Последний день в детском саду: Беседа с психологом о страхах родителей первоклассников
31.05.201317:49
Самым волнительным для родителей будущих первоклашек остается последний год в детском саду. Чего ждать впереди? Ваш ребенок слишком привык к атмосфере детского сада, не тяжело ли ему будет в школе? Как он вольется в новый коллектив? Какие проблемы его ждут в обучении? Редакция портала «ГрифонИнфо» на основе писем наших посетителей сформировала несколько наиболее часто задаваемых вопросов о страхах родителей будущих первоклашек и адресовали их клиническому психологу, нейропсихологу детской поликлиники «УГМК-Здоровье» Елене Машковой.
- Осенью наш 7-летний сын пойдет в школу. Посоветуйте, как провести лето наиболее продуктивно? Чем заниматься, как подготовить ребенка к школе, чтобы новая жизнь не стала для него стрессом?
- Для подготовки к 1 классу летом нужно прежде всего дать нервной системе ребенка полноценно отдохнуть от учебных занятий, которые у большинства современных детей были в течение всего предыдущего года, получить новые яркие впечатления, зарядиться энергией и здоровьем. Единственный учебный навык, который необходимо закреплять систематически – это навык чтения.
Лето можно использовать для того, чтобы развить или закрепить у ребенка навыки общения со сверстниками. Поэтому родителям важно создать все условия для того, чтобы ребенок вдоволь общался и играл с другими детьми. Умение налаживать знакомство, дружить, отстаивать свои интересы и в то же время уметь идти на компромисс – очень важно для будущего первоклассника. От этого зависит, какой положение он займет в новом классном коллективе на долгие школьные годы. Если Вам кажется, что просто обеспечения круга общения для вашего ребенка недостаточно, то обратите внимание на специальные летние программы для детей, которые проводят психологи. На таких занятиях тренировка навыка общения проходит более интенсивно.
Также родителям нужно помнить, что многие нужные первокласснику умения и навыки успешно развиваются в процессе различных игр с правилами. Игры в «прятки», «12 палочек», «стеночки» с мячом, классики, «светофор» и многие другие подвижные и настольные игры не только интересны, но и очень важны для развития мозга ребенка. Они развивают умение сосредотачиваться и удерживать винмание, ориентироваться в пространстве, быстро переключаться с одного действия на другое, соблюдать правила, сдерживать свои импульсивные порывы. Эти умения являются основой успешного обучения, а развивать их эффективнее всего именно в игре.
Если же у вашего ребенка есть какие – либо трудности, которые могут осложнять обучение в школе, пусть даже не очень значительные (ребенок невнимательный, неусидчивый, не очень хорошо запоминает стихи или не умеет рассказывать и т.д.), лучше в самом начале первого класса обратиться на консультацию к психологу. Психолог сможет порекомендовать специальные коррекционно – развивающие занятия, которые направлены именно на формирование нужных для обучения психических процессов. Так родители смогут вовремя помочь ребенку адаптироваться к школе, не дожидаясь возникновения серьезных проблем. А еще лучше сходить на консультацию к нейропсихологу хотя бы за год перед школой, чтобы при необходимости провести все необходимоые коррекционно – развивающие мероприятия еще до начала систематического обучения.
- Моему сыну 6 лет, он левша, но активно пользуется обеими руками. Иногда рисует правой, иногда – левой. И писать стал также, хотя в садике его пытаются отучать от этого. Как это повлияет на его психическое и интеллектуальное развитие? И как его отучить?
- Как подтверждают многочисленные исследования нейропсихологов, ведущая рука ребенка отражает специфику организации его мозга. Проще говоря, у левшат мозг работает немного по иному, чем у людей с ведущей правой рукой. С уровнем интеллектуального развития левшество не связано, само по себе оно не влият на сообразительность ребенка, его обучаемость. Но иная специализация полушарий, чем у правшей, опеределяет специфику психической деятельности ребенка с левшеством. Поэтому переучивание или просто настойчивые предложение пользоваться другой рукой как минимум небезопасны, и могут привести к серьезным проблемам в его обучении и эмоциональном состоянии.
Если ребенок амбидекстр (то есть в одних случаях активно действует левой, а в других правой), то ему все равно необходимо самому определиться, какая рука будет ведущей именно в графической деятельности и при письме.
Попросите ребенка нарисовать что – либо одной рукой, затем – то же самое – другой и понаблюдайте, какой рукой линии получаются более точные, уверенные. Эта рука и должна стать ведущей при обучении письму, а не та, которую выбрали взрослые.
Что касается влияния левшества на психическое развитие, то у левшат бывают свои типичные трудности, которые требуют учета и своевременной коррекции. Для большинства левшей полезны коррекционно-развивающие занятия с нейропсихологом, направленные на развитие двигательной ловкости, формирование пространственных представлений и т.д. Подробно об этом можно узнать на консультации у нейропсихолога.
- Дочка посещала подготовительные занятия в школе. Я узнала, какие учителя набирают там первые классы. Одна учительница довольно пожилая, опытная, но очень требовательная. Зато, как говорят мамы детей, которые у нее учились, дает очень хорошие знания. А вторая учительница молодая и мягкая. Я не знаю, в какой класс лучше отдать дочку. Она у меня очень медлительная, у нее была родовая травма, она быстро устает, понимает объяснения далеко не с первого раза. Не будет ли для нее стрессом обучение у строгой учительницы? А мягкая сможет ли дать хорошие знания? Посоветуйте, что делать?
- В данном случае могу порекомендовать обратиться на консультацию к нейропсихологу, для более глубокого и точного изучения проблем девочки. В данном случае, при любой учительнице, скорее всего будут нужны дополнительные коррекционные занятия с нейропсихологом, которые будут составлены с учетом выявленных слабых сторон развития ребенка.
А в выборе учительницы положитесь на свою материнскую интуицию и беседу с каждой из них.
- Моей внучке 5 лет, читает свободно, как взрослая, врожденная грамотность, пишет без ошибок печатными буквами, считает в пределах ста. В детском саду ей скучно. Может, стоит отдать ее в школу еще до 6 лет? Являются ли ее умения показателем психологической готовности к школе?
- Интеллектуальное развитие ребенка, количество его знаний и умений(читать, писать, считать) не являются достаточным показателем готовности ребенка к началу систематического школьного обучения, хотя большинство родителей именно так ошибочно и полагают. В возрасте от 5 до 6, 5 лет у ребенка интенсивно идет формирование склета, мышц, в том числе и мелких мышц руки, дозревание мозговых структур, которые обеспечивают успешное начало обучения (например, развиваются лобные доли, которые ответственны за уровень и качество мышления ребенка, умение удерживать цель задания, ориентируясь на заданное правило, умение понять связи и отношения между понятиями и событиями и т.д.).
Кроме того, в этот возрастной период, в процессе развернутой сюжетно – ролевой игры у ребенка должно происходить развитие важных качеств его личности, развитие эмоционально- волевой сферы. Недостаточный учет важности этих факторов школьной зрелости может приводить к тому, что «очень развитый ребенок» вдруг сталкивается с большими трудностями в школе, к которым не готов ни он сам, ни его родные.
Решение о начале систематического школьного обучения несколько раньше срока (с 6 лет, а тем более с 5) нужно принимать очень взвешенно, желательно с учетом рекомендаций нейропсихолога, логопеда, невролога.
Ситуации, когда ребенок уже «все умеет для школы», но к школьному обучению еще не совсем готов, можно избежать, если изначально понимать развитие ребенка более широко, не только как обучение его чтению и письму. Тогда дошкольный период ребенка можно наполнить интересными и очень полезными для него занятиями – занятиями ритмикой, танцами, рисованием, общением со сверстниками, играми с правилами, расширением его кругозора. А когда придет время, такой способный и подготовленный к школьному обучению ребенок сможет пойти учиться в школу с более сложной программой и полностью реализовать свой данный от природы потенциал.
Парад
Другого пути нет - с отходами надо обращаться правильно. Безопасно. И только строительство центров позволит это делать....
Странно, тогда и суши роллы и бургерные надо закрывать, они тоже через окно торгуют....
Поздравляю всех верхнепышминцев и лично Андрея Анатольевича Козицина с днем Великой Победы!Желаю здоровья, счастья, мирного...
ВВ ПООБЕЩАЛ РЕПРЕССИИ.. ЕСЛИ ВСПЛЕСК БУДЕТ..И НЕ ГОТОВЫ... ВЫПОЛНЯЕМ УКАЗАНИЯ.