В музее автомобильной техники УГМК появилась главная скорая Советского Союза

В музее автомобильной техники УГМК появилась главная скорая Советского Союза

28.12.201614:59

Для нескольких поколений жителей СССР автомобили скорой медицинской помощи неизменно ассоциировались с продукцией Рижской автобусной фабрики – модификациями микроавтобусов РАФ-977 и РАФ-2203 «Латвия».

С распадом Советского Союза, в условиях отсутствия заказов на подобные машины и появлением конкурента в лице медицинской версии «ГАЗели», рафики довольно быстро исчезли с улиц городов. Но вспомнить, как выглядела главная скорая Советского Союза теперь можно в Музее автомобильной техники УГМК, в коллекции которого появился  РАФ-22031 «Скорая помощь».

Рижская автобусная фабрика стала первым предприятием СССР, начавшим выпуск микроавтобусов. К всемирному фестивалю молодежи и студентов 1957 года на предприятии, занимавшемся до этого изготовлением автобусов на базе ГАЗ-51А, был готов опытный образец – РАФ-10 «Фестиваль», первые же 10 серийных машин, получивших обозначение РАФ-977 «Латвия», были готовы в конце 1958 г.

Микроавтобусы сразу же были оценены работниками медицинской сферы: вагонная компоновка микроавтобуса позволяла не только довезти больного до медицинского учреждения но и начать оказание перовой помощи уже в пути. До этого машины скорой помощи в СССР строились на базе больших легковых автомобилей, таких, как ЗИС-110 и ЗИМ или уже на основе громоздких и неповоротливых грузовиков. Неудивительно, что довольно значительную часть выпуска РАФ-977 составляли медицинские модификации РАФ-977И, а затем РАФ-977ИМ. Но маленький завод в Риге мог изготавливать лишь 3800 автомобилей ежегодно. Лишь после строительства новых цехов в Елгаве, недалеко от Риги, и освоение в 1976 году новой модели РАФ-2203 эта цифра значительно выросла – новый завод позволял изготовлять более 15000 машин в год, и до половины из них выпускалась в модификации скорой помощи – РАФ-22031.

Как и все рижские микроавтобусы, РАФ-2203, комплектовался двигателем автомобилей Горьковского автозавода (на первых опытных моделях РАФ стоял двигатель «Победы», в «977» использовался мотор «Волги» ГАЗ-21, в новом поколении – двигатель «Волги» ГАЗ-24). Различные детали, узлы и агрегаты, также были унифицированы с продукцией советских автозаводов: приборная панель, к примеру, также была аналогична «волговской», а задние рессоры – такими же, как на автомобиле «Чайка». Рафики стали главными автомобилями скорой помощи в СССР.

Так, в 1990 году из 17000 произведенных автомобилей 8000 пришлось именно на медицинскую модификацию. Оснащение автомобилей (помимо специальной окраски) включало в себя четыре места для медицинского персонала (одно в кабине, три – в салоне), носилки для больного на специальном погрузочном устройстве (в комплекте были еще одни – складные, при необходимости можно было транспортировать двух человек). По бокам салона размещалось различное медицинское оборудование.

Кроме того, автомобиль комплектовался двухтональной сиреной, радиостанцией «Лен», специальными опознавательными фонарями с красными крестами на крыше, передним (для подсветки подъезда к дому) и задним (для удобства погрузки пациента) прожекторами.

Помимо обычных скорых РАФ-22031 существовали версии РАФ-22035 АЦПК для централизованной перевозки крови, автомобили реанимации, переоборудованные финской фирмой TAMRO, и другие версии.

РАФ-22031 выпускался с 1976 по 1987 год, с 1987 по 1992 год выпускалась модификация обновленного микроавтобуса, РАФ-22031-01, последней массовой рижской скорой стал РАФ-2915 на базе модернизированного РАФ-22038. Распад СССР и экономические неурядицы пагубно сказались на сбыте продукции завода. Тем не менее, до 1996 года альтернативы рижским скорым среди машин, производившихся на территории бывшего СССР, не существовало. Это позволяло предприятию худо-бедно держаться на плаву.

Лишь появление «ГАЗелей» окончательно поставило крест на перспективах предприятия и рафики довольно быстро исчезли с улиц и из гаражей станций скорой помощи. Это и неудивительно, ведь трудились автомобили без отдыха – за срок эксплуатации в 3,5 – 4 года в большом городе машина могла «намотать» 380 – 400 тысяч километров. Рижская автобусная фабрика за все время работы выпустила более 113000 медицинских автомобилей.

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.