Статьи
Мастер лыжни: бывший пожарный подружился со снегом и научился готовить трассу в Манином парке
Заслуженный пенсионер МЧС Валерий Киприянович Горбунов, а в народе просто Киприяныч, попал на работу в школу «Лидер» в некотором роде благодаря старшей дочери, которая занималась лыжами. Кроме того, бывшие коллеги Валерия Киприяновича, пожарные, тоже были спортсменами-любителями, поэтому в этой среде его все знали и позвали помогать в подготовке лыжного маршрута.
Нужно отметить, что лыжная (а сейчас — лыжероллерная) трасса принадлежит городскому парку, а ее обустройством и накаткой, очисткой и прочим занимается спортивная школа «Лидер».
Принцип в подготовке любой лыжной трассы один — ее нужно укатывать, укатывать и укатывать. Сделать это можно по-разному. На профессиональных трассах работает снегоукладочная техника — ротраки. Это специальные тяжелые комбайны, которые придавливают снег, а также могут разравнивать искусственные осадки по трассе.
В Верхнепышминском городском парке, когда еще не было никакой техники, лыжники утаптывали трассу ногами: выстраивались в шеренгу и шли, утрамбовывая снег. После утаптывания снег должен схватиться хотя бы два часа. Так создается наст — на нем не провалишься и лыжами его быстро не разобьешь. Потом по маршруту начинали кататься, чтобы выровнять дорогу, и в конце прокладывали лыжню для классического хода.
Сейчас этим занимается полупрофессиональная техника — снегоход с прицепом из «склеенных» между собой девяти шин. Если снег выпал небольшой, до пяти сантиметров, и укатывать его нужно в один слой, то по лыжероллерной трассе шириной шесть метров необходимо проехать шесть раз. Это минимум. После этого специальной насадкой, которая идет за снегоходом, нарезается лыжня для «классики». В общей сложности на создание лыжной дороги протяженностью 3,5 километра нужно потратить не менее четырех часов.
— Я работаю тут с 2007 года, когда «Лидер» купил первый снегоход «Буран», поэтому зовусь «буранщиком». У нас это самая старая и надежная техника, до сих пор на ходу. На «Буране» я езжу чуть-чуть, день-два, когда выпадает первый снег, и еще виден асфальт, есть камни и земля. Советскому снегоходу ничего от этого не будет, — объяснил Валерий Горбунов.
Утрамбовки требует каждое выпадение осадков, поэтому зимой труд по созданию трассы может быть не только ежедневным, но и ночным. Особенно, если соревнования — ранним утром.
— Погода очень любит делать подарки перед важными стартами, особенно к Лыжне России. Года три назад накануне забегов сначала прошел дождь, и получилась ледяная корка, а к утру выпал снег, — вспоминает Валерий Киприянович.
Корку льда с трассы сдирают специальной бороной, которая крепится к снегоходу. Всего таких борон у «Лидера» сейчас четыре, у каждой — свое предназначение. Например, для свободного (конькового) хода трассу «расчесывают» специальным устройством с мягкими «волосками», выравнивая след за гусеницами снегохода. На снегу от этого появляются мелкие полоски «под вельвет». Такая поверхность хорошо зацепляет лыжи, спортсмену на ней удобно толкаться — трасса не ледяная и не мягкая.
Одну из борон Валерий Горбунов сделал сам этим летом.
— Я до сих пор экспериментирую с укладкой трассы. Недавно подсмотрел идею у «Динамо» и сделал приспособление, которое срезает бугор. Он появляется в центре вдоль всей трассы, когда, двигаясь друг за другом, спортсмены срезают покрытие кантами, вот трасса и повторяет изгиб лыж. Трасса становится не гладкой, как зеркало, а приобретает обтекаемую форму, — объясняет мастер. — Для этой бороны специально на заводе спортивная школа заказала металлические зубья. Я их приделал. Приспособление мы уже опробовали. Очень пригодилось оно во время последней оттепели, когда трасса заледенела после дождя, а эта борона быстро снесла весь лед. Я тогда очень радовался, что ее смастерил!
Разные бороны и прицепы требуют разных снегоходов — сейчас их тоже четыре. Самодельное устройство, например, крепится к мощной «Альпине», остальные снегоходы дотащат эту борону только по льду. Есть у «Лидера» еще более компактный и легкий снегоход «Тайга». Его используют в том числе для подготовки лыжной трассы в поселке Кедровое, куда транспортировать тяжелую технику — сложная задача.
— «Альпину» спортивной школе подарили благотворители три года назад, — рассказал директор «Лидера» Алексей Британов. — До этого у нас самым современным снегоходом была «Ямаха». «Альпина» еще круче. У нее двигатель от автомобиля Fiat. Когда другие снегоходы могут перегреться, этот выдержит. «Альпина» специально создана, чтобы укатывать трассы, к ней есть фирменные бороны.
Парк профессиональной техники у «Лидера» продолжает обновляться. Недавно спортивная школа приобрела установку для создания искусственного снега. В этом году планируется докупить к ней компрессор для поднятия давления, а в следующем году осенью, если снега будет мало, начнут делать искусственное оснежение трассы.
— Начнем хотя бы с 1,2 километра, а там — посмотрим, — поделился планами Алексей Британов.
С появлением новой техники задач у мастера лыжни станет еще больше. «Пушка» для искусственного снега накидывает кучу осадков, а потом снег придется развозить по всей трассе и выравнивать боронами. Для растаскивания снега хорошо подходит узкая борона, которая уже имеется.
— В моей работе все время приходится учиться, — уверен Валерий Киприянович. — Мне иногда до сих пор сложно уловить структуру снега. Как-то думаю, сейчас съезжу с маленькой бороной, похоже, сверху лед, а оказалось, снег рыхлый — я такой сугроб нагреб, еле увез его.
Все лыжники в Верхней Пышме знают и любят Валерия Киприяновича, благодарны ему за гладкий маршрут. А еще ребята часто просят мастера покатать их на снегоходе. Но Валерий Горбунов этим их особо не балует, хотя и может разок-другой развлечь спортсменов и себя таким образом.
Терять квалификацию Валерию Горбунову никак нельзя — от этого зависят результаты соревнований, в которых, кстати, участвует и младший сын мастера лыжни — 18-летний юноша тоже является воспитанником школы «Лидер».
— У нас как повелось: во всем виноват «буранщик». Если снега много — виноват «буранщик», если снега нет — виноват «буранщик». Но если все хорошо, то это тоже я, — смеется Валерий Киприянович.
Мария Терн для КЗ
Источник: МАУ «Красное знамя»
Парад
Другого пути нет - с отходами надо обращаться правильно. Безопасно. И только строительство центров позволит это делать....
Странно, тогда и суши роллы и бургерные надо закрывать, они тоже через окно торгуют....
Поздравляю всех верхнепышминцев и лично Андрея Анатольевича Козицина с днем Великой Победы!Желаю здоровья, счастья, мирного...
ВВ ПООБЕЩАЛ РЕПРЕССИИ.. ЕСЛИ ВСПЛЕСК БУДЕТ..И НЕ ГОТОВЫ... ВЫПОЛНЯЕМ УКАЗАНИЯ.