Лыком шит: житель Верхней Пышмы возрождает старинные традиции

Лыком шит: житель Верхней Пышмы возрождает старинные традиции

23.01.202009:13

Есть такое поверье: сплел свои первые лапти – обязательно сожги их, а пепел съешь. Считается, что вместе с пеплом мастер получает и все секреты этого непростого искусства, больше он их никогда не забудет. Верхнепышминец Гашарабзян Азьмуков свои первые лапти не съел. Может, поэтому он с таким трудом вспоминает старую технологию

Мужчина родом из деревни Нижний Сып Уинского района (Пермский край). Во времена его детства вся деревня ходила в лаптях, много было и мастеров этого дела. Технология передавалась от поколения к поколению. Он научился искусству от отца в 12 лет. Сначала мальчику доверили чинить износившиеся лапти: вытаскивать поистершиеся прутики и вставлять новые. Через некоторое время Гашарабзян Азьмуков уже и сам сплел первую пару.

- Хватает ее обычно где-то на месяц, - рассказывает мужчина.

- То есть работы у мастеров всегда было много. Соответственно, жили они, наверное, небедно?

- Жили все очень бедно. Я еще до войны родился. Тогда даже под голову нечего было положить. Клали полено, на него тряпку, под низ – дырявую фуфайку, еще одной фуфайкой сверху укрывались. Нечего было с людей взять, лапти плели просто так. Как-то я соседке сплел – она мне полы за это помыла.

В позапрошлом году пенсионер начал ностальгировать по былым временам и решил вспомнить давно забытую технологию. Сходил в лес, заготовил материал… но лапоть все не получался. То брал полоску слишком большой ширины, и получалась обувь на великана, то не мог вспомнить, какая полоска куда идет. Сейчас в коллекции пенсионера с десяток готовых лаптей. Еще несколько десятков экземпляров – у родственников и знакомых, у исполнителей русских народных танцев, а также в музеях - в Верхней Пышме, Екатеринбурге и даже США.

- Ко мне как-то приехала одноклассница. У нее дочка вышла замуж в Америке, и она поехала к ней. А муж, оказывается, держит частный музей в США - вот туда она ему лапти и увезла.

Из лаптей в сапоги

По словам Гашарабзяна Азьмукова, во времена его детства искусством плетения лаптей владели 80-90% деревенских семей. Нормальной обуви не было, все ходили в плетеной, причем и летом, и зимой. В холодное время года подкладывали вместо стельки бересту или сукно, если оно было, надевали шерстяные носки, наматывали портянки и завязывали все это веревкой. Было и тепло, и легко. После войны многие мужчины не вернулись в деревню, поэтому технологии плетения стали забываться. А после смерти Сталина в деревне появилась и более удобная обувь – сапоги и ботинки.

Сам Гашарабзян Азьмуков ходил в лаптях до старших классов.

- У ребят уже были ботинки, а мы бедно жили: отец и мать болели. В 8 классе мне еще не делали замечаний, а в девятом директор к себе в кабинет вызвал и говорит, что надо ходить в школу в ботинках или сапогах, в лаптях, молодой человек, больше не приходи. Ну, я ушел и в понедельник больше в школу не пошел. Стал зарабатывать на сапоги и куртку. Через год деньги собрал, а покупать-то было негде, в магазинах ничего не было. Пришлось за 20 км ехать в соседнюю деревню за сапогами. Когда я в обновках в школу пришел, меня сразу снова выбрали старостой, потому что учился я хорошо.

Одно деревце – на один лапоть

Самый идеальный материал для лаптей – молодая липа. Она хорошо гнется и при этом не рвется. Из одного деревца диаметром примерно 50-60 миллиметров выходит один лапоть для взрослого.

- У нас поблизости липы нету. За материалом приходится ездить под Красноуфимск, в Ачитский или Нижнесергинский районы. Я пробовал еще иву, но из нее получаются только маленькие сувенирные лапти, да и ива у нас вся плохая: кривая и с сучками, - объясняет Гашарабзян Азьмуков.

След в русском языке

В русском языке сохранилось много устойчивых выражений, связанных с лаптями. Липовую кору, из которой изготавливали старинную обувь, называли лыком. Отсюда пошло выражение «лыка не вяжет» - про человека не в своем уме либо пьяного настолько, что не в состоянии справиться с чем-то простым, повседневным, ведь лапти умели плести практически все в деревне. Другое выражение – «не лыком шит». Лычная обувь была признаком бедности, соответственно, если она шилась не из лыка, то и человек был не из простых. Фразеологизм «ободрать как липку» тоже связан с лаптями. Для того, чтобы добыть материал для обуви, крестьяне снимали кору с липы. Как правило, после таких процедур дерево погибало.

Технология такова. Сначала мастер изготавливает деревянную колодку, чтобы не ошибиться с размером. Затем снимает с молодой липы полоску, с нее – черновую кору, а после с помощью железки эту полоску размягчает, чтобы она гнулась. Дальше надо четко понимать, куда какая полоска идет.

- Чем больше лапти, тем длиннее берется полоска. Обычно для взрослого ее длина составляет 1,5 м, для детей хватает 1 м 20 см. Чем меньше лапти, тем сложнее их плести, - продолжает пенсионер.

Гашарабзян Азьмуков делает только татарские лапти. Они плетутся с носка, в отличие от русских – те плетутся с пятки.

- Они начинают сзади, а дальше что-то хитрят, химичат, и вот что именно – я никак не могу схватить, плетение очень трудное, - сетует мастер. – Пробовал такие лапти расплетать, а дальше заплести обратно не могу. Хочу познакомиться с теми, кто такие лапти делает, но никак не могу их найти.

Помимо татарских и русских, бывают лапти марийские, чувашские, коми-пермяцкие. Вообще, в каждой деревне складывалась своя технология, непохожая на другие.

Искусство по наследству

Из учеников у Гашарабзяна Азьмукова – только его ровесник из Уинского района. Его дом находится по соседству с дачей мастера. Мужчина заинтересовался старинным искусством и в течение года брал уроки у Гашарабзяна Азьмукова. В конце концов, с горем пополам освоил ремесло. Вместе с ним верхнепышминец съездил на конкурс «Народный мастер Пермского края» и получил диплом.

Молодое поколение, выросшее в городе, старинным искусством практически не интересуется. У Гашарабзяна Азьмукова внук и внучка 10 и 6 лет. Старшего плетением лаптей вообще не заинтересовать, а вот на младшую пенсионер все-таки возлагает надежды.

Аналоги лаптей в других странах

Окситанские и каталонские крестьяне с XIV века носили эспадрильи – легкие лапти с задником. Их отличительная особенность – ровная веревочная подошва, изготовленная из джута. Верхнюю часть делали из растения эспарто. Напоминает русские лапти и традиционная швейцарская обувь из соломы – штрошу. В Корее ходили в чипсин – сандалиях, сплетенных из стеблей трав.

Фото Алисы ЩЕРБАКОВОЙ

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.