Поучительная история

Поучительная история

13.03.201915:31

Музей школы №25 охвачен переездом – одну комнату теперь займут экспонаты, а в другой будут проходить уроки. Руководитель музея, учитель истории Елена Спасова в декретном отпуске, но кипучая энергия не дает ей покоя. Оставив четырехмесячную дочку с папой, молодая мама поспешила на работу, чтобы представить корреспонденту КЗ своих соратников.

Танки наши быстры

Повод для встречи 11 марта – день рождения Уральского добровольческого танкового корпуса (УДТК). Для школьного музея он как талисман, с юбилейной выставки в прошлом году здесь забурлила жизнь. Импульс исходил от нового учителя, а ребята подхватили. Оформили стенд к 75-летию УДТК, придумали экскурсии, провели занятия для пятых классов… Выставка заняла второе место на межшкольном смотре в городском музее.

11-классницы Алена Сергеева и Мария Пегушина, готовившие экспозицию, уже выпустились. За старших товарищей отдуваются Элина Марина и Никита Агреськов, которые нынче в десятом классе.    

- Что могло бы сплотить современных россиян так же сильно, как наших предков - создание танкового корпуса?

 Элина: - Говорят, беды сближают…

- Какие? Например, если закроют интернет? Недавно митинг был в Москве и других городах в защиту интернета…

Э.: - Если интернет закроют, не все общество сплотится, а только молодое поколение.

Никита: - Пока я не вижу, что бы могло наше общество сплотить.

- Даже война?

Н.: - Никому не пожелаю через войну пройти. Это страшно. Война для нас – непонятная вещь. Как нам представить то, что даже наши бабушки и дедушки не пережили? Мы не можем судить о том, что было тогда. У меня прадед только под конец своей жизни начал рассказывать про войну.

- Хорошо, возьмем класс или школу. Есть у вас общее дело, которое объединяло бы?

Н.: - Есть волонтерский отряд, я его возглавляю, но в нем всего 20 человек из школы на 1,5 тысячи учеников. Хотя за год работы участников меньше не стало, наоборот, прибавляется.

- Какое место вы отводите истории в своей дальнейшей жизни?

Н.: - Изучаю историю для удовольствия. Планирую поступать в УрГУПС на управление процессами перевозок. Руководителю для общего развития история полезна, чтобы не совершать ошибок прошлого.

Э.: - Я в индивидуальный план подготовки внесла историю и, возможно, пойду в педуниверситет на истфак.

- А потом – учителем?

Н.: - Профессия хорошая, но, к сожалению, не оценивается по достоинству.

Э.: - Пока точно не знаю. А вот наша одноклассница, глядя на Елену Андреевну, захотела учителем истории быть.

- В чем секрет Елены Андреевны?

Э.: - В какой-то степени Елена Андреевна психолог и занималась с нами даже не ради самой учебы. Укрепляла нашу веру в себя. Постоянно что-то новое придумывала, сюрпризы, игры на уроках и в музее. Вторую половину восьмого класса и весь девятый она была нашим классным руководителем. И мы стали более-менее активно участвовать в жизни школы. 

Н.: - Елена Андреевна увлекла нас историей и поверила в нас. Дала толчок к развитию, нам до сих пор интересно. Это наш личный мотиватор. Главное, ей самой интересно. Через игру дает знания, и это затягивает с первого момента. Мы сразу пришли в музей, а раньше не было желания. Успеваемость по истории с ее приходом повысилась.

- Ваши любимые эпохи?

Н.: - Первые сталинские пятилетки – из-за подъема промышленности. Да, были репрессии, но меня впечатляет именно рост производства в таком масштабе.

Э.: - Царствование первого из Романовых – Михаила. Ему было 16 лет, наш ровесник. Стал царем, не ожидая этого, и все равно помог вывести страну из смуты.

- Чему вы научились как исследователи?

Н.: -  Получили опыт работы с информацией, столько сайтов пересмотрели – надо было анализировать, отсеивать. Сами создавали стенд, были гидами, проводили экскурсии, квест для младших классов. Я в процессе так вдохновился, что поднял архивы и написал сочинение о своем прадедушке-фронтовике.

Э.: - Вместе с другим педагогом, Натальей Викторовной Красновой, мы разработали проект по верхнепышминцам - участникам Великой Отечественной войны. Неплохо выступили на очной защите в Екатеринбурге, в интерактивном парке «История». Скоро в Ревде будет конкурс проектов об уральском характере. Я изучала подвиг Героя Советского Союза Павла Пологова. А вообще, все люди того времени – герои.

КСТАТИ

В Екатеринбурге с прошлого года действует Центр сохранения истории УДТК (ул. Репина, 19). Недавно там открылась новая выставка. С помощью интерактивной панели можно узнать об истории танкового соединения, его военных операциях и самих бойцах. Представлено свыше 450 артефактов, в том числе найденных на раскопках. К Дню Победы их количество превысит тысячу.

Напомним, что губернатор Свердловской области преподнес в дар музею копии архивных статей газеты «Уральский рабочий» 1943 года о создании УДТК.

Душа в душу

Внешне Елена Андреевна Спасова мало отличается от своих учеников. В Верхнюю Пышму она переехала из Екатеринбурга, где преподавала 9 лет. Новый коллектив выбирала тщательно:

 - Почему я остановилась на этой школе? Из-за душевности. Понравился школьный сайт. После беседы с директором поняла: мне здесь комфортно. Легко адаптировалась – коллеги готовы помочь и очень дружелюбные дети. На любую мою активность откликались.

Музеем давно хотела заниматься, это как хобби. Когда надоедает уроки вести, уходишь в творческий поиск. Мы здесь реализуем свои идеи. В музейном зале часто хочется что-то потрогать, а нельзя. И на выставке не уместить весь найденный материал. Поэтому мы придумали вот такие кубы – наклеивали на них отсканированные материалы из архива. Это заявления о вступлении в УДТК, рассказы про операции корпуса, про его ветеранов. Уральские танкисты прошли маршем по Европе, прославились во всем мире.

Наши ребята отследили по архивам судьбу двух из 11 жителей Медного Рудника, зачисленных в УДТК. Всего из поселка было подано 80 заявлений.

Мы ставили задачу узнать о вкладе Верхней Пышмы в создание танкового корпуса. Думаю, нам удалось показать на его примере, как желание добровольцев превращается в действие и результат.

Всем миром

Уральский добровольческий танковый корпус буквально вышел из народа. Все для него было сделано на Урале: от грозных Т-34 до обмундирования, включая знаменитые «черные ножи» - короткие клинки, наводившие ужас на врага в рукопашном бою. Ресурсы – денежные взносы и сверхплановый труд жителей Свердловской, Челябинской и Молотовской областей (ныне — Пермский край). Как только был брошен клич, поступило 115 тысяч заявлений, но у многих была заводская бронь, их нельзя было отрывать от станков. Лишь 9960 танкистов отправились в первое сражение УДТК на Курской дуге (июль 1943 года). Победу уральцы отмечали в Праге.

Люди отдавали последнее, чтобы снарядить танковый корпус. Так, работница склада готовой продукции Пышминского медеэлектролитного завода Екатерина Пономарева и ее мать Федосья Петровна перечислили 50 тысяч рублей, скопленных на строительство дома. Для сравнения: рядовая зарплата на военных заводах СССР тогда составляла 600-700 рублей, в прочих отраслях – 300-600 рублей. То есть сумма пожертвования Пономаревых сопоставима с первоначальным взносом по ипотеке в наше время.

Ольга ЛЕОНИДОВА

Фото автора

 

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.