
Статьи
Город золотой: какие самоцветы вы найдете под Среднеуральском
Краевед Олег Георгиевич Симаков может говорить об уральских камнях бесконечно. Минералы – его страсть, а геологию он считает призванием. В его домашней коллекции много образцов: от строительных материалов, например гранита, до настоящих самоцветов. С каждым связана отдельная история и точка на карте, но перед мини-путешествием по следам местных старателей заглянем в город, у которого тоже есть свои тайны
Золотая жила
На месте Среднеуральска, основанного в 1931 году, раньше был хутор семьи Пошляковых. Их усадьба располагалась там, где сейчас универсам на улице Советской. Глава семейства, золотоискатель, за свое опасное увлечение поплатился жизнью. Мечта о богатстве обуревала старателей – по словам Олега Георгиевича, практически весь город стоит на золоте: «Оно приходит из земли либо с кварцем, либо с сульфидами. И то и другое здесь есть». Прямо в центре Среднеуральска, на перекрестке улиц Парижской Коммуны и Калинина, находится неприметный, заросший травой холм - слишком уж правильной формы. Туда, как предполагает Симаков, могли сбрасывать пустую породу от выработки драгметалла.
Сам он находил камни с вкраплениями золота неподалеку от поселка Исеть, в каменном карьере. Олег Георгиевич с учеником вскрыли линзу – так называются пустоты, которые остаются после извержения вулкана. Когда магма выходит на поверхность и остывает, частички содержащихся в ней минералов откладываются на стенках пустот, и образуются цеолиты. Несколько таких камней попались на глаза исследователям.
В середине самой линзы – перемычка, и в маленьком ее кусочке видны красные вкрапления меди, малахит и золотинки. «В карьере, кстати, продолжают добывать строительный камень, но только сверху. Снизу растет облепиховый лес – это вороны, наклевавшись в садах плодов, оставляли семечки на дне выработки. Мы в октябре ходили с ребятами, сладкая ягода была», - вспоминает краевед.
Дары земли
Рядом со Среднеуральском вдоль Уральского хребта по восточному склону идет глубинный тектонический разлом. Это кладовая самоцветов, а попасть в нее можно, если двигаться полтора-два километра в сторону Верхней Пышмы. Точные координаты Олег Георгиевич не назвал, только приметы: пониженный рельеф, торфяники и обилие грибов из-за богатого состава почвы. Однажды, возвращаясь с тихой охоты в этом районе, он обнаружил залежи халцедона – разновидности кварца. Раньше там сажали картошку, землю пахали весной и осенью, то и дело натыкаясь на камни, но по незнанию люди их просто отбрасывали. «Лет 20 назад это было. Я вышел из леса, а там… мать моя! Блестит!» - восторгается Олег Георгиевич. Один халцедон из его коллекции по форме напоминает Богородицу, во втором осевший графит образовал рисунок в виде елочки.
А вот совсем уж диковинный привет из доисторических времен. В 2008 году при строительстве водопровода в районе Верхней Пышмы рабочие вскрыли пласты с окаменелым деревом, чей возраст примерно 200 миллионов лет. Олег Георгиевич показал несколько кусочков: на вид обычный камень, только заметны годичные кольца, как у деревьев, и даже участки крепления почек и веток. Вскрытая порода имеет красноватый оттенок – по мнению Симакова, ее окрасил упавший железистый метеорит, поскольку в почве здесь железа нет.
Уральской находкой заинтересовались ученые из Европы и США (в штате Аризона находится один из крупнейших в мире национальных парков окаменелых деревьев). Только у американских экспонатов происхождение другое: стволы и ветки заносило в устье крупной реки, они оседали на дно и покрывались песком и глиной. Постепенно частички верхнего слоя заместили органику – так и получилась более светлая по цвету окаменелость. Образец этой породы весит гораздо тяжелее, чем обычный деревянный брусок.
Редкие находки
Похвастался Олег Георгиевич и раритетами - например, оранжево-красным минералом крокоитом. В мире всего шесть точек, где он когда-либо встречался, из них две – на Урале: в Березовском и вблизи поселка Первомайского (ГО Верхняя Пышма). На столе перед нами лежат и полудрагоценные камни аметисты - в 1987 году почти такие же, на тот момент очень дорогие, минералы подобрал с земли другой краевед, гуляя с собакой в окрестностях Мурзинки.
«В наших местах до сих пор можно найти самоцветы, но с 90-х годов, когда разрешили продажу минералов, их стало значительно меньше. Люди вычистили все старые отвалы и шахты», - рассказывает геолог. Сейчас камни можно купить в Екатеринбурге на всероссийской ярмарке минералов, которая проходит раз в месяц.
Частично оттуда, частично из своих запасов Олег Георгиевич берет сырье для поделок – картин, шкатулок, наборов ручек. Панно «Милая мордашка», где угадывается щенок, он изготовил из найденного между Новоуральском и Первоуральском мраморизованного известняка. Местные мраморы выходят на поверхность еще и по дороге на Ганину Яму, а также на Первомайке.
Другое панно – «На опушке» - из южноуральского офиокальцита. Камень настолько многогранный, что получилась картина-перевертыш: одним краем вверх видится лес, другим – озеро. В еще одной работе использован сиренево-фиолетовый чароит (его единственное в мире месторождение находится в Якутии). Краевед приводит занимательный факт: «Самым крупным покупателем чароита стал Ватикан, пустив его на отделку храмов и церковную атрибутику».
Перед работой Олег Георгиевич тщательно изучает материал, думает, как лучше его распилить, чтобы не испортить структуру и максимально раскрыть естественную красоту. Когда-то мастер передавал свои секреты молодому поколению, вел два кружка – радиоэлектроники и камнеобработки. На первый ходили ребята в белых рубашках, на второй – те, кто не боялся грязной работы, ведь у камнереза под ногтями всегда черно, да и дышать приходится пылью. Этих мальчишек наставник учил работать с камнем, чувствовать его природу, вместе они бродили по лесу в поисках минералов. «Помню, была у нас муфельная печь, к концу занятия мы запекали там картошку, макали ее в банку с каменной солью и общались. Человек 300 через меня прошло», - вздыхает Симаков.
Сегодня, к его сожалению, молодежь мало интересуется геологией. В основном спрашивают, сколько стоит готовый, красивый, отполированный самоцвет. А зря – в запасе у Олега Георгиевича наверняка еще много историй. По следам своих экспедиций он мог бы организовать самый необычный туристический маршрут.
Елена ЧЕТКОВА
Фото Алисы ЩЕРБАКОВОЙ
Парад
Другого пути нет - с отходами надо обращаться правильно. Безопасно. И только строительство центров позволит это делать....
Странно, тогда и суши роллы и бургерные надо закрывать, они тоже через окно торгуют....
Поздравляю всех верхнепышминцев и лично Андрея Анатольевича Козицина с днем Великой Победы!Желаю здоровья, счастья, мирного...
ВВ ПООБЕЩАЛ РЕПРЕССИИ.. ЕСЛИ ВСПЛЕСК БУДЕТ..И НЕ ГОТОВЫ... ВЫПОЛНЯЕМ УКАЗАНИЯ.