Статьи
Небо, вертолет, дедушка
Когда Андрей Алексеевич рассказал соседям по гаражу, что собирает вертолет, те решили, что он сошел с ума. Каково было их удивление, когда спустя несколько лет они увидели почти готовый аппарат.
Внешне устройство совсем не похоже на вертолет, но Андрей Алексеевич уверяет, что оно взлетит. Вес этого чуда техники – 270-280 килограммов, в небо оно сможет поднять еще около 200 килограммов, то есть как минимум двух человек. Скорость полета – 150-170 километров в час.
15 лет до мечты
Летчиком Андрей Алексеевич мечтал стать с детства.
«После армии я решил поступить в аэроклуб в Свердловске. Экзамены все сдал на «4» и «5», но, видимо, лицом не вышел. Тогда на курс взяли по блату волейболистов, сына депутата… Вот таких людей набрали, а простых работяг отсеяли. На следующий год я уже не стал поступать: уже и по возрасту бы не прошел (там только до 23 брали), да и самому как-то не хотелось», - вспоминает Андрей Алексеевич.
В результате он поступил в местное училище на слесаря-ремонтника, а потом 30 лет проработал по специальности на ОАО «Уралредмет».
Мечту свою молодой человек не оставил. Пока учился и работал, изготовил 7 мотодельтапланов. Гаража тогда не было, поэтому мастерскую устраивал то в помещении училища, то в своей квартире на четвертом этаже. По словам пенсионера, собирать мотодельтапланы куда проще, чем вертолеты. Последние – чистая механика, поэтому нужно тщательно все просчитать и отбалансировать.
Задумка собрать вертолет появилась у Андрея Алексеевича в 2005-ом. Специально под это дело он купил гараж и в течение трех лет готовил его: провел электричество, утеплил стены и пол, завез специальное оборудование. Получилась настоящая мастерская.
Затем начал потихоньку собирать запчасти. Пока работал, финансовые возможности были, поэтому основное купил, в 2013-ом Андрея Алексеевича сократили как пенсионера, пенсии на детали хватать не стало, зато, говорит, появилось много свободного времени на работу.
«Я не фанат, нет такого, что прямо уперся и все, не вытащить из гаража. Нет, просто если есть время – поделал. Раньше, когда работал, только по выходным приходил, сейчас времени побольше», - делится Андрей Алексеевич.
Subaru, Mercedes и Нива: три в одном
Большую часть деталей пенсионер нашел через интернет – там есть практически все необходимое для вертолета.
«Хвостовой редуктор – от гусеничного вездехода ГАЗ-71, он в передаточном отношении идеально мне подошел, - рассказывает о составных частях вертолета Андрей Алексеевич. – Хвостовая балка – это труба от поливочных систем, которые раньше использовали на полях. Стробоскоп я сделал из плошки для сыпучих материалов, купил в хозяйственном магазине, обрезал, подклеил».
«Сердце» аппарата – двигатель от автомобиля Subaru на 100 лошадей. Его верхнепышминец купил у местных автомобилистов с рук по дешевке. Основной редуктор на несущий винт – от автомобиля Ford Scorpio, радиатор охлаждения - от Mercedes, вентиляторы для охлаждения редуктора – от Нивы, топливные насосы – от Волги.
Бензобак на 40 литров для Андрея Алексеевича сварили на заказ. Ручка управления – от настоящего вертолета Ми-8, ее пенсионер тоже купил через интернет.
Корпус под щиток приборов тоже сделан на заказ. Сами приборы – от старых автомобилей, например, тахометр - от Жигулей.
Больше всего «самоделкин» намаялся со шкивом. «Через интернет его не купить, а чтобы его изготовить, нужен большой станок – такие только на производстве бывают. А на производстве, сами понимаете, станки свободными не бывают. Но мне его все-таки сделали, правда, ждать пришлось целый год! Пока шкива не было, дальше я собирать не мог», - объясняет Андрей Алексеевич.
Деталь обошлась пенсионеру в 40 тысяч рублей. Еще дороже – около 60-70 тысяч рублей – будет стоить вал. Его тоже придется изготавливать на заказ.
Но самое сложное – лопасти. Для того чтобы их сделать, пришлось сначала соорудить в гараже специальный станок: потребовалось купить на металлобазе металл, потом еще около месяца ушло только на изготовление станка.
«Вручную, как я, в России лопасти никто не делает, только на заводах. А мне если заказывать, надо же какой-то объем заказывать, а откуда у меня объем? Мне надо-то пару лопастей», - поясняет Андрей Алексеевич.
Длина каждой лопасти - 3 метра. В составе лопасти присутствуют пенопласт, пробка и свинец, причем важно четко соблюсти параметры каждого из материалов. В противном случае вертолет просто-напросто не взлетит.
Одну лопасть Андрей Алексеевич уже изготовил, для производства второй установил на станок мотор от электромясорубки – так дело пойдет быстрее.
Корпус, по словам пенсионера, на первоначальном этапе можно и не делать: вертолет взлетит и без него.
Андрей Алексеевич планировал полностью закончить работу к 17 февраля, чтобы сделать себе подарок к 60-летию. Но говорит, из-за финансов немного не успеет.
Сам собрал – сам испытал
Испытывать вертолет верхнепышминец будет самостоятельно. Говорит, настоящие пилоты не умеют обращаться с такими аппаратами и быстро разбивают их. Поэтому надо сначала поднять технику в небо, научить ее летать и только после этого передавать профессионалам.
Кстати, желающие управлять вертолетом ручной работы уже есть. «Самоделкины» общаются в группах соцсетей – там Андрей Алексеевич и познакомился с украинским пилотом. Он уже сказал, что приедет в Россию, как только аппарат будет закончен.
«Сначала аппарат испытывают на привязи на высоте полметра – отрабатывают режим висения. Потом потихоньку поднимаются выше над летным полем. Когда все отработано, можно подняться, скажем, метров на 200-300. Можно подняться и выше, насколько смелости хватит, на мотодельтапланах мы до километра поднимались в небо, но пейзажи с высоты мне лично уже не так интересно разглядывать», - делится пенсионер.
Да и небезопасно это. К примеру, во время предыдущих испытаний бывали случаи, что у Андрея Алексеевича загоралась шапка на голове, бывало, что техника даже падала. К счастью, обошлось без серьезных травм.
Скорее всего, тренировочными полетами на аэродроме и придется ограничиться. Процедура регистрации техники как полноценного вертолета, способного совершать дальние перелеты, очень сложная, и, вероятнее всего, экспериментальноиу аппарату ее не пройти.
В будущем пенсионер планирует организовать слет вертолетчиков-самоделкиных. Таких мероприятий в Свердловской области еще не было. В регионе, например, есть много тех, кто собирает самолеты (в клубе по интересам на Компрессорном) – они и устраивают слеты, как правило, вертолетчики присоединяются к ним.
Карлсон, который живет в Пышме
После мотодельтапланов и вертолета есть у пенсионера и еще одна дерзкая мечта – собрать реактивный ранец. Это что-то вроде жилета с пропеллером, как у Карлсона: надеваешь и взмываешь в небо.
Полет мысли
Реактивные ранцы, или джетпаки, представляют из себя что-то вроде жилетов, которые позволяют человеку подниматься в небо посредством реактивной тяги. Тяга создается за счет выбрасываемой двигателем вниз реактивной струи.
Первый такой аппарат был сконструирован Томасом Муром в 1952 году. С помощью устройства пилоту удалось всего на несколько секунд подняться над землей. Но «жилет» имел крайне неудобную систему управления, и армия США, которая спонсировала проект, в конце концов свернула его.
Тем не менее американские военные не утратили интереса к этой теме и в 1960 году заключили другой контракт с компанией «Белл», ведущим инженером проекта был назначен однофамилец Томаса Мура Венделл Мур. В ходе испытаний были достигнуты следующие максимальные показатели: продолжительность полета – 21 секунда, дальность полета – 120 метров, высота – 10 метров, скорость – 55 километров в час. При этом за один полет расходовалось 19 литров дефицитной перекиси водорода. Эти показатели вновь не устроили американскую армию. К тому же на проект было потрачено 150 тысяч долларов.
Современные ранцы позволяют человеку летать со скоростью 124 километра в час и подниматься на высоту до 76 метров. Один из энтузиастов Ив Росси изобрел реактивный ранец-крыло, который позволяет находиться в полете около 10 минут, разгоняться до 300 километров в час и подниматься на высоту до 792 метров.
С 2018 года эффектную игрушку можно даже купить. Ранец в стиле Тони Старка пустил в открытую продажу английский изобретатель Ричард Браунинг. Костюм способен развивать скорость до 50 километров в час и подниматься на высоту 3,6 километра. Стоимость аппарата оставляет 440 тысяч долларов (около 28 миллионов рублей).
Собрать такой не так уж и сложно: нужны всего лишь два винта и четыре малогабаритных «движка». Правда, легкие хорошие «движки» в Верхней Пышме пока не достать.
К счастью, продолжатели у Андрея Алексеевича есть: одной его внучке 11, еще двум внукам-двойняшкам – по годику. Девочка больше интересуется рисованием, а вот у парней наверняка проявится интерес к железу, надеется Андрей Алексеевич.
Елена ВИКТОРОВА
Фото и видео Алисы ЩЕРБАКОВОЙ
Парад
Другого пути нет - с отходами надо обращаться правильно. Безопасно. И только строительство центров позволит это делать....
Странно, тогда и суши роллы и бургерные надо закрывать, они тоже через окно торгуют....
Поздравляю всех верхнепышминцев и лично Андрея Анатольевича Козицина с днем Великой Победы!Желаю здоровья, счастья, мирного...
ВВ ПООБЕЩАЛ РЕПРЕССИИ.. ЕСЛИ ВСПЛЕСК БУДЕТ..И НЕ ГОТОВЫ... ВЫПОЛНЯЕМ УКАЗАНИЯ.