Подвиги на папиной шинели: про таких говорят – вся грудь в орденах

Подвиги на папиной шинели: про таких говорят – вся грудь в орденах

27.02.202017:53

Красивый молодой парень в орденах смотрит на нас с фотографии вместе со своей женой с необычным именем Еликанида. На черно-белом снимке красными чернилами обведены капитанские погоны, желтым подкрашены пуговицы на форме, подсвечены ордена. На обороте подписано: «Пребывание с фронта в Березниках (дома) в 1944 году». Михаилу Щепину на этой фотографии 31 год. И он еще не раз за время войны откажется от очередной награды в обмен на возможность увидеть родных. Такова семейная легенда.

Маленькая дочка

Он ушел на фронт добровольцем в июле 1941 года, а в ноябре родилась его дочка – самая младшая из четверых детей в семье. Ее он впервые увидит, когда девочка уже подрастет, во время очередной побывки на три-четыре дня. В отсутствие главы семьи мама переболеет тифом, ее обреют налысо, а голод, как и везде, будет такой силы, что Щепины будут копить, распределять по дням недели очистки от картошки, перемывать, варить их и есть. «Хеба, хеба!» - до сих пор помнит, как просила в детстве, младшая дочка Людмила. И каким сладким на вкус был мороженый картофель, и как папа приехал и сказал ей: «Ты это не ешь, на вот, яблоко возьми». Он привозил с собой паек и яблоки эти чистил детям, а потом и внукам сплошной спиралью-кожурой. Эту деталь запомнили и рассказали нам родные: младшая дочь вместе с семьей с 60-х годов живет в Верхней Пышме.

Михаил Щепин всю войну прослужил в 713-м стрелковом полку 171-ой Стрелковой Идрицкой Краснознаменной дивизии. Эта дивизия особо отличилась при взятии Рейхстага – после капитуляции гитлеровцев 2 мая в Берлине даже состоялся парад ее частей. До того, как войти в Германию, дивизия участвовала в боях на Втором Прибалтийском и Первом Белорусском фронтах, где в разное время потеряла более двух третей личного состава. «Отец рассказывал, что очень трудно было, много было убитых, но его судьба спасала все время: был только контужен дважды, в 1942 и 1944 году, и ранен в ноябре 1944-го», - вспоминает Людмила Михайловна.

Боевые ордена

Свою первую награду – Орден Отечественной войны II степени – он получил еще в звании старшего лейтенанта за умение мобилизовать солдат на выполнение поставленных задач. Из описания подвига в наградном листе следует, что Михаил Алексеевич в период артподготовки подвел свою роту к немецким траншеям и, когда огонь стих, взял их штурмом – так, что оттуда не успел выйти живым ни один немец. А уничтожив их гарнизон, сразу направился дальше на подступ к деревне Степанково, где стояли немецкие части, завладел ею, привел в чувство своих бойцов и повел их штурмом дальше, к другим важным объектам. В этих боях Щепин получил свою первую контузию, но через несколько часов вернулся в строй по собственной инициативе, лично уничтожил троих немецких солдат, одного унтерофицера взял в плен.

В феврале 44-го Щепина уже в звании капитана представят к Ордену Красной Звезды – в архивах сохранилась информация лишь по одной такой награде, но на фотографиях у него их две. «Я в детстве часто рассматривала его медали, их было очень много, особенно мне нравилась эмаль на Красной Звезде. Один орден был целый, а другой со сколотым краем, - рассказывает внучка Щепина, Оксана Михайловна. – Дедушка говорил, что этот орден спас его от смерти, осколок снаряда отскочил от эмали и не пошел дальше в сердце». Как получилось, что Михаил Алексеевич участвовал в бою в орденах? Наверное, вручили ему, так и пошел капитан в бой – где их хранить-то на войне, надел и вперед, объясняют родственники.

В августе 1944-го Щепина наградили Орденом Александра Невского. И снова в наградном листе значится, что он показал себя смелым, решительным и инициативным офицером. В боях за опорный пункт противника в деревне Большая Хмелица его рота первой ворвалась в населенный пункт, затем форсировала две реки, где противник удерживал сопротивление, и, благодаря смелому решению товарища Щепина, эти опорные пункты были взяты. «За время наступательных действий его рота уничтожила до 120 солдат и офицеров, взяла в плен 18 гитлеровцев, захватила 9 автомашин, 3 мотоцикла и 4 тягача. Он вовремя появлялся там, где решалась судьба боя, и достоин правительственной награды за проявленную отвагу и мужество», - говорится в кратком изложении боевых заслуг.

«Образцы храбрости и отваги» капитан Щепин показал и в боях под польским городом Каллис в марте 1945-го, после которых его наградили Орденом Красного Знамени. Самый последний орден – Суворова III степени – он получал уже в звании майора, командира батальона 713-го стрелкового полка за прорыв обороны немцев в наступающих боях в Берлине. Противник укрепился в подвале одного из домов и создал там опорный пункт, а стрелковый батальон выбил его из укрытия и взял в плен до 150 солдат и офицеров, после чего направился к Рейхстагу. Там между русскими и немцами завязался бой, в ходе которого наши отбивали помещение за помещением – в итоге противник сдался. Знамя на Рейхстаг Михаил Алексеевич не водружал, но был одним из тех, кто этому поспособствовал.

Мирная жизнь

Война закончилась, когда ему было 32 года. После нее он вместе с семьей еще несколько лет прожил в Германии, по заданию командования останавливаясь в разных городах. «Когда папа приходил домой, я часто пряталась у него в шинели. Она была длинная, с разрезом, я оттуда выглядывала и говорила: Немцы-немцы! Он на это посмеется да и все», - рассказывает его дочь Людмила. В послевоенной Германии ей больше всего запомнились красивые витрины. Кругом разруха, а за стеклом в детских магазинах были выставлены и лошадки, и тележки, и все, что только можно было пожелать. Маленькая девочка их подолгу рассматривала и одну из купленных в Германии игрушек – похожую на малыша большую куклу с гуттаперчевой головой и ручками – забрала с собой, когда офицеров с семьями отправили обратно, на Родину.

Уезжали срочно, на сборы дали 24 часа. Вещи Щепины разложили по большим корзинам, но что-то в поезд все-таки не влезло – на перроне в Берлине, к примеру, так и осталось стоять их пианино. Через Польшу офицеров с семьями везли в товарных вагонах. На одной станции у Люды на ящик сала хотели выменять ее куклу, но девочка не согласилась. В Польше же у нее чуть не потерялась средняя сестра Лара: когда пассажиров пересаживали в плацкартный вагон, она задержалась на перроне. Спасло ее то, что она приняла дежурного военного за папиного ординарца и тот, увидев русскую девочку, успел закинуть ее в последний вагон уходящего поезда. «Родители в панике бегали по всему составу, и, когда ее нашли, папа закинул Лару на третью полку, чтобы не слезала оттуда до самого конца», - вспоминает Людмила Михайловна.

После Германии Щепины жили на Украине в Павлограде, где Михаил Алексеевич работал на лубяном заводе и был вторым секретарем горкома партии, потом переехали в Котельнич в Кировской области. Там мама устроилась заведующей в детский дом, а бывший фронтовик занимался заготовкой дров, другой работы для него не было. От ГДР-овских маминых платьев и других вещей еще на Украине не осталось и следа: «Детей нужно было кормить – за хлеб все отдали». Да еще и сын Щепина Володя серьезно заболел, и ему вызывали профессора из Днепропетровска. Чтобы оплатить его услуги и восполнить затраты на дорогу, мама пошла на базар и отдала последнее, лишь бы ребенок был здоров.

Остаток жизни Михаил Алексеевич Щепин вместе с семьей прожил в Березниках. Там работал на шахте и охотно выступал с рассказами о войне везде, куда его приглашали. А приглашали часто: высокий симпатичный мужчина был мастером слова, рассказывал все четко, убедительно. Даже почерк у него, как вспоминают родные, был очень красивый – первые буквы Михаил Алексеевич всегда выводил с завитушками. К младшей дочери в Верхнюю Пышму он приезжал четыре лета подряд, ходил с зятем за грибами, вспоминал про войну.

Его не стало в 1986 году. В память о герое в историко-художественном музее в Березниках хранится его автобиография, письма, газетные статьи, грамоты. О подвигах сухим языком расскажут наградные листы в архивах Министерства обороны. О человеке – бытовые истории: как присылал внучке в Пышму по почте календарики в олимпийский 80-й год, как рассказывал о боевых операциях домашним. Да только кто же запоминает подвиги в деталях, пока ветеран жив. Все время кажется, что успеется. Как и всем нам.

Елена ЧЕТКОВА

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.