Дорогой жизни – на Урал: они пережили блокаду взрослыми и детьми

Дорогой жизни – на Урал: они пережили блокаду взрослыми и детьми

30.01.202014:19

27 января 1944 года Ленинград окончательно вышел из блокады. Сейчас этот день стал Днем воинской славы России. Для блокадников, для тех, кто в течение 872 дней не жил, а выживал, кто чудом уцелел, этот день остался днем возвращения к жизни. Сегодня их единицы, в Верхней Пышме – пятеро. Кто-то был совсем крошкой и о том, что случилось, узнал от взрослых. У кого-то свои детские и совсем не детские воспоминания. В понедельник, 27 января, сотрудники администрации побывали у почтенного уже возраста людей

Передавая им пожелания здоровья и поздравления с грядущей 75-летней годовщиной Дня Победы от руководителей городского округа, начальник отдела социальной политики Наталья Осокина вручила каждому ветерану тронувшие их подарки – с пылу с жару пирог, продуктовый набор и сувениры. В ответ – искренняя благодарность и… слезы – сполохи пережитого.

 У Тамары Георгиевны Старшиновой еще стоит рождественская елочка. Дома чисто и уютно. Она родилась в Ленинграде, домашний адрес: Невский проспект, 104 – напротив Московского вокзала. Отец – военный, мобилизовали сразу. Ей было 5 лет, когда вместе с мамой эвакуировались через Ладогу, страх остался до сих пор. Ехали в товарном вагоне, но главное – ехали, и остались живы, пережив голод первых месяцев блокады – ноябрь, декабрь, январь, февраль.

Для отца война окончилась в Польше, куда он вызвал из эвакуации свою семью. Официальное письмо о том, что до декабря 1947 года квартира сохраняется за семьей, слишком долго шло. И все-таки по возвращению на Родину квартиру в Питере им снова дали, только на другом берегу Невы. А потом Тамара вышла замуж. У нее трое детей – взрослые состоявшиеся люди, у которых есть такая приветливая, добросердечная, интеллигентная мама.

Леониду Яковлевичу Осипову совсем недавно – 15 января – исполнилось 79 лет. Блокада началась вскоре после его рождения – 9 сентября. К счастью, у мамы была младшая сестра, она и возилась с маленьким Ленечкой. Жили они в Пулково.

– А когда немцы заняли Пулково, нас всех выселили в сам Питер, – рассказывает  Леонид Яковлевич. – Кто имел родственников, к ним переезжали, у кого родственников не было, тем жилье давали. Мы сначала жили у родственников на Предпортовой, а потом отцу квартиру дали на Миргородской, где с февраля по март мы были зарегистрированы, то есть имели прописку. Потом многие документы сгорели. А позже уже сложно было доказать, что мы жили на Предпортовой.

Эвакуировались с Миргородской по «дороге жизни» через Ладожское озеро. Приехали на Урал – к маме мамы, бабушке Лёни.

У взрослого Леонида Яковлевича три дочери. С младшей в 2016 году они ездили в Питер на Пискаревское кладбище: там похоронен его отец, призванный в январе 42-го на фронт и умерший от голода в госпитале 30 апреля 1943-го.

Евгении Ивановне Морозовой 98 лет. Она, к счастью, тоже не одинока. Уроженка Ленинграда, она пережила блокаду. Рядом с ней вот уже тринадцать лет заботливая и душевная женщина Людмила Ивановна.

– Вместе мы посмотрели, наверное, все постановки оперного театра. Скажите, вы видели, чтобы санитарка больницы так знала и любила оперу? – говорит она.

Этой профессии Евгения Ивановна посвятила не один десяток лет. Самое главное, что она и сегодня в здравии. А два года назад военком Верхней Пышмы Юрий Саитов вручил ей удостоверение блокадницы.

Человек жив, пока о нем не только помнят, но и заботятся, продлевая его земные дни. И пусть жизнь этих людей поможет им радоваться каждому восходу солнца, каждому доброму делу. Простому человеческому вниманию.

Марина ОСЕНКОВА

Фото и видео Алисы ЩЕРБАКОВОЙ

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.