Собрать двигатель за минуту? Запросто! Чем еще удивит страна восходящего солнца?

Собрать двигатель за минуту? Запросто! Чем еще удивит страна восходящего солнца?

09.12.201910:45

Заместитель главного инженера АО «Уралэлектромедь» - начальник отдела развития производственной системы Мария Осипова поделилась впечатлениями о стажировке в Японии. Выпускница Президентской программы подготовки управленческих кадров вошла в состав российской делегации, преодолев конкурс в 8 человек на место. Встреча с горожанами в рамках проекта «Лекторий на заводе»  состоялась в Техническом университете УГМК

Это тебе не XXXIII век

Первая точка, на которой мы побывали, - это завод Nissan Motor, старейший в Японии, ему, как и Уралэлектромеди, 85 лет. Мы рассчитывали увидеть завод XXXIII века, но все оказалось не совсем так: роботизации там не очень много, и она совсем не такая, какую мы представляем по фильмам. При этом на Nissan Motor очень высокий уровень автоматизации и автономизации, когда, допустим, ты раньше подходил и самостоятельно брал деталь, а сейчас она скатывается к тебе по какому-нибудь желобку.

На заводе используются беспилотные транспортировщики. По полу проложена магнитная лента, по которой ездит симпатичная штуковина, очень похожая на Валли, – она доставляет различные комплектующие. У Валли есть специальные датчики, и, если ты к нему приближаешься, он останавливается перед тобой и начинает проигрывать музыкальную композицию до тех пор, пока ты не уступишь ему дорогу. Вместо резких сигналов и  гудков в цехах всегда будет играть приятная мелодия. Как нам сказали, это связано с тем, что предприятию важно сохранить душевное спокойствие сотрудников.

Рабочий день по 18 часов: как успеть домой?

Зарплаты в Японии достаточно высокие, и завод Nissan Motor - один из самых привлекательных для молодых специалистов в этом плане. Если они, не имея опыта работы, начинают карьеру на любом другом предприятии, им платят по 200 тысяч иен, то на Nissan Motor – 220 тысяч иен. Беда в том, что эти деньги фактически некогда тратить.

Смена на заводе регламентирована: люди работают по 12 часов пять дней в неделю, затем два дня выходных. Время работы офисных сотрудников тоже регламентировано, есть специальный человек, который буквально выгоняет из офиса, потому что нарушать трудовое законодательство нельзя, но люди спускаются в холл, садятся в кружок и продолжают работать, то есть рабочий день у них фактически длится 16-18 часов. Поэтому зачастую глава семьи живет отдельно, потому что он просто-напросто не успевает вернуться с работы домой. Около работы есть очень уютные капсульные отели, где можно поспать и утром снова на работу. То есть, живя в одном городе, он видится с семьей только по выходным. Причем бюджет ведет жена, она выдает мужу что-то вроде суточных.

Женщины в Японии работают мало. Типичная японская девушка мечтает выйти замуж за богатого японца и жить на его зарплату.

1 двигатель в минуту

На заводе Nissan Motor работают 1800 сотрудников, из них всего 30 имеют право собирать двигатели для Infiniti.

В минуту на заводе собирают один двигатель. Производство в высшей степени автоматизировано: на простых операциях сидят люди, а сложные, где высок риск ошибиться, выполняют роботы.

Отношение к бережливому производству у японцев не такое, как у нас. В России это максимизация прибыли: мы хотим снизить себестоимость и за счет этого заработать больше. В Японии бережливое производство – это воспитание нации. Допустим, работник допустил брак. Мы бы его наказали, уволили. А они отправляют его на завод, для которого он изготовил бракованную продукцию, извиняться.  

Культ упаковки и отсутствие урн

Следующий завод, который мы посетили, - мусоросжигающий. Всего в Токио их 23, и все они занимаются популяризацией своей деятельности. Завод построен таким образом, что туда очень удобно водить экскурсии, через панорамное стекло можно увидеть практически весь процесс.

Ежедневно в Токио сжигается 7-8 тысяч тонн мусора – это очень много. В год выходит 2 миллиона 700 тысяч тонн, раньше было 50 тысяч тонн. Теплом, полученным от сжигания мусора, отапливаются социальные объекты. Вообще, жители Токио крайне внимательно относятся к экологической обстановке, поэтому даже несмотря на то, что у этого завода высокие степени очистки и от него вообще не пахнет, руководство стремится найти с местными властями компромисс и строит нужный социальный объект, который живет за счет завода, например, бассейн.

На мой взгляд, японцы производят слишком много мусора, у них буквально культ упаковки. При этом урн нет вообще: это связано с терактом в метрополитене в 1995 году. В результате ты весь свой мусор будешь целый день носить с собой – пока не вернешься домой или в гостиницу.

Катастрофа с суицидами

Метро в Японии ходит как часы, поезд приходит не вовремя только в том случае, если на какой-то из станций совершен суицид. Самоубийство – довольно частая история для японцев: счеты с жизнью сводят те самые главы семейства, которые буквально живут на работе, высокий уровень суицидов зафиксирован среди школьников и подростков.

Сходить в туалет – целое шоу

В Японии – чистейшие бесплатные туалеты, которые есть повсюду. У японцев  относительно этой темы совсем другое мышление, у них нет предубеждений, что потребность сходить в туалет – это что-то грязное и плохое, это просто то, что делает твое тело.

В туалетах всегда есть бумага, крем, мыло, автоматические сушилки, пульт управления, на котором можно выбрать подогрев сидения или включить какую-то мелодию.

Жизнь: инструкция по применению

Японцы во всем четко следуют инструкциям и никогда от них не отступают. Как-то мы поехали в кафе, и наш сопровождающий предложил, чтобы мы заплатили за еду, а он возьмет на себя оплату налога. В Японии, совершая покупку, всегда платишь 10% от суммы. Мы оставили ему деньги за еду, а сами пошли на улицу. Его все нет и нет. Потом он выходит и рассказывает, что нашел слабое место в системе общественного питания.

В кафе он попросил сначала из каждого чека взять сумму за еду, а потом сложить налог, чтобы можно было отдельно его оплатить. И они не смогли его рассчитать, потому что в инструкции написано: берешь чек – там две суммы, складываешь их, оплачиваешь, и лишь потом ты можешь приступить к обработке следующего чека.

Сколько бы вы ни ездили в Европу или Юго-Восточную Азию, Япония – это совершенно другое. Поэтому я ее всем рекомендую! Только побывав там, можно понять, какая на самом деле эта страна.

Елена ВИКТОРОВА

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.