Оптимист без тормозов

Статьи

Оптимист без тормозов

24.10.201813:21

День автомобилиста приближается на пятой скорости. Поздравляем всех, кто даже по праздникам остается трезвым, кому нипочем дождь, слякоть, резкие повороты и косогоры – и на дорогах, и в судьбе. Поздравляем нашего земляка Александра Лаптева, который подарил Верхней Пышме целое море Лаптевых – ярких, добрых и талантливых!    

Уральский Робертино Лоретти

Саньку Лаптева в 60-е называли «голос Балтыма». Парень заливался соловьем, выучив наизусть все пластинки Робертино Лоретти. Родителям долго звонили то ли из оперного театра, то ли из филармонии – уговаривали отдать ребенка на серьезное обучение вокалу. (Отец занимал важную должность на насосной станции, поэтому в доме было чудо прогресса – телефон).

Но певческая карьера не интересовала Александра. Он и так уже был звездой, солистом местного ВИА «Луч»: играл на танцах, выступал в ДК, очаровывал поклонниц. Увлечение техникой оказалось сильнее, чем огни большой сцены.

Кумиры балтымских девчонок

С шести лет за баранкой

За руль 6-летнего Сашу впервые посадил дядя Василий, который души не чаял в племяннике (своих сыновей у него не было). Мальчишка с восторгом прокатился по картофельному полю на «Захаре» – грузовике ЗИС-5.

Потом Василий, работавший  в автохозяйстве ВИЗа, стал брать Саньку с собой на смены. «Ездили мы снег убирать по Свердловску. Нагребем кузов – и на свалку. Дядя Вася отметится в бытовке,  сядет в домино резаться, а я снег выгружаю. Так и наловчился, в 14 лет уже задним ходом к погрузчику вставал».

В 1973 году, окончив училище, Александр устроился слесарем в трест «Уралцветметразведка». Прошел водительские курсы от военкомата и успел поездить пару месяцев до призыва на грузовичке. В армию его провожал сам начальник треста Вячеслав Сурганов – подарил блокнот, конверт и ручку, чтобы письма писал.

Молодой дембель вернулся в родную геологическую экспедицию да так и остался до пенсии возить директоров.

 Шофер в костюме

«На работу я ходил как на праздник: наглаженный, начищенный, в черном костюме и белой рубашке. Это моя личная фишка. Нам полагалась спецодежда и кирзовые сапоги, я просил взамен деньги на костюм, не разрешили. В командировках на ресепшене меня путали с директором, думали, он мой водитель», – смеется Александр Витальевич.

Утром невозможно было предугадать, куда ляжет путь в разбеге от Ивделя до Оренбурга. Менялись директора, менялись  машины – уазик, «Волга», «Патриот», пройдены сотни тысяч километров разбитых грунтовок и непролазной грязи. Начальники удивлялись: вот это терпение у Лаптева! Характер живой, резкий, а в пробках и на ухабах спокойный, на других водителей не орет. Остановится, пропустит вперед...

«Даже и рассказать нечего, каких-то экстренных ситуаций не припомню, – продолжает наш собеседник. – Нормальный водитель в дороге капот не открывает! Обслуживал машину сам. Ни разу за все 40 с лишним лет стажа меня на веревке не притащили. Водитель – капитан, должен владеть обстановкой, быть хозяином в любой ситуации. А если ты ведомый, не езди, дома сиди».

Гаишники – лучшие друзья

Невероятно, но факт: штрафов за время работы в геоэкспедиции у Лаптева тоже не было! Смеется: «Наверно, уверенное биополе исходит от меня. Злую энергетику гаишнику никогда не посылал. Остановят – здороваюсь, говорю спасибо, мол, если б кто угнал мою машину, вы бы сразу перехватили, молодцы. Желаю им спокойного дежурства.

В народе байки про зверей-гаишников ходят. Слушаю и не верю, будто в другой стране живу. Взятки ни малейшей с меня не требовали. Однажды по Башкирии едем, а там в начале 2000-х дороги по сравнению с нашими были шикарные, президент Рахимов следил. Еду под соточку, вижу знак «Населенный пункт», но сама деревня от трассы метров за двести. Вокруг ни машин, ни коров. И вот тут-то нас и тормознул ДПС.  Говорю: ребята, я согласен, наказать бы надо меня. Но я просто наслаждаюсь красотами Башкирии и вашими классными дорогами. У нас таких нету… Пожелали они мне счастливого пути и отпустили».

Со временем качество дорог и на Урале подтянулось, считает Александр Витальевич. «Мне есть с чем сравнить. Где я раньше по 500 километров наматывал по грунтовкам, сейчас асфальт. Но люди все равно недовольны. Я таким говорю: ты буксуешь, что ли? Яму объехать можно. Ладно бы мы из Германии сюда попали, тогда шок понятен. А ты всю жизнь здесь ездишь. Да, бывает по весне, будто с самолета бомбили. Но в целом нормальные дороги, я не жалуюсь».

Ели что бог пошлет

Александр Лаптев и сам не понимает, как семья выжила в девяностые. Начались перебои с деньгами. Бизнесом, торговлей супруги никогда не занимались. Трое старших ребят еще школьники, у младшего, Миши, ДЦП, он прикован к инвалидной коляске. Жена Наталья Григорьевна в 1996-м ушла на пенсию с вредного производства (работала на медном комбинате художником-оформителем в цехе, где выпускались поделки из камня и хрусталя), сидела с Мишей.  Кругом разруха, есть из-за чего впасть в отчаяние. Но Лаптевы – особая порода, их голыми руками не возьмешь. 

«Злюсь, бывало, что зарплаты нет, собираюсь халтурить, – вспоминает Александр Витальевич. – Товарищи в ответ: да какой из тебя халтурщик, довезешь и еще рубль дашь пассажиру! Я мог не есть по три дня в поездке, а командировочные домой привозил. По дороге везде друзья, знакомые, то тут, то там покормят. Ну и мы дома все время гостей принимали, а чем угощали – ума не приложу. За стол 20 человек могло сесть, и никто голодным не оставался».

Гостям у Лаптевых всегда рады

Махнуть до Крыма из Балтыма

Видимо, железобетонная уверенность в том, что добрых людей гораздо больше, чем плохих, и вдохновила Александра Лаптева совершить пробег из Балтыма в Крым на тракторе «Беларусь» –  причем пять лет назад, уже в статусе  пенсионера. В честь 70-летия Победы стены в прицепе-фургоне украсили портретами воевавших предков.

«Мы выехали, и в тот же день я понял: не сдюжу, трясет страшно, шум, грохот, не слышим друг друга. Думал, сойду с дистанции, но нет, через несколько дней привык», – признается путешественник.

Авантюру задумал приятель и тезка нашего героя – балтымский автолюбитель Александр Маляр. Пробег, длившийся месяц, и правда получился живописным, под стать фамилии организатора. Города встречали уральских трактористов хлебом-солью, люди предлагали еду, кров, топливо, бесплатную паромную переправу и парковку на черноморском пляже. Впрочем, эта история достойна отдельного рассказа.

Говори с машиной по душам

«Утром пришел, беседую с машиной, делюсь, как дела. Я и в армии грузовику жаловался на старшину. Машины все живые, так меня дядька учил. Когда в гараж ее ставлю, в руль целую, благодарю за службу», – объясняет Александр Витальевич.

Желтый 9-местный «Фольксваген» есть за что благодарить, без него как без рук. Утром хозяин везет Наталью Григорьевну на работу из Мостовского в Верхнюю Пышму, возвращается, вечером снова едет за женой, привозит ее – и спешит обратно, следить за стройкой дома у сына, пока тот в командировке. Итого 200 километров в день, благо экономичный мотор съедает всего 7-8 литров на сотню километров: «Это лучший мой автомобиль за все годы, перед ним были «Москвич» и «семерка». Заднее сиденье снимается за две минуты, пол застилаю и еду за картошкой и стройматериалами. Мишу сажаю рядом с собой, его коляску назад закатываю – такелажными ремнями закрепил, и все».

Немецкую «лошадку» пригнал из Москвы старший сын Гриша в 2013 году. Тогда супруги Лаптевы продали 130-метровую квартиру в Верхней Пышме, часть денег пустили на покупку машины, остальное разделили между детьми и начали строить с нуля родовое гнездо в Мостовском. Александр Витальевич был на стройке прорабом, сыновья и дочь с зятем помогали.

Дом удался на славу: теплый, уютный, вместительный – полная чаша. По выходным съезжаются внуки, их уже десять, счет 6:4 в пользу мальчишек. Бабушка ползает с малышами по ковру, играет в прятки и потчует пирогами – ум отъешь! Порции тут царские, погреб королевский, в чем мы сами убедились. Припасов хватает на всю династию.

Голодным никто не останется

Григорий и Василий Лаптевы переняли отцовскую любовь  к  автомобилям – оба работали в местных представительствах «Фольксвагена» и «Шкоды», пока те не обанкротились, сейчас занимаются бизнесом, связанным с метизами.  Гриша имеет международный сертификат о том, что может работать директором автосалона в любой точке мира.

Если сыновей отец учил водить с младенчества, сажал на коленки и давал руль, то у дочери этот талант  проявился сам собой – вместе с артистизмом и музыкальностью родителей. Анастасия Лаптева  преподает фольклор в школе искусств, руководит двумя коллективами в ДК «Металлург», играет на нескольких инструментах, прекрасно поет и декламирует, а параллельно работает мамой двух чудесных малышей.

 Дочка рулит!

«Настя – натуральная блондинка и при этом автомобилист от бога, – говорит Александр Витальевич с гордостью. – Водит уверенно, профессионально, будто только этим занималась с утра до ночи. Рядом сижу и получаю удовольствие. Какое там подсказывать! Она в 2007 году на права сдала, я ей тогда «Ниву» купил и свой экзамен устроил, велел запасное колесо поменять. Спокойно взяла домкрат и поменяла. Передал ключи: рули! Муж у нее отличный парень, но в семье она главный водитель. Вот недавно в Казань их возила. Надо на конкурс в Оренбург – махнет туда. В обычные дни по 150 километров наматывала, пока в декрет не ушла. И в устройстве машины понимает, застучало где – сразу в мастерскую. Ее там не облапошат, как других. Хотя сейчас в деталях без компьютера не разберешься, это раньше машины  были аналоговые, а теперь цифровые».

Дочка Настя рано оседлала 4-колесного коня

Кинодедушка + Супербабушка

Повлияли новые технологии и на еще одну страсть Александра Лаптева – киносъемку. Монтировать видео, подбирать музыкальный фон  стало гораздо проще. В компьютере кинолюбителя хранится полтора терабайта материалов: семейные хроники, ролики для друзей и соседей…  Несколько фильмов отмечены призами ДК «Металлург».

И всегда рядом – соратница в творчестве и бытовых делах, победитель городского конкурса «Супербабушка», верная боевая подруга. Овчарку Рэма, ростом с коня, легко останавливает, в горящую баню входила, даже подколенное сухожилие порвала, пока муж был в странствиях на тракторе. Бог наградил ее актерским талантом, который щедро изливается на внуков, коллег, соседей и учеников школы искусств, где Наталья Григорьевна работает вахтером. Имейте в виду: под Новый год вахтер  может превратиться в кого угодно: хоть в Бабу-Ягу, хоть в Снегурочку, хоть в Карлсона!

«Наташка меня на два года младше была. Дружили в одной компании, потом из армии пришел, говорю: «А может, поженимся?» Согласилась. Уже 42 года терпим друг друга» – вот вам и вся история любви из уст главы семейства.

Ну и рецепт любви к человечеству в целом: «Если пешеходы, велосипедисты или другие автомобилисты раздражают  – бросай права, продавай машину. На дороге все равны. Не хами никому – и тебе не будут хамить. Надо всех любить одинаково, мы все в одном мире живем».

Ольга ЛЕОНИДОВА

Фото Алисы ЩЕРБАКОВОЙ и из семейного архива героев публикации

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.