Век живи – век учи: как решается проблема дефицита кадров в школах?

Век живи – век учи: как решается проблема дефицита кадров в школах?

04.10.201909:51

В течение прошлого года в Верхнюю Пышму переехала целая «школа» новых учеников (свыше 700 человек). Что касается учителей, то темпы прироста менее внушительные. Как в городе решают проблему дефицита кадров? Об этом в преддверии Дня учителя рассказала начальник управления образования Татьяна Балюкова

-Татьяна Владимировна, расскажите, пожалуйста, как начался новый учебный год? Сколько приняли учеников? И всем ли хватило места?

-Учебный год начался без эксцессов. Несмотря на большое количество учеников, мы всех усадили за парты. 1 сентября в школу пошли 11 тысяч 389 детей, из них 1,5 тысячи – первоклассники. Для сравнения: в прошлом году было 10 тысяч 636 детей. То есть в течение учебного года к нам поступили 753 учащихся – это достаточно много, практически целая школа.

Большой прирост учащихся – позитивная тенденция: к нам переезжают молодые семьи с детьми, они хотят у нас жить. Но появляются сложности с организацией образовательного процесса: не всегда хватает учителей, набираются большие классы. Конечно, школы реконструируются, но это мероприятие не на один год, в одночасье проблему не решить.

- Сколько всего сейчас учителей? Как решаются кадровые вопросы? 

-1 сентября вышли на работу 576 педагогов, в том числе 13 новых молодых специалистов, из которых один - мужчина. 13 - достаточно большая цифра, в предыдущие годы их было 4-6. Были периоды, когда не приходил ни один молодой специалист. Мы поздравили новых педагогов и очень надеемся, что они останутся в профессии надолго, несмотря на сложности: большую нагрузку, сложных детей и скромную зарплату в 11 тысяч рублей.

В связи со строительством новых школ и реконструкцией старых проблема с кадрами будет обостряться: к 2025 году, когда мы должны будем всех детей перевести на односменное обучение, нам нужно принять еще порядка 450 педагогов. Для решения кадрового вопроса мы проводим очень серьезную работу: участвуем в ярмарках вакансий в педагогических институтах, у нас есть возможность обеспечить специалистов жильем. К счастью, на сегодняшний день большинство муниципальных квартир отдаются именно в образование - сейчас в муниципальном жилье проживают 46 педагогов.

Мы отслеживаем специалистов из других территорий, которые переезжают к нам, беседуем с ними, пытаемся включить их в образовательный процесс. Сейчас в школах города работает 41 педагог, привлеченный из других муниципалитетов.

Сегодня выпускники могут заключить договор со школой, с пединститутом на целевое обучение. Такие абитуриенты имеют определенные льготы при поступлении. Сейчас от нашего городского округа в пединститутах обучается 13 целевиков.

Для популяризации профессии действует педагогический класс в Центре образования и профессиональной ориентации. Мы знакомим ребят с изнанкой профессии, чтобы они могли определиться, готовы они работать педагогами или нет. Популяризуем профессию и через различные конкурсы: «Живой урок естествознания», «Воспитание чтением», «Открытый педагог». На сегодня подано 30 заявок на конкурс «Открытый урок», он пройдет с 14 по 24 октября.

-Каков средний возраст педагога?

-47 лет. Еще четыре года назад средний возраст был 43 года. Порядка 30% учителей – пенсионеры.

-К 2025 году 450 педагогов набрать успеете?

- Четыре года назад мы разом вводили сразу 6 детских садов, для которых в короткие сроки искали воспитателей, то есть у нас уже есть подобный опыт, со школами мы попытаемся его применить.

-В этом году в программу младшей школы введен новый обязательный предмет – шахматы. Обучать есть кому?

-На сегодняшний день во всех первых классах есть шахматы. Для этого с 26 по 28 августа 58 педагогов начальных классов прошли курсы повышения квалификации. Предмет носит скорее ознакомительный характер, его задача – заинтересовать ребят, найти «звездочек», которые потом вырастут в гроссмейстеров.

- В городе активно проводится работа с талантливыми ребятами. Есть чем похвастаться?

- Буквально на днях пришла информация, что наши ребята из Центра образования и профессиональной ориентации, которые занимаются робототехникой, съездили в Калининград на Кубок РТК и привезли оттуда второе место. Третье заняли ученики школы №25.

Для выявления одаренных детей в течение года было проведено 58 муниципальных конкурсов и спортивных соревнований. Самый значимый из них – всероссийская олимпиада школьников. В муниципальном этапе олимпиады приняли участие 897 детей, то есть практически 18% от общего числа учащихся. Это означает, что дети у нас очень активные. На региональный этап мы отправили 17 победителей, из них трое стали призерами: Валентина Крохалева из школы №2 стала победительницей олимпиады по биологии и призером - по экологии, Ксения Шаравина, тоже из школы №2, - призер олимпиады по экономике, Полина Корякина (школа №1) – призер олимпиады по МХК.

Вообще работа по выявлению талантливых детей начинается еще в начальных классах. В феврале у нас проводилась защита исследовательских проектов среди самых маленьких. Было представлено 69 работ по четырем направлениям: филология, математика, естественные науки, окружающий мир. Старшие дети участвуют в научно-практической конференции: в прошлом году в 16 секциях было представлено 83 проекта. Один из учеников, Евгений Фаррахов, стал призером областной научно-практической конференции старшеклассников в исторической секции.

- Какова ситуация с доступностью дошкольного образования? Как проходит работа по открытию ясельных групп для детей с полутора лет?

-На сегодняшний момент порядка 7 тысяч малышей охвачено дошкольным образованием (91%). Все дети с 3 до 7 лет обеспечены местами. Что касается детей в возрасте от 1 года до 2 лет, то для них в этом году была открыта одна группа: в ДОУ №22. И работа будет продолжаться. Надо сказать, что сначала у мам был интерес, но сейчас эти группы не так востребованы. Современные дети в полтора года не очень готовы к детскому саду, мамам психологически сложно отпускать малышей. Как результат – они забирают своих чад из садика, и происходит чехарда с зачислением новых детей.

-В детских садах нет такого дефицита кадров, как в школах?

-В дошкольном образовании ситуация лучше. В этой сфере в городском округе работает 739 педагогов. Они так же, как и школьные учителя, показывают высокий уровень. В этом году на всероссийском смотре-конкурсе «Образцовый детский сад» победили 9 верхнепышминских детских садов.

-Несколько слов для педагогов ко Дню учителя…

-Обучение и воспитание – это дело государственное. Если государство не будет поддерживать педагогов, система рухнет. А педагогам – низкий поклон за то, что они, несмотря ни на что, остались в этой профессии. Здоровья им и благополучия на долгие годы. 

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.