
Статьи
Уравнение из гениальных идей: о педагоге, который учил детей любить математику и жить
25 августа Галине Александровне Шурыгиной исполнилось 70 лет. Пятикратный лауреат премии Фонда Сороса среди учителей средних общеобразовательных учреждений, обладатель гранта президента РФ, почетной грамоты Законодательного Собрания Свердловской области, серебряной медали «За заслуги перед городским округом Верхняя Пышма», она 49 лет преподавала математику в школе № 2. И всегда не только учила, но и училась сама. Уйдя на пенсию, Галина Александровна и сейчас остается, что называется, в процессе.
Начался этот процесс еще в ее детстве. Через две недели учебы в школе первоклашка Галя сказала родителям: «Буду учителем... Только не таким, как наша». Почему? Да потому, что маленькая девочка, выросшая в атмосфере родительской любви, просто растерялась, когда учительница начала кричать на школьницу из не вполне благополучной семьи, у которой были не очень чистые тетрадки.
К счастью, на ученическом пути Галины Александровны были и совершенно иные примеры. После начальной школы она перешла в школу № 2. И до сих пор вспоминает учителя математики Веру Алексеевну Мужеву. Так как эта школа была восьмилетней, десятый класс девушка оканчивала в школе № 1. Там ей тоже повезло с учителями. Без учебников (не потому, что их не было, а потому, что учитель прекрасно знала предмет) влюбляла их в математику Раиса Филипповна Руденко. Удивительным человеком и преподавателем был Вильгельм Вильгельмович Шварц: «ненормальный» с точки зрения дисциплины класс он «усаживал» своей культурой поведения — никогда не кричал на детей, а просто смотрел на них, и уже становилось стыдно.
В школе насчитывалось 17 (!) выпускных классов. Это было в середине 60-х. Будущий педагог «дружила» со всеми предметами, и, когда она приехала на Карла Либкнехта в приемную комиссию пединститута, ей посоветовали: прежде чем отдадите документы на тот или иной факультет, сходите в читальный зал... И она сходила. Студенты филологического факультета были обложены первоисточниками так, что их не было видно за стопами книг. С физиками - та же картина. И только математиков — ни одного. Казалось бы, простейший, путь этот оказался тернист. Но выбор был сделан.
Язык богов и эрудитов
Что самое главное в приключениях? Трудности и интерес. И того, и другого у Галины Александровны, 15 августа 1971 года уже в качестве преподавателя переступившей порог родной школы, за всю жизнь было предостаточно. Уже потом, много лет спустя, она нашла в интернете высказывание, которое оценили ее ученики: «Математика — это язык, на котором боги разговаривают с людьми». Но приводила она для них и более доходчивые аргументы, зачем нужно знать этот сложный предмет: «Вы приходите в магазин за покупками. И, конечно, не будете у кассы вспоминать синусы и косинусы. Да и не надо. Математика, если вы не пренебрегаете ей, настроит ваш ум так, чтобы не только в магазине, но и в любой жизненной ситуации находить оптимальный способ решения задачи».
Ее выпускники проверили эту аксиому на собственном опыте. Через месяц после поступления в юридическую академию к ней заглянули девочки-выпускницы начала 90-х. И с ходу выпалили: «Хотим вам сказать огромное спасибо за то, что так серьезно учили нас математике». — «Так она вам вряд ли пригодится». — «Очень даже пригодится. Лектор только начинает читать, а мы уже предполагаем вывод».
Позже одна из этих девочек, Валя Руденко, получила приз от профессора из Америки, который учредил его за самый интересный вопрос.
Галина Александровна любит всех своих выпускников. Они живут в Верхней Пышме и Екатеринбурге, в Москве и Санкт-Петербурге, да по всему свету. У одних она была классным руководителем, другим открывала мир математики во время уроков. Гриша Пищулов — профессор Берлинского университета, математик, во время визита в родной город подарил Галине Александровне свою монографию о методах математического моделирования производственных процессов. Она улыбается: «Это высшая математика...»
Что наша жизнь? Игра...
У еще одного бывшего ученика, Игоря Устинова, мама и папа были слепые. После 7 класса мальчика буквально забрали в МГУ в лицей, который он окончил с отличием. Когда они с Галиной Александровной встречались последний раз, он уже был кандидатом физико-математических наук.
— Сейчас, наверное, профессор, — говорит она. И вспоминает: — Был такой случай. Из-за нестыковки расписания получился сдвоенный урок — седьмого и десятого классов. К доске выходит десятиклассник Костя решать тригонометрическое уравнение. Исписал доску на две трети. Горд неимоверно: учитесь, мелочь! И вдруг Игорь Устинов, в очках, волосы шишом, поднимает руку: «Можно, я решу?» Я его спрашиваю: «В три строчки уложишься? Не хочется стирать то, что сделано». Он: «Уложусь». И действительно решил. Потом Костя, когда в рекреации школьников оказывался Игорь, провозглашал: «Братцы, вундеркинд идет! Не трогать!»
Еще Игорь заразил класс игрой: с использованием функций загадывать буквы русского алфавита. Кто дойдет до «я», тот и выиграл. Ребята занимались этим в переменку. Если у кого-то не получалось, Игорь объяснял, что надо сделать. Может быть, он шел по стопам учителя. А может быть, игра в математику оказалась настолько увлекательной, что уже не казалась сложной? У каждого из учеников было свое мнение. Тот же десятиклассник Костя, который застал еще время, когда Галина Шурыгина была по совместительству пионервожатой, по прошествии лет сказал: «Я ходил на уроки математики только потому, что было интересно, что же Вы еще придумаете». И она придумывала.
У них был «Музей дурацких мыслей» и «Метод Тараса Бульбы». В первом случае каждый мог высказать свою идею решения задачи. Те мысли, что были действительно дурацкими, отправлялись в Музей. А сколько смеха при этом было!
Неизбежно кто-то высказывал предположение, которое поворачивало процесс решения в иное, правильное русло. И тогда начиналась совместная работа. Метод Тараса Бульбы — тоже штука интересная: это по аналогии с «Я тебя породил, я тебя и убью»: возводим в квадрат — извлекаем из квадрата, умножаем на Х — делим на Х... В общем, все просто — для посвященных.
Посвященными были все, кто учился у Галины Александровны математике.
— Всех не перечислить. У меня очень много хороших ребят, — рассказывает она. — В предпоследнем выпуске из 24 человек 16 — медалисты (за этот «медальный» выпуск Г. А. Шурыгину наградили Почетной грамотой Заксобрания Свердловской области - прим. ред.). Ну, это благодаря родителям. Мы очень дружно жили. Класс был очень активным. Четверо окончили УПИ с красными дипломами. А в последнем выпуске 7 человек сразу поступили в вузы Санкт-Петербурга. У меня есть выпускники, которые учатся в МФТИ, в Институте им. Баумана. Как-то в 8 классе ребята узнали, что идет межвузовская олимпиада. Я пошла к директору, нам разрешили: поезжайте. По итогам этой олимпиады несколько человек были награждены дипломами, а двоих пригласили учиться в СУНЦ УрФУ без экзаменов. Сейчас они — студенты московских вузов.
Сложная красота
Галина Александровна всегда считала, что равняться надо на сильных учеников. И добилась, чтобы в школе №2 появился математический класс. Приезжала большая аттестационная комиссия, сложное задание для экзаменов получали в специальных пакетах. Были случаи, когда родители уговаривали взять в класс детей, совсем, казалось бы, не склонных к математике. И что же? Дети подтягивались в учебе. Один мальчик, уже поступив в институт, на первом же курсе стал победителем олимпиады по математике.
— Не надо упрощать математику, — говорит Галина Александровна. — Она интересна своей сложностью. Последнее время мы с ребятами занимались по учебнику для математического класса, плюс Сканави — сборник для поступающих в вузы, мы все это проходили полностью.
В ее арсенале педагога были учебники 63-го и 58-го года издания. И если она брала их в руки, ребята дружно говорили: «О-о-о!», потому что знали, что будет предложена какая-то очень сложная и красивая задача. Математика вообще красивая наука. Как считает Галина Александровна, даже считать надо уметь красиво. В уме, не на калькуляторе. Это очень развивает ум.
Главное – быть человеком
До последнего времени Галина Александровна была экспертом комиссии по присвоению медалей, экспертом областной комиссии по проверке ЕГЭшных работ. Семнадцать лет работала методистом города по математике.
огда она стала лауреатом Фонда Сороса (а это звание присваивали на основе опроса студентов первых-вторых курсов институтов), начала участвовать во встречах стипендиатов. На одной из них её убедили, что надо подать заявку на Всероссийский конкурс работ по математике. Надо — значит надо. Готовилась скрупулезно. И все-таки результат — грант Президента — оказался неожиданным. Но самая главная награда для учителя, считает Г. А. Шурыгина, — ученики, которые стали людьми.
Для нее — дочери фронтовика, свято все, что связано с войной. И свое отношение она старалась передать детям. С первым выпуском они ездили по местам боевой славы Ворошиловградской области. Были в Донецке, Ровеньках и Краснодоне, на шахте Богдан, где 5 тысяч мирных жителей были сброшены в шурф. А с последним выпуском поставили спектакль, назывался он «Суд над высшим злом». Ребята играли и плакали. Потом родители говорили: «Мы не знали, что наши дети на это способны».
Галина Александровна верит: чтобы дети выросли людьми, их надо учить — развивать ум и сердце, их надо любить. Надо быть для них Учителем. Она им и стала.
Вместе с учениками было сделано много хороших дел: они собирали продуктовые наборы и поздравляли с праздниками учителей-ветеранов, отвозили игрушки детям-сиротам, одежду — нуждающимся. Галина Александровна верит: чтобы дети выросли людьми, их надо учить — развивать ум и сердце, их надо любить. Надо быть для них Учителем. Она им и стала.
Источник: газета «Красное знамя»
Парад
Другого пути нет - с отходами надо обращаться правильно. Безопасно. И только строительство центров позволит это делать....
Странно, тогда и суши роллы и бургерные надо закрывать, они тоже через окно торгуют....
Поздравляю всех верхнепышминцев и лично Андрея Анатольевича Козицина с днем Великой Победы!Желаю здоровья, счастья, мирного...
ВВ ПООБЕЩАЛ РЕПРЕССИИ.. ЕСЛИ ВСПЛЕСК БУДЕТ..И НЕ ГОТОВЫ... ВЫПОЛНЯЕМ УКАЗАНИЯ.