Староста состарится до выборов: чем обернется для поселков новый закон?

Статьи

Староста состарится до выборов: чем обернется для поселков новый закон?

04.10.201910:07

В верхнепышминских поселках опробуют новый порядок избрания сельских старост. Теперь одного только желания кандидата недостаточно – важно организовать явку и соблюсти ряд других условий. Одни считают, что это убьет инициативу на корню. Другие – что в процедуре «выборов» станет больше порядка

Выбирают будто президента

Федеральный закон внес изменения в порядок избрания сельских старост. Старостой теперь может быть исключительно человек с пропиской в населенном пункте. Голосовать за него имеют право тоже только жители с регистрацией. Порядок таков: в один день люди собираются на сход (должны присутствовать более 50% населения) и заполняют бюллетени. Если поселок большой, то голосование «дробят» на два или более этапов. Если более половины жителей поселка не собрались на сход, то он признается несостоявшимся. В этом случае орган местного самоуправления или сами жители могут спустя некоторое время заново организовать сход.

Ранее процедура была куда более простой: человек заявлял о своем желании быть старостой, и его кандидатуру утверждали органы власти.

«В стране много населенных пунктов, где старосты имеют достаточно большой функционал и вес в решении вопросов местного значения, поэтому, чтобы не было лишних споров, разногласий, злоупотреблений, и определен четкий порядок избрания старосты», - считает заместитель главы городского округа Верхняя Пышма по общим вопросам Николай Резинских.

Бескорыстная работа

Федеральный закон не обязывает иметь в каждом населенном пункте старосту. В городском округе Верхняя Пышма из 25 поселков старосты присутствуют лишь в 17. У каждого – свой срок исполнения полномочий: у кого-то он составляет один год, у кого-то четыре, у кого-то договор и вовсе бессрочный. Вновь принятые нормативные документы вносят ясность в вопросы определения сроков полномочий: старост теперь будут переизбирать на срок полномочий думы.

Староста – своего рода проводник между жителями и чиновниками различных уровней, подрядными организациями, региональными и сетевыми операторами. «По большому счету, этот человек избирается для того, чтобы доносить мнение населения до органов власти, представлять интересы жителей в тех или иных вопросах. Если собирается какая-то комиссия, совещание и мы не можем пригласить всех жителей населенного пункта, мы приглашаем старосту, который и представляет мнение жителей, и доводит до них официальные решения», - пояснил Николай Резинских.

Порядок избрания старосты усложняется, но никаких новых полномочий или зарплатных бонусов активисты не получат. Вся работа по-прежнему будет вестись исключительно на добровольных началах. Вместо зарплаты старосты получают лишь компенсацию, необходимую для работы, в том числе за транспортные расходы и канцелярию. В среднем в месяц выходит около 2,5 тысяч рублей на человека, в год на их деятельность в бюджете заложено порядка 650 тысяч рублей.

«В следующем году мы планируем выйти на сумму в 3 тысячи рублей на человека в месяц. Если старосты будут еще и добровольными пожарными дружинниками, то это еще плюс 2 тысячи, в случае реального тушения пожара сумма еще увеличится. Кроме того, в следующем году стартует Всероссийская перепись населения – мы их привлечем еще и к этой работе», - отметил Николай Резинских.

Институт сельских старост появился еще в Российской Империи. Это должностное лицо выбиралось на три года. Староста следил за состоянием дорог и мостов, сбором взносов и исполнением повинностей, соблюдением правопорядка. В случае необходимости он организовывал борьбу с пожаром, наводнением или эпидемией. В отличие от нынешних старост, он имел право выносить наказание за незначительные проступки: штрафовать на сумму до 1 рубля, отправлять на общественные работы до двух дней или под арест – тоже до двух дней.

Ни к селу ни к городу

По словам Н.Резинских, новый закон хоть и усложняет процедуру избрания старосты, но, по сути, на людях это никак не отразится. «В данном вопросе у нас есть три субъекта: орган власти, жители и непосредственно кандидат. Для самого кандидата сложностей никаких нет, кроме одного момента: он должен публично заявиться, ни с какими бумажками ему бегать не нужно. От жителей, кроме как прийти и проголосовать, больше ничего не требуется. Дополнительные хлопоты появляются только у органов власти, потому что нам надо подготовить списки, бюллетени, проинформировать население, подготовить нормативно-правовые акты, организовать процесс схода, далее составить протокол, проект решения думы и выйти с ним на думу. Очень много бюрократических вещей, но данная нагрузка ложится исключительно на администрацию», - комментирует он.

Самое неприятное из всего, что может произойти, - на сходе не соберется достаточное количество жителей для кворума. Однако в этом случае, как заверил Николай Резинских, без старосты поселок все равно не останется. Сход организуют снова, просто чуть позже.

«Очень хочется обратиться к жителям, чтобы они приняли самое активное участие в данном вопросе. Сейчас у жителей сельских населенных пунктов есть твердая убежденность, что поселки развиваются по остаточному принципу, что основные средства вкладываются в город, поэтому хочется, чтобы у каждой территории появилось лицо, которое будет ее представлять и принимать активное участие в подготовке и реализации программ на развитие сельских территорий», - говорит представитель администрации.

Между тем, сами старосты по поводу нового закона настроены менее позитивно. «Он просто убьет желание у людей вообще чем-то заниматься. Мы и так работаем на добровольных началах. А тут нам предлагают делать то же самое, при этом никаких дополнительных полномочий и привилегий», - высказался староста Красного Адуя Алексей Крагель.

По его словам, после такой сложной процедуры избрания староста будет ассоциироваться у людей не с выдвиженцем от народа, а наоборот, с чиновниками и соответственно, получит от населения дозу негатива. Да и собрать сход с первого раза тоже вряд ли удастся.

«У меня максимальное число собравшихся было 56, а так в поселке проживает 170 человек. Людей очень сложно собрать и к чему-то склонить, у меня по-настоящему инициативных наберется человек 15 всего», - рассказал Алексей Крагель.

Результат, по его мнению, будет такой: где-то останутся те же самые старосты, где-то этот институт и вовсе исчезнет.

Царица всея Нагорного

В первую очередь, это коснется малых поселков, где старост выбрать попросту не из кого, уверена староста Нагорного Елена Котова. «К примеру, в Мостовке старостой является Абрамов. И он там не прописан, хотя живет там и староста он хороший, за поселок всегда беспокоится. Им придется кого-то другого выбирать, а прописанных там немного, - объясняет Елена Котова. - Мне кажется, этот закон нужен в поселках, вроде Рублевки, где действительно есть борьба за власть, где серьезная конкуренция».

Что касается самой Елены Григорьевны, то она уверена, что на собрании люди ее непременно поддержат. А если не поддержат, то в ее жизни вряд ли что-то изменится. В любом случае за помощью побегут к ней, а она, конечно, отказать не сможет. Поэтому официально или нет, но без старосты Нагорный не останется.

В Нагорном Елену Котову называют «царицей», и не случайно: за 4 года она действительно решила множество проблем. В частности, именно она подняла вопрос с распространением туберкулеза, провела огромную профилактическую работу, лично подкармливала больных, которым было положено хорошее питание, занималась вопросом переноса детской площадки подальше от скопления неблагополучных жителей. Кроме того, она провела огромную работу с военными, которые проводят на местном полигоне учения, чтобы дисциплинировать их и не допустить конфликтов с жителями. Благодаря старосте, были собраны средства на отсыпку дорог, сейчас жители скидываются на установку камер. Алексей Крагель на посту старосты – уже 6 лет. Он лично контролировал подрядчика, который занимался устранением дефектов на водоводе, согласовывал площадки для сбора отходов. Помимо этого, на нем - уличное освещение, дороги, местные праздники. Однако не везде и не всегда старост любят. К примеру, в одном из поселков старосту едва не линчевали. Когда весь населенный пункт остался без света, в доме старосты почему-то горела лампочка. Жители пришли к нему на разборки. К счастью, выяснилось, что мужчина просто снял с автомобиля аккумулятор и запитал от него освещение.

Если говорить в целом о Свердловской области, то наиболее развит институт старост в отдаленных от Екатеринбурга поселках. Там жители понимают, что, к примеру, в случае пожара машина будет ехать до населенного пункта часа два, поэтому они самостоятельно решают часть вопросов. Любопытно, что в Верхней Пышме, несмотря на близость к Екатеринбургу, институт старост достаточно активен.

Первые на очереди по переизбранию старост в городском округе – поселки администраций Мостовского и Исети. Первые сходы состоятся уже в октябре.

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.