
Зато мы делаем ракеты
Только представьте: рядом с нами по улицам Верхней Пышмы носятся вприпрыжку будущие авиаконструкторы, летчики, покорители космоса. С двумя увлеченными мальчишками и их преподавателем из Центра образования и профориентации побеседовал корреспондент КЗ.
…Три-два-один – пуск!
Когда восьмиклассник школы № 1 Дима Колчин учился в пятом классе, увидел сюжет по телевизору: дети мастерили планеры и запускали в небо. Дима пришел в Центр попробовать, начал с планеров, а потом так заболел ракетомодельным спортом, что хочет связать с ним жизнь.
Захар Гусев, ученик четвертого класса школы № 22, посещает кружок с семи лет. В 9 он придумал «домашний космодром» - электромагнитную установку для пуска ракет в закрытом помещении. На изобретение выдан патент, и Захар значится среди авторов.
В Центре еще несколько школьников-ракетомоделистов, у всех оформлены лицензии, обязательные для участников соревнований.
Спортсмен всегда сам собирает свою ракету. В ход идут бумага, ножницы, пластик, полиэтилен, пенопласт, клей и… лазерный станок для изготовления деталей. «Вот корпус, задний конус, обтекатель, - показывают мальчишки. - Стабилизатор - чтобы полет был ровный. Корпусная нить, двигательный контейнер. Твердотопливные двигатели нам выдают готовыми. К корпусу крепится система спасения для безопасного спуска на землю. Это может быть парашют, ротор, мягкое крыло, лента. Мы экспериментируем с материалами, с формой стабилизаторов, системами спасения. Например, делаем разное количество строп: 8, 12, 16, 24. Систему спасения делаем яркую, судьям ее должно быть видно хорошо».
Существует 12 классов моделей ракет. Верхнепышминцы выступают пока только в тех классах, где не требуется копировать реальные летательные аппараты.
Площадку состязаний (как правило, большое поле) делят на квадраты – стартовые зоны. По ним распределяют участников. Ракету помещают в пусковую установку – металлическую треногу, которая электропроводом подключена к аккумулятору. Высота полета ракеты достигает нескольких сотен метров.
Из года в год воспитанники и тренеры Центра берут призы турниров разного уровня. У Димы высшее достижение было в прошлом году - победа в классе моделей S3А (с парашютом) на международных и всероссийских соревнованиях среди детей до 14 лет. Захар в той же возрастной группе стал абсолютным чемпионом России еще будучи первоклашкой.
На вопрос, какие школьные предметы помогают им в моделировании – может быть, физика? – мальчишки кричат в один голос: «Физкультура!»
Ну да, за ракетой приходится бегать, иногда за километры от места запуска.
Полетит – не полетит
В ноябре на соревнованиях в Югре у Захара ничего не летело, и настроение было на нуле. «Ему пока тяжело переживать неудачи», - говорит преподаватель Катарина Сергеевна Гусева. Выводы спортсмен уже сделал: «Нельзя думать, что проиграешь или всех победишь. Нужно себе внушать, что просто летаешь в свое удовольствие».
В югорском городе Урае сражались представители Свердловской, Челябинской, Тюменской областей, Якутии, ХМАО. От Верхней Пышмы заявились три младших школьника, три юниора и трое участников взрослого чемпионата. Удача улыбнулась в классе S-9А (модели на продолжительность полета с ротором): первое командное место чемпионата. В личном зачете медали завоевали тренеры.
«То ли погода подвела, то ли ракеты были не очень хорошими, - говорит преподаватель. - Обычно привозим гораздо больше наград. Дима молодец, благодаря ему команда победила с отрывом около 250 очков. Но ребята не любят занимать командные места, ведь за них медали не дают».
Почему ракета может не взлететь? Иногда запал сгорает, не зажигая двигатель. Или происходит перехлест системы спасения ниткой, за которую она привязана. За нераскрытие системы – ноль очков. Бывает, замыкает установку или с предохранителя поторопились снять, и ракета поднялась раньше времени.
Потоки воздуха над разными зонами старта разные. Кому-то достаются такие места, с которых ракета уходит на максимум. У других ее придавливает к земле, и ничего не попишешь.
Улучить момент, когда небесная канцелярия сработает в твою пользу, – целое искусство. Ориентируются на птиц (не машет крыльями – восходящий поток), деревья, флаги, дым. Интуиция в помощь.
Готов - поднимаешь руку. Судьи показывают табличку с номером зоны, начальник стартов объявляет: «Зона такая-то, стартовый номер такой-то, ключ на старт, 5-4-3-2-1-пуск!». Удачный миг легко упустить, если начальник стартов занят.
Наконец ракета взмывает в небо, а на земле кипят страсти: кто крестится, кто молится, кто чертит «ритуальные знаки» на снегу… Таймер отсчитывает время полета до тех пор, пока яркая точка не скрывается из виду.
Состязания в каждом классе моделей ракет длились три тура по 1 часу, за каждый тур надо было успеть отлетать всем. И умудриться не замерзнуть на крепких северных ветрах.
Спортсмены из Верхней Пышмы сильны не только в практике. В теоретическом зачете партнер Димы по команде Алексей Шестаков занял второе место, сам Дмитрий – третье.
Багаж знаний прочно уложен в голове, потому что ребята регулярно готовятся к Королёвским и Семихатовским чтениям. Успешно защищают свои проекты перед профессорами и магистрами. Преподаватель объясняет: мы выбираем темы, связанные со Средним Уралом.
Потрогать историю руками
Захар сидит в обнимку с БИ-1 – первым советским реактивным истребителем. Масштабированную копию мальчик собрал из множества деревянных деталей, изготовленных на лазерном станке. Чертежи предоставили музей поселка Билимбай (на эвакуированном туда авиазаводе в Великую Отечественную войну самолет спроектировали) и Уралвагонзавод, где был налажен серийный выпуск.
«Летчик Григорий Бахчиванджи во время испытания погиб, - рассказывает Захар, - после чего все самолеты этого типа уничтожили». Руководитель добавляет: «Мы построили модель на стадии планера, еще без двигателя».
На Королёвских чтениях в Самаре за БИ-1 Захару достался лишь диплом участника: автор слишком мал, не вписался в возрастные лимиты. Но верхнепышминцев хорошо запомнили как «ребят, которые привозят модели». Неудивительно, ведь остальные дети использовали только фото- и видеопрезентации.
Дима Колчин выбегает из кабинета и возвращается с «Бурей» - макетом межконтинентальной крылатой ракеты 50-60-х годов прошлого века. Она принесла школьнику лауреатство второй степени в исторической секции чтений и поездку в «Артек».
Пластиковые детали напечатаны на 3d-принтере, покрашены в реальные цвета и склеены. Чертежей двигателя в разрезе не оказалось в доступе, пришлось искать дополнительные источники.
«Ракета стартовала из вертикального положения на высоту 17-18 километров, уходила в горизонт со скоростью 3 тысячи км/ч… Но из 19 испытательных запусков было только 4-5 удачных. На старте отказывала электроника, - без запинки отчеканивает Дмитрий. - Вскоре появились баллистические ракеты, и разработка крылатых прекратилась. Проект был забыт, материалы засекречены до 1990-х годов. Мы решили к нему обратиться, потому что титановые листы для «Бури» делались в Верхней Салде. Именно тогда в СССР была освоена обработка и сварка титановых сплавов».
Одну пластиковую «Бурю» верхнепышминцы подарили музею Самарского университета имени Королёва, вторая копия встречает посетителей на входе в Центр профобразования. А третья (на фото) – всегда рядом с Дмитрием.
Чем сбили шпиона Пауэрса?
Очередные Королёвские чтения совсем скоро, в конце января. Повышается их статус - приглашены участники из дальнего зарубежья, меняется площадка форума: Троицк вместо Самары.
Теперь Дмитрий собирается удивить комиссию ракетой 13-Д, которая создавалась во время Великой Отечественной на заводе имени Калинина в Свердловске. 1 мая 1960 года как раз под Свердловском этой ракетой сбили американского шпиона Пауэрса. Ему повезло остаться в живых.
«Параллельно по ошибке сбили насмерть нашего летчика, тогда еще не было системы распознавания «свой – чужой», - объясняет Дима. - Ракета стояла в зенитно-ракетном комплексе С-75, самом крутом по тем временам. Сейчас на вооружении находится одна из ее модификаций – 20Д».
Недавно ребята побывали на экскурсии в заводском музее, где с ними поделились технической информацией о ракете 13-Д. Дима с наставником уже прорисовывают макет в CorelDRAW.
Также от Центра на чтения отправится проект марсианской базы, им занимается направление научно-технического творчества.
«В прошлом году на Международном аэрокосмическом салоне в Жуковском мальчишек от техники было не оторвать, - вспоминает Катарина Сергеевна. - У нас был свой стенд, ребята качественно поработали. Дмитрий при помощи гугл-переводчика растолковал индусам, как действует электромагнитная пушка (на которую патент у Захара). В Самарском университете ребята выходили на связь с МКС, а с космонавтами-ветеранами беседовали вживую. Поездки мы организуем благодаря фонду «Достойным – лучшее». Талантливые дети учатся себя позиционировать, варятся в научной среде, обмениваются опытом со сверстниками. Культурную часть тоже осваиваем – Москву, например, уже знаем вдоль и поперек».
Пожелаем Диме, Захару, их товарищам и руководителям оставаться отличниками «Уральской инженерной школы» – областной программы, которую Центр образования и профориентации воплощает четвертый год.
Ольга ЛЕОНИДОВА
Фото автора
Молодцы!