Станиславский со вкусом печенья: Театр «ЛиК» учит детей быть собой и не бояться сцены

Статьи

Станиславский со вкусом печенья: Театр «ЛиК» учит детей быть собой и не бояться сцены

13.12.201917:43

В уютную добрую сказку здесь попадаешь еще на лестнице. Вытираешь ноги о коврик с надписью Welcome, считая про себя раз-два-три-четыре-пять (такие правила), поднимаешься выше, рассматривая фотографии на стенах, и к третьему этажу оказываешься окончательно завороженным маленьким миром, созданным вокруг. Легкие ткани, прозрачные ленты, волшебные деревья. У самого входа стоит главное из них – елочка, украшенная масками. Стучимся в дверь. Сегодня мы в гостях у детского камерного театра «ЛиК»

Нас встречает основатель и художественный руководитель студии Вера Вениаминовна Щербакова и предлагает сменить уличную обувь на театральные тапочки. До начала занятий с детьми остается еще полчаса, и мы успеваем заглянуть в гримерки, в мастерскую по изготовлению декораций, костюмов и кукол, в арт-гостиную, где маленькие зрители могут поиграть, если им трудно высидеть спектакль до конца.

В театральном зале помещается максимум 50 гостей. Крохотную сцену от зрителей скрывает настоящий театральный занавес, который достался «ЛиКу» от верхнепышминского ДК. Его укоротили, добавили золотой подклад, а внешнюю часть расшили разноцветными камешками. Делали это не профессиональные декораторы, а актеры театра, дети. Здесь самоуправление: все решают сообща, все делают своими руками.

Воспитание театром

Идея создания театра пришла Вере Вениаминовне 25 лет назад, когда она стала мамой в третий раз. «Я занималась воспитанием детей и поняла, что лучшего средства, чем театр, не существует, - рассказывает она. – Для детей это логично, им с рождения нужно играть, они уже рождаются актерами, а потом социум навязывает им свои условия, они замыкаются и перестают ими быть». Главной задачей ее на тот момент театральной студии было не дать врожденному таланту каждого ребенка угаснуть.

Дети пели, танцевали и рисовали, а потом все, что они так любят, решили объединить в чем-то прикладном. Так и появились в студии первые куклы, а впоследствии из этого проекта вырос репертуарный театр «ЛиК». Сегодня в его программе 12 спектаклей, не считая новогодних, к которым каждый год добавляется новая пьеса. Первой была постановка «Один день из жизни снеговичков», сделанная по мотивам румынской сказки «Кто разбудит солнышко?». Сюжеты Вера Вениаминовна ищет сама, все свободное время посвящая чтению сказок.

По первому образованию она педагог, поэтому и сказки старается выбирать, которые могут чему-то научить. Ставку делают не на интерактивные игры со зрителем, а на истории, которые и взрослые, и дети слушают, затаив дыхание. Сюжет часто дорабатывают, чтобы актерам было интересно играть. К примеру, в «Мухиных именинах», с которыми «ЛиК» стал лауреатом второй степени на областном конкурсе любительских театров в Екатеринбурге в конце ноября, заняты 15 детей разных возрастов, и у каждого выстроен свой образ и отношения с кем-либо из героев. На афише спектакль называется «мелодрамой из жизни насекомых со вкусом печенья». Такие отхождения от классической «Мухи-Цокотухи» Чуковского понимают не все. В театре признаются, что, несмотря на то, что с конкурсов они часто привозят первые места, иногда им все равно делают замечания.

Сердце куклы

Пьесу для постановки всегда выбирают вместе: Вера Вениаминовна читает ее своим актерам вслух и смотрит, понравилась она им или нет. «Детям свойственно подстраиваться под взрослого. Они могут сказать, что сказка хорошая, только потому, что ей загорелся руководитель. Но я всегда смотрю им в глаза – в них видно, что они чувствуют на самом деле», - делится Щербакова.

Следующий этап – разбор пьесы. Вместе труппа определяет сверхзадачу, иными словами, для чего они ставят спектакль. И только после того, как все поняли, что именно они должны делать, пьесу пробуют играть. Роли распределяют в самом конце – сначала дети делятся на группы и разыгрывают отдельные сценки, в процессе чего они могут перевоплотиться в разных персонажей и со стороны посмотреть, как это делают другие. В итоге те, кто получает роли по итогам проб, становятся взаимозаменяемыми.

Куклы для спектаклей не заказывают на фабриках или у специальных мастеров. Вера Вениаминовна учит детей мастерить их своими руками. Она уверена, что пока ребенок делает ее сам, он ее начинает любить. Каждой кукле вставляют игрушечное сердце – так она уже считается живой. Если голову делают из папье-маше, то ребенок знает, какие газеты у нее в голове, о чем она думает. Если куклу шьют из ткани, то в последнюю очередь вышивают глаза. В театре считается, что если кукла смотрит на человека, значит, ей уже можно причинить боль.

Верю – не верю

В спектаклях дети обычно начинают играть только с 9-10, а приходят заниматься в театре «ЛиК» с пяти лет. Все это время они учатся чувствовать пространство, постигают законы сцены – как нужно стоять, как двигаться, как общаться с партнерами, устраивают поэтические хоры. Чтобы подрастающим артистам не было скучно, для них придумали Театр моды. Участвуя в показе костюмов на определенную тематику, ребенок должен не только слушать музыку и взаимодействовать с другими участниками постановки, но и перевоплощаться в персонажа, не переигрывая при этом сам костюм. Без этих навыков они потом не смогут «оживить» куклу, потому что нужно самому обладать качествами артиста, чтобы научить этому ее.

«Это очень сложная задача. Однажды мы ставили спектакль, в котором были задействованы дети 5-7 лет. Они просто заходили в декорации и играли там каждый сам с собой, пили чай с куклами. Прошло время, прежде чем они начали делать это для зрителя – так, чтобы им поверили», - объясняет Вера Вениаминовна. Театр «ЛиК» живет по Станиславскому. Иногда руководитель студии даже на занятиях, указывая воспитаннику на ошибку в стихах или танце, говорит: «Не верю!»

На одном из таких занятий побывали и мы. В качестве разминки попрыгали, вслух считая прыжки, поиграли в театральные игры на развитие памяти, мышления и воображения. Шутка ли, когда 10 человек, взявшись за руки, пытаются уйти каждый в свой уголок и простоять там минимум три счета. Или когда они, встав в круг, пытаются удержать обруч на указательных пальцах? В речевых упражнениях те, кто занимался в театре, были далеко впереди. Отдельные звуки произносить было не так сложно, но когда дело дошло скороговорок, за детьми было не успеть. Казалось, что самая маленькая участница труппы, восьмилетняя Юля, лучше всех справляется с заданием. Она пришла в студию в сентябре и считала себя очень стеснительной. Но уже сейчас говорит: «Мне кажется, тот, кто боится сцены, совершенно не прав».

Ради этого Вера Вениаминовна и посвятила театру всю свою жизнь. Ей нравится раскрывать детей, помогать им стать смелее, увереннее, но при этом не потерять ту непосредственность, которая отличает их от взрослых. Про себя в шутку она говорит, что совмещает все театральные профессии. Но если выбирать одно слово, то это будет именно «учительница». Учительница по жизни. Так и только так.

Елена ЧЕТКОВА

Фото и видео Алисы ЩЕРБАКОВОЙ

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.