Код нации: в Музее военной техники УГМК сняли мини-сериал о войне

Статьи

Код нации: в Музее военной техники УГМК сняли мини-сериал о войне

07.07.202015:00

Группа школьников приходит на экскурсию в музей вместе с учителем. Как и все обязательное, рассказ про танки и самоходные установки кажется им неинтересным. Один подросток, Никита, даже отстает от класса, зависая в телефоне. Все меняется, когда он остается в зале один и случайно натыкается на фотографию танкиста Тимофея Федорова, датируемую 1943 годом. «Блин, да это ж я!» – удивляется он. Так начинается сериал «09-05-45».

Видеопроект, снятый в вертикальном формате специально для мобильных устройств, вышел в инстаграме Музея военной техники накануне годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Сериал состоит из четырех серий длительностью не более 10 минут: первая была опубликована 9 Мая, заключительная увидела свет 24 июня – в день, когда началась война. «09-05-45» – это одновременно и пароль, который разблокирует экран на телефоне в заставке сериала, и отсылка к знаменательной дате, и код, который зашит под кожей каждого русского человека и объединяет четыре поколения одной семьи.

– Никита – типичный подросток. Если он увидит что-то интересное, первой его реакцией будет достать телефон, снять видео и выложить его в соцсетях. Старшее поколение считает, что это определенно плохо. Я же думаю, что все зависит от контента и от умения пользоваться таким ресурсом, как интернет, – рассказывает режиссер проекта Арина Охлопкова.

Наведя камеру смартфона на QR-код, напечатанный на информационной табличке около танка Т-34, Никита попадает на страницу в Википедии, узнает про конструктора легендарной боевой машины Михаила Кошкина, а затем начинает искать дополнительные фото с танком и находит истории людей, чью судьбу перечеркнула война. «На войне кто о чем мечтал, а я одно загадывала: дожить бы до 18-летия. Не верилось, что когда-нибудь можно будет встать и идти по земле, а не ползти», – читает он вслух воспоминания полевой медсестры.

Постепенно отношение героя к войне меняется. Из абстрактной темы, навязанной учительницей, она превращается в личную историю про него и его семью: про отца, который занимается программированием и моделированием 3D-моделей танков, про деда, который всю жизнь помнит, как провожал на фронт своего папу, того самого танкиста с фотографии в музее. Он обещал ему вернуться и вместе мастерить игрушки, но так и не пришел домой. И эта детская боль возвращается слезами, которые текут по щекам пожилого уже человека. Ведь фотография из музея – первая и единственная, на которой он видит, как выглядел отец. Остальное не сохранилось.

– Основная часть нашей съемочной группы – это поколение 90-х. Даже исполнителю главной роли, актеру екатеринбургского Центра современной драматургии Андрею Лукьянову, на самом деле уже 28 лет, – делится Арина Охлопкова. – Мы знаем ценность нашей истории, но все это приходит с возрастом. У меня у самой интерес к родословной своей семьи проснулся, когда я получала второе, историческое, образование. Мне удалось найти предков до 12 колена, и это открывает другой взгляд на себя. Когда за тобой стоит огромная армия и ты знаешь, что это за люди, кем они были, чему посвящали свою жизнь, то увереннее идешь по жизни. Этим опытом очень хотелось поделиться.

Для этого выбрали необычный вертикальный формат, который подходит современному зрителю, привыкшему смотреть на мир через экран мобильного устройства, и сокращает дистанцию между прошлым и настоящим. У режиссера Арины Охлопковой уже был опыт похожих съемок, когда она работала над клипом «Палубы» для группы «Чайф», однако впервые в России история показана не только со стороны, как это обычно бывает в сериалах, но и изнутри смартфона – так, как будто зритель проник по ту сторону экрана телефона Никиты.

Фотография его прадеда, танкиста в музее, сделана с помощью фоторедактора, в реальности такого человека не существует. Но может быть, кого-то история этого подростка вдохновит на то, чтобы заново начать искать информацию о своих предках, не вернувшихся с войны, – даже если, как и в этом инстаграмном кино, предыдущие поколения неоднократно писали в газеты и архивы, и ответом им была горькая тишина.

Источник: газета «Красное знамя»

 

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.