Человек, который сомневается: почти реальные пейзажи – на выставке в ДМШ

Человек, который сомневается: почти реальные пейзажи – на выставке в ДМШ

23.01.202011:08

Юрий Павлович Соболев очень скромный и немногословный человек. Настолько, что, когда приходишь на его выставку в музыкальную школу, возникают сомнения, а точно ли в уголке, поодаль от гостей стоит автор работ

«Я увлекаюсь этим делом до безумия. Больше ничего говорить, думаю, и не надо. Оратор из меня не самый хороший», - в качестве вступительного слова обращается он к посетителям.

В ответ ему сыплются вопросы от учащихся художественной школы, от активных пенсионеров, кураторов. Выясняется, что перед нами – автор метровой картины с советскими танками, которая долгое время украшала экспозицию Музея военной техники, и что этот эпизод, как и многие другие, Юрий Павлович взял из головы.

Реалистично написать сражение, которого не было, или пейзаж, который никогда не существовал, - задача не из легких. У Юрия Павловича получается, потому что он делает наброски везде, куда бы ни поехал, и потом соединяет отдельные детали из разных мест в цельный сюжет. Наблюдать и запоминать художник старается постоянно, вот и выходит у него настоящее предгрозовое небо над пожелтевшим осенним полем или вид на деревеньку с подъехавшим на остановку желтым автобусом вдалеке.

«Это ж я как будто к себе зашел!» - говорили люди, глядя на эту картину. На самом деле в точности такого места на Земле нигде нет. Юрий Павлович нечасто выходит на пленэр. Ему нужно время, чтобы осмыслить увиденное и придумать, как это изобразить.

Любимый инструмент художника – это карандаш. С него начинается любая его картина и только потом к процессу подключается масло или акварель. Так повелось еще с детства, которое пришлось на годы войны. Но ни о бедности, ни о потере на фронте отца, ни о смерти от голода других членов семьи Соболев не любит вспоминать. В сердце он сохранил только солнечные дни и то, как в 1946 году сестра карандашами нарисовала для восьмилетнего Юры паровоз. Рисунок настолько понравился мальчику, что он тут же его перерисовал, и это была первая его картина. С тех пор он не выпускал карандаши из рук и пошел заниматься к бывшему фронтовику Якову Яковлевичу Шаповалову в изостудию Дворца пионеров. У него не рисовали танки и подвиги – наверное, они и так у всех тогда стояли перед глазами, а учились показывать все – каждый колосок, каждое деревце – максимально похожими на самих себя.

Юрий Павлович сразу определился со своей любимой темой – пейзажем. Уже позже, в начале 70-х, когда Соболев пошел учиться в вечернюю художественную школу Хожателева, его работы часто попадали на выставки. Периодически именно их почему-то прихватывали домой. В первый раз это случилось в Дзержинске: «Мне так обидно было, я Каменск-Уральский написал акварелью. Прихожу, а его нет!» Второй на занятии по групповой натуре: «Порисовал, вышел, и его стащили! Преподаватель даже ругался – как так! Видимо, грамотно построение сделал, и его как наглядное пособие унесли».

Профессиональные выставки художника в будущем уже проходили без происшествий. Но одна необычная традиция все-таки осталась. Юрий Павлович любит повторять фразу еще одного своего преподавателя Ю.К. Киселева: «Художник тот, кто сомневается». Этими словами можно охарактеризовать все творчество верхнепышминца: он часто бывает недоволен своими работами, находит в них слабые места и хочет рисовать еще лучше. Что может не понравиться? «Вот, к примеру, лилии написаны слишком близко, надо было чуть удалить, а то выпирает все наружу», - показывает Соболев на одну из выставленных в музыкальной школе картин. Эту работу художник решил не переделывать, хотя обычно он прямо поверху готовой работы пишет другой пейзаж. Так можно сделать два-три слоя – ему хватает и одного.

Бывает, что друзья и близкие имеют другое мнение относительно «неудавшихся» работ, но художник с ними не спорит, и все равно перерисовывает сюжет. Недоволен собой Юрий Павлович и из-за другого эпизода в своей жизни. Он работал на многих заводах: был и слесарем, и литейщиком, и формовщиком, и заливщиком, и сборщиком трансформаторов. Сейчас некоторые цеха уже снесли, а какая могла бы получиться серия на производственную тему! Но тогда Соболев, к своему сожалению, редко рисовал, в основном выпивая в свободное от работы время. «26 лет потерял!» - сетует он.

Одна из немногих картин, написанных с натуры, на его выставке посвящена тому, как кот объел вкусную красную рыбу, но бутылка на заднем плане там стоит только для красоты. Пить Юрий Павлович бросил еще в 82-ом году, а первая выставка у него прошла в 89-ом. Все это время он занимался в творческой группе Дворца железнодорожников и много рисовал сам. «Если бы не живопись, кто знает, что бы из меня получилось. Только это мне помогло, - делится художник. - Я прихожу домой, вижу свои работы, и у меня сразу настроение поднимается, чувствую, легче стало, благодать какая-то пошла. А когда не дома, совсем другое настроение».

Быт заедает его, как и всех остальных людей. На этот случай у художника есть план Б: мастерская, занимающая половину частного дома, на которую он выменял квартиру в Екатеринбурге. В нее он уходит, когда становится тяжело, и если не рисует, то делает из дерева красивую мебель – в молодости Юрий Павлович мечтал стать краснодеревщиком. Столики и стулья он собирает для себя, не на продажу, считая, что коммерсант, как и оратор, из него бы получился не очень. И пусть судьба этого художника не похожа на картинку с открытки, зато в его картинах можно найти подходящий для открытки сюжет.

Елена ЧЕТКОВА

Фото Алисы ЩЕРБАКОВОЙ

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.