Постой, паровоз!

Постой, паровоз!

08.08.201815:53

5 августа страна отметила День железнодорожника. Отличный повод прогуляться между стоящими на рельсах экспонатами Музея военной техники УГМК и послушать экскурсовода Ивана Сильченко

Перед нами прототип станции 1930-40-х годов (за основу взят вокзал Первоуральска). Часть составов двигаются на запад – везут оружие, изготовленное на Урале, часть – на восток: эвакуируют людей и оборудование заводов.

Где «лажают» фильмы про войну?

У раритетных вагонов интересная подвеска. Она совсем не похожа на ту, что делают сейчас, но в кино о военных событиях упорно показывают современную.

А еще мы привыкли, что паровозы протяжно гудят. Оказывается, чтобы машина издала такой звук, нужно лишить ее сил, максимально сбросив давление в котле. Получается, длинный гудок – штука эффектная, но энергетически неэффективная. Обычно сигналы подавались коротко и отрывисто.

Русский американец

Паровоз серии Еа спроектировали русские инженеры еще в Первую мировую, а выпускался он в США для Российской империи, затем для Советского Союза. Всего по ленд-лизу было поставлено более 1600 штук.

Однозвездочная теплушка

В этот грузовой вагон можно насыпать сена, поставить печку и путешествовать. Поместится 40 человек или 8 лошадей. В войну теплушки перевозили солдат и эвакуированное население.

Вопросы вызывает звезда в круге, изображенная на входе. Магический знак пентакль? В СССР магии не было. Лейбл, которым маркировалась военная техника американцев в 40-е годы? Нет, вагон отечественный.

Иван поясняет: звезда – советский символ, а круг обозначает ролик, ведь двери сдвижные, то есть открываются вбок по направляющей.

Кондуктор, нажми на тормоза

У теплушки с торца есть площадка – прообраз тамбура. Вот оно, место кондуктора, не занимать!  Кондукторы были в каждом вагоне, их задача – вовремя и синхронно тормозить, подавая друг другу сигналы флажками и фонарями. Централизованная тормозная система появилась гораздо позже.

Домик для «хомяка»

Железнодорожники до сих пор считают серьезной проблемой нагрев колесной буксы. Ее может заклинить, либо подшипник разрушается. В критических случаях это приводит к разбалтыванию колеса и сходу поезда с рельсов. Раньше на каждом остановочном пункте были специально обученные женщины, которые из шерсти валяли «хомяков» – большие комки. «Хомяка» пропитывали машинным маслом и укладывали в отсек рядом с колесом (см. фото). Во время движения шерсть наматывалась на ось, смазывая детали.

Бич машинистов – больная шея

Паровозы сконструированы так, что увидеть дорогу перед собой машинист способен только выглянув из кабины. Возле топки жарко, на улице холодно – типичная ситуация. Отсюда простуды, невралгия, заклинивание шеи и спины.

Зачем паровозу песочница

В одном из цилиндров на крыше паровоза хранился песок. Он подавался в трубки рядом с колесами, когда на крутом подъеме поезд начинал буксовать. Сейчас такую присыпку не используют – состав, перед тем как взять высоту, просто разгоняется.

«Овечка» прилетела из Заполярья

Когда-то на Крайнем Севере строилась железная дорога Салехард – Игарка. После смерти Сталина эту ветку забросили вместе с поездами. Зато уже в XXI веке их разобрали и по частям доставили на Большую землю вертолетом. Именно так попал в Верхнюю Пышму паровоз Ов, прозванный «овечкой». Имя легкомысленное, а родословная солидная: это потомок знаменитой серии О («основной») – самой массовой среди дореволюционных локомотивов.

К сожалению, не удалось посмотреть изнутри санитарные вагоны для легко- и тяжелораненых, где интерьер воссоздан до мелочей (экскурсии – только по предварительной записи). Зато очень вдохновили открытые платформы с зенитными установками для прикрытия поезда с воздуха. Как поется в советской песне, мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути.

По экспозиции гуляла Ольга ЛЕОНИДОВА

Фото автора

Благодарим за помощь коллектив Музея военной техники УГМК

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.