«Сплю и вижу каскад…» Из жизни Анатолия Ивановича Дрыгина – Инженера и Человека

Статьи

«Сплю и вижу каскад…» Из жизни Анатолия Ивановича Дрыгина – Инженера и Человека

10.12.202011:17

Декабрь – месяц, богатый на юбилеи. 27 декабря 95-й день рождения отметил бы Анатолий Иванович Дрыгин. Старшее поколение позовских итээровцев помнит этого талантливого и требовательного инженера, который многое сделал не только для нашего города, но и для страны.

Наука и промышленность СССР в области производства редкоземельных элементов в 50-х годах прошлого столетия отставала от развитых зарубежных стран на 25-30 лет. За два десятилетия ученые и конструкторы Московского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института редкометальной промышленности («Гиредмет») совместно со специалистами Пышминского опытного завода (ПОЗ) не только нагнали это отставание, но и по многим направлениям опередили конкурентов. Одним из специалистов, внесших неоценимый вклад в это непростое дело, стал Анатолий Иванович Дрыгин.

В 1959 году он с отличием окончил Московский химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева по специальности «Технология радиоактивных, редких и рассеянных элементов» и по распределению был направлен на ПОЗ старшим инженером-исследователем в цех № 2, а через четыре месяца – сменным мастером в цех № 1. Так в нужное время в нужном месте оказался молодой специалист с прекрасной технической подготовкой.

Основным направлением работ цеха № 1 была отработка технологии разделения редкоземельных элементов (РЗЭ) из сплава хлоридов и гидроксидов земельных кислот, получаемых при переработке апатитового сырья Кольского полуострова. В основу технологии был положен метод дробной кристаллизации, позволяющий в лучшем случае получить диоксид церия чистотой 98 %, оксид лантана – 99,9 %, оксид неодима – 99,8 %.

С подачи главного инженера Г. И. Елисеева в сентябре 1962 года А. И. Дрыгина назначают старшим мастером цеха № 1 по разработке и внедрению технологий ионообменных и экстракционных процессов разделения редкоземельных элементов. Под его руководством монтируется оборудование для тоннажного производства РЗЭ методом ионного обмена: 10 колонн диаметром 1 000 мм и высотой 5 000 мм для приготовления и подачи растворов. Одновременно отрабатывается и внедряется разработанная в институте «Гиредмет» технология очистки РЗЭ от красящих примесей. В результате удается получить оксиды неодима, празеодима и лантана чистотой 99,99 %.

В течение 60-х годов технологии ионообменного разделения РЗЭ совершенствовались. В 1962 году А. И. Дрыгин был назначен ответственным исполнителем внедрения способа противоточного экстракционного разделения РЗЭ, разработанного в лаборатории института «Гиредмет». Хорошо зная работников цеха, Анатолий Иванович подбирает для внедрения новых технологий и оборудования самых грамотных, добросовестных и ответственных аппаратчиков, которые вместе с ним дневали и ночевали у запускаемого экстракционного оборудования. Как вспоминала одна из коллег Анатолия Ивановича А.В. Цветкова, в приватной беседе он однажды обмолвился, что в то время спал по 2-3 часа в сутки. Отработка технологии велась в круглосуточном режиме.

Из воспоминаний старшего аппаратчика цеха № 1 Николая Ивановича Золотарева: «Анатолий Иванович был требовательным, но справедливым человеком. Пуск первых экстракционных каскадов нуждался в постоянном контроле параметров и внимании к работе оборудования. Все мы жили одной мыслью: запустить его и получить продукцию. Удивительно, но мысли о деньгах были где-то на заднем плане, главным было чувство единения и свершения чего-то важного в нашей жизни и жизни завода. А однажды Анатолий Иванович сказал: «Сплю и вижу каскад…».

И этот прорыв наконец свершился: в мае 1962 года был запущен каскад по производству оксида лантана, в октябре – каскад для получения индивидуальных оксидов самария, неодима и концентратов европия, гадолиния и РЗЭ иттриевой подгруппы.

В 1963 году Анатолий Иванович Дрыгин стал главным технологом-химиком предприятия. При его активном участии в цехе № 3 ПОЗа было создано специальное ионообменное отделение высокочистых оксидов – единственное в СССР подразделение такого технологического уровня, продукцию которого использовали в оборонной промышленности, оптике, радиоэлектронике, атомной энергетике.

Следующим этапом развития экстракции на заводе стала разработка технологии получения оксида иттрия и других РЗЭ из так называемого продукта Р месторождения Меловое Казахской ССР. Все силы исследовательской группы цеха № 1 были брошены на решение этой задачи: нужно было отделить содержащийся в сырье радиоактивный актиний от продуктов его распада. Эта проблема была решена в короткие сроки.

Неоценим вклад Анатолия Ивановича в разработку технологий получения высокочистых металлов и их соединений методами электронно-лучевой плавки, электролиза, хлорирования, которая проводилась на заводе специалистами института «Гиредмет». В результате на ПОЗе было создано крупнейшее в СССР производство по получению всех шестнадцати (включая иттрий и скандий) высокочистых оксидов и химических соединений редкоземельных элементов, а также тугоплавких редких металлов. На основе проведенных работ предприятиям страны было передано 87 отработанных технологий с экономическим эффектом 46,4 млн рублей.

В 1966 году за участие в разработке технологии экстракционного разделения РЗЭ А. И. Дрыгин был награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР, а в 1972 году стал лауреатом государственной премии СССР «За исследования в области химической технологии».

В 1979 году А. И. Дрыгин успешно защитил диссертацию и стал кандидатом технических наук. Результаты его работы были опубликованы в 15 научных трудах и защищены тремя авторскими свидетельствами на изобретения.

За трудовые достижения и активное участие в техническом творчестве в 1970 году он награжден орденом «Знак Почета».

Двери кабинета главного технолога-химика были всегда открыты для всех. Но при этом он мог прямо и даже грубовато высказать свою точку зрения. В одной из смен цеха № 1 произошло технологическое нарушение. А. И. Дрыгин пришел на его разбор с сотрудницей ПТО, которая пыталась защитить мастера смены, говоря, что он работал, старался. На что прозвучал ответ Дрыгина: «Лошадь тоже работает. Думать надо…»

Он прекрасно играл в преферанс, делал это азартно, проигрывать не любил (а кто любит?), но относился к неудачам философски: «Не везет сегодня, повезет завтра». Очень любил праздники, особенно Новый год. В те времена продукты (а особенно фрукты зимой) достать было сложно. Но он часто бывал в командировках в Москве и, как правило, к Новому году старался купить фруктов, особенно цитрусовых. В ночь 31 декабря, как только куранты били 12 и многие жители Восточного поселка выходили на улицу к елке, он устраивался под ней за загородкой и всем, кто подходил к окошку этой загородки, наливал маленький шкалик водки и дарил «золотое солнце» – мандаринку… Такой он был – и Инженер, и Человек.

Источник: газета «Красное знамя»

 

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.