Витаминка для соперников: как верхнепышминский гонщик стал лучшим в России?

Статьи

Витаминка для соперников: как верхнепышминский гонщик стал лучшим в России?

19.03.202011:59

Желтую машину гонщика Андрея Тюрина сразу видно на трассе. Обладателю Кубка России-2020 по зимним трековым гонкам в классе автомобилей А1600 этот цвет победы достался по наследству. Как в свое время и его не менее титулованному старшему брату Виталию.

Копейка на выживание

Они оба с детства интересовались техникой, гоняли на мопеде, зависали в гараже и в автоспорт пришли из хоккея. Андрей Тюрин в прошлом выступал в Высшей лиге за екатеринбургскую команду «Динамо-Энергия» и параллельно помогал старшему брату на стартах, как он говорит, в качестве секунданта: в какой-то момент был на подхвате у механика, брал на себя организационные моменты.

«Для нас все началось с авантюры», - рассказывает он, имея в виду гонки на выживание, которые проводились в Екатеринбурге на стадионе «Юность» в 2000 году. Именно тогда через знакомых им досталась первая классическая машина с каркасом жесткости. В остальном они свою «копейку» к старту готовили сами. После гонки машину ждал вынужденный перерыв длиной в 6-7 лет. Ровно на столько «Классику» как класс убрали из соревнований в связи с тем, что на старт в этой дисциплине выходило слишком мало гонщиков.

Неказистые на вид «Жигули», «Ижи» и «Лады» с переделанной в соответствии с техническими требованиями «начинкой» на самом деле – дорогое удовольствие. На желтой «Калине», на которой Андрей Тюрин выиграл Кубок России в этом году, доработан мотор (1600 – это объем двигателя в кубических сантиметрах), коробка передач, заменена подвеска, амортизаторы, поставлено специальное сидение, шеститочечные ремни безопасности и т.д. В сумме всё это превышает стоимость обычной гражданской машины в два, а то и в три раза. И если сейчас Тюрины уже знают, какие именно детали нужны и когда подходит срок их замены, то в самом начале набили в этом вопросе много шишек.

«Покупаешь деталь – ставишь, не подходит – покупаешь другую. Бесконечный круговорот, денег потратили уйму, работали для этого не на одной работе», - делятся они.

Дорогие маневры

Кубок России по трековым гонкам в этом году проходил в три этапа: с 25 по 26 января в Кургане, с 7 по 9 февраля в Тюмени и с 22 по 23 февраля снова в Кургане. Зрелищные соревнования собрали много зрителей: обычно их проводят на ипподромах, и на трибунах закольцованную трассу длиной в 1200 или 1600 метров видно очень хорошо. В каждом заезде одновременно стартует шесть машин, вместе они проезжают четыре круга. И несмотря на то, что по правилам прямые контакты запрещены, без этого все равно не обходится, когда на скорости в 130 км/ч участники заходят в поворот на скользкой трассе. Выбора у гонщика не много: с одной сторонытрек огораживает снежный вал, страхующий от выноса на трибуны, с другой едут соперники. Попадешь на снег – можно зарыться и не выехать, а в схватке за более выгодную позицию есть опасность перевернуться.

В гонках, как и в любом другом экстремальном виде спорта, часто возникают внештатные ситуации, и Андрея Тюрина они не обошли стороной. «В 2015 году, когда я впервые сел на классику, пришлось чуть-чуть перевернуться, полежать на бочине, потом встать на колеса и финишировать. В итоге занял третье место», - рассказывает он.

После этого случая на следующем этапе у гонщика остался небольшой мандраж, но психологический барьер удалось перебороть, как только закончился стартовый отсчет и загорелся зеленый: нужно было думать о том, как ехать вперед. В этом году таких инцидентов удалось избежать, по итоговым протоколам Андрей набрал 230 баллов и финишировал на трех этапах первым, вторым и шестым соответственно. На заключительной гонке в Кургане Тюрин не стал бороться за призовое место намеренно: очков уже хватало, машину решили поберечь и не лезть в борьбу. Если бы в результате нее последовал технический сход, «золото» по сумме баллов могло бы уйти к другому. Но самое страшное даже не это, а финансовая сторона вопроса - восстанавливать машину очень дорого.

Андрей выступает не только зимой в трековых гонках, но и летом в ралли-кроссе. Между сезонами спортсменам обычно дают небольшой перерыв в полтора-два месяца, и за это время нужно успеть подготовить автомобиль. Братья Тюрины все делают сами. После сезона в первую очередь меняют навесное железо, потому что оно мнется и бьется во время гонок. Кузов и крылья выпрямляются, отправляются в покраску, а дальше машину разбирают до болта: каждую деталь нужно тщательно осмотреть, чтобы выявить все возможные неполадки. Если запчастьне сломана, но ее внешний вид вызывает сомнения, гонщики ставят новую, чтобы исключить сюрпризы на трассе. 

Брат и брат-2

В их спортивной карьере был период, когда и Виталий, и Андрей были действующими спортсменами и оба выступали на соревнованиях. Чтобы исключить конкуренцию между собой, они выходили на старт в разных классах: младший на классике, старший в самом массовом заезде Д2Н на машинах, максимально приближенных к стандартным.

Заезды проходили в один день, и тот, кто выступал раньше, потом подсказывал, как лучше пройти трассу. Кроме того, Тюрины вели друг друга по треку. «Мониторов никаких для этого нет, все делаем по рации. Приходится бегать искать ближайший холм, с которого видно трассу. Кто нашел горку или взобрался на гараж, тот и молодец», - шутят они.

Сейчас Виталий временно не выступает. Трехкратный чемпион России, обладатель Кубка России в классе Д2Н, он работает тренером в школе по автомотоспорту в Верхней Пышме, и, кроме детей и нескольких взрослых, тренирует своего брата. Занимаются они почти каждый день, правда, не за рулем гоночной машины – из-за ограниченного ресурса ее нужно проверять через каждые 2-3 гонки, поэтому вкатываться на ней очень дорого, да и подходящихтрасс в области нет. Тренировки проходят на картинге спортивной школы.

«Это дает ощущение автомобиля, развивает баланс, резкость, выносливость, реакцию пилота», - объясняет Виталий Тюрин.

С секундомером он замеряет скорость, разбирает с братом каждый поворот, вырабатывая тактику. Помимо этого, Тюрины ходят в спортзал, играют в хоккей и футбол. Физические упражнения тренируюткоординацию движений и помогают лучше зайти в поворот. А другие занятия дают выносливость.

«Она гонщику очень нужна. Летом на ралли-кроссе мы едем в плюс 30 в закрытой машине, в плотном гоночном костюме. Часто еще и с работающей печкой – ее мы включаем, чтобы мотор не перегрелся и не закипел. В такой духоте на финиш приезжаешь весь мокрый, поэтому нужно уметь выдерживать недостаток кислорода», - рассказывает Андрей.

Титулы не жмут

Почувствовать трассу перед гонкой они могут, только если организатор дает один-два дня на раскатку перед ней. На соревнования Тюрины ездят вдвоем, берут с собой разве что механика. Гоночную машину везут на прицепе, а с ней по сути едет еще одна, но в разобранном виде – это мотор, коробка, привода, подвеска на случай экстренного ремонта.

Перед стартом таких титулованных гонщиков, как они, обычно объявляют со всеми регалиями и, чтобы справиться с таким грузом ответственности, старший в последние несколько лет спал в машине, пока ее ставили на старте (процедура занимает 30-40 минут), младший просто старается в речь комментатора не вслушиваться. «Мы все это уже проходили, так что коленки у нас не трясутся», - уверяет Андрей.

Они оба мастера спорта, оба уже давно сделали себе имя в автоспорте, но по-прежнему ремонтируют автомобили за свой счет и не купаются в доходах от своих побед. «У каждого из нас есть обычная жизнь, мы работаем и таким образом обеспечиваем себе занятие своим хобби», - рассказывают они.

Братья Тюрины называют гонки профессиональным увлечением и смыслом жизни одновременно. Эти чемпионы не числятся ни в одной из гоночных команд и все свои кубки везут в родную школу по автоспорту в Пышме. В надежде, что для будущих поколений спортсменов благодаря этому найдутся дополнительные бюджеты. А может, хватит и на них самих.

Фото Алисы ЩЕРБАКОВОЙ, Антона БАСАНАЕВА, Антона МИХАЙЛОВА (@tony_mikhailov  и @trek400_ekb)

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.