотела стать то адвокатом, то пластическим хирургом. В старших классах увлеклась химией и биологией. С учётом этого и подходила к выбору будущей профессии. Окончила фармколледж в Екатеринбурге. Уже 6 лет работает в аптеке, последний год – в должности заведующей, планирует поступать в фармацевтическую академию.

Видно, Юлия целеустремлённый человек. Она ещё многого добьётся в жизни. «Может, и я прославлю свою фамилию. В жизни ничего невозможного нет», – размышляет она.

А ещё Юля помнит, что однажды её фото уже появлялось в «Красном знамени».

«Я ещё в начальных классах училась, когда в парке культуры и отдыха проводили выставку кошек, я тогда заняла первое место. Про меня написали и напечатали мой снимок с кошкой на руках. Папа хранит эту газету», – рассказала она.

Юлия в течение жизни только раз встречала своего однофамильца.

«Девочка в библиотеке стояла за мной в очереди на абонемент, – вспоминает она. – Когда прозвучала фамилия «Поликарпова», мы посмотрели друг на дружку и рассмеялись. Но учились в разных школах и больше не виделись».

«Рассказ о конструкторе Поликарпове, о его изобретениях и непростой жизни натолкнули меня на мысль побольше узнать не только о великом однофамильце, но и о своих корнях, о предках Поликарповых, поговорить об этом с родителями», – решила Юлия после похода в музей.

Юля ещё не создала свою семью, но уверена, род нужно продолжать. Быть может, в будущем своего сына она приведёт в музей УГМК и покажет ему самолёты Николая Поликарпова.

Два неба Николая Поликарпова

Николай Николаевич Поликарпов (1892 –1944) – российский и советский авиаконструктор, глава ОКБ-51 (впоследствии – ОКБ Сухого)

Что мы знаем о Поликарпове? Что он сконструировал знаменитый «фанерный» По-2. Некоторые ещё слышали, что в сталинские времена он не боялся ходить в православную церковь, носил крестик. Вот и всё, пожалуй.

Между тем коллеги и лётчики называли его "королём истребителей". Именно Поликарпов создал легендарный И-16 – «Ишачок», на котором наши авиаторы воевали в небе Испании (Гражданская война в Испании 1936-1939 годов 20 века). На нём советские летчики встретили и Великую Отечественную войну. Но И-16 был лишь одним из 80-ти самолетов, сконструированных Николаем Николаевичем. Поликарпова можно смело назвать родоначальником советской истребительной авиации – все последующие конструкторы, вплоть до появления реактивной авиации, использовали созданный им задел.

Родился авиаконструктор в семье священника, закончил духовное училище и семинарию, на протяжении всей жизни был православным не по факту лишь крещения, а молитвенником, открыто исповедовавшим свою веру.

Авиацией он стал заниматься ещё до революции. Вместе с Игорем Сикорским создал «Илью Муромца» – это был на тот момент самый мощный самолёт в мире. Позже его же И-1 стал первым в мире истребителем-монопланом.

В 1929 году конструктор был арестован и приговорён к расстрелу. Сохранилось его письмо, написанное в камере смертников жене Александре и дочери Марианне: «Я всё время беспокоюсь, как вы живёте, как ваше здоровье, как вы переживаете наше общее несчастье. Об этом не стоит и вспоминать, я совсем убит этим горем. Изредка, ночью или рано утром, я слышу звуки жизни: трамвай, автобус, автомобиль, звон к заутрене, а в остальном моя жизнь течёт монотонно, удручающе...»

Но потребность советской авиации в Поликарпове была слишком велика – и казнь отменили. Он снова принялся за работу, создав практически все советские истребители 30-х годов, включая И-16 - первый в мире самолет истребительной авиации с убирающимся в полете шасси. Правда, уже к 1941 году «Ишачок», созданный за восемь лет до начала Великой Отечественной, конечно, устарел. Тем не менее сражался он очень неплохо, особенно после того, как Поликарпов вооружил его пушками вместо пулемётов. Именно на такой машине лётчик Борис Сафонов одержал большую часть из двадцати своих побед. Уже в 3.30 утра 22 июня на И-16 был сбит немецкий самолёт над Брестом. Всего в тот день немцы потеряли около трёхсот машин, большинство из которых были уничтожены пилотами, воевавшими на истребителях Поликарпова.

Другой самолёт Николая Николаевича – У-2, в просторечии именовавшийся «кукурузником», все мы знаем по фильмам «Небесный тихоход», «В бой идут одни старики», «В небе “Ночные ведьмы”».

Машина, созданная в 1927 году как учебный самолёт, выпускалась до 1959 года, побив все рекорды долгожительства в авиации. На У-2, который после смерти Поликарпова получил его имя – По-2, до войны успели полетать все наши лётчики без исключения. Этот самолёт открывал им в авиаклубах и училищах дорогу в небо.

Машина была настолько надёжна, экономична и легка в управлении, что её использовали и как пассажирскую, и как санитарную, подвешивая кабинки для раненых. Во время войны также обнаружилось, что самолёт можно переоборудовать в ночной бомбардировщик. Немцы называли его «кофемолка» или «швейная машинка», потому что несколько тысяч У-2 практически непрерывно и с большой точностью бомбили их позиции.

Разумеется, конструктор понимал перед войной, что авиация не стоит на месте, нужны новые, современные машины, но с конца 30-х он вновь попал в опалу.

Его великолепные И-180 и И-185 – на момент создания лучшие в мире – так и не пошли в серию. И-200 получил известность как Миг-1, единственный наш самолёт, на котором за время испытаний не произошло ни одной аварии.

Николай Николаевич был отчётливо русским, православным человеком. Единственным из конструкторов, кто регулярно посещал церковь – храм апостола Филиппа на Арбате. Герой Советского Союза Игнатьев вспоминал, что Поликарпов благословлял лётчиков перед испытаниями, говорил им: «С Богом!»

Память

- На территории «ОКБ Сухого» создан мемориал, посвященный Николаю Николаевичу Поликарпову, где ему установлен памятник.

- На доме, где жил Поликарпов (Малый Патриарший переулок, 5), и на здании Московского авиационного института – установлены мемориальные доски.

- На родине конструктора в Орле установлен памятник, где Поликарпов сидит на табурете и держит в руке модель самолёта, под табуреткой лежат чертежи самолета. Памятник установлен в одноимённом сквере, располагающемся по соседству с Технологическим институтом Госуниверситета.

- Его именем назван пик на Памире, площадь и улица в Орле, улицы в Москве (Улица Поликарпова, с 1967 года) и Ливнах.

- В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвященный конструктору.

- Мемориальная доска в главном здании СПбГПУ

Увидеть легендарные самолеты Поликарпова можно в Музее военной техники УГМК, который расположен по адресу: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Александра Козицына, 2.

Касса: (34368) 9-83-79.

Запись на экскурсии: (34368) 4-69-83.

График работы выставочного центра музея: ср.–вс. –  с 10.00 до 18.00 (пн., вт. – санитарные дни). Сайт: museum.elem.ru

Автор материала: Татьяна ЛЮБИМОВА

Связи
Новости по теме: 
← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.