
Статьи
С лицензией обЛОМ: как вывести из тени сборщиков металла?
Канализационные люки, кладбищенские заборы, садовый инвентарь... Все это собирается недобросовестными гражданами и сдается в нелегальные пункты приема металлолома. Причем в последнее время проблема обострилась. Чтобы справиться с ней, нужны кардинальные меры, уверены в Союзе малого и среднего бизнеса Свердловской области. Там готовят обращение в Генпрокуратуру РФ
Ущербная арифметика
По словам директора по промышленности Союза Алексея Наношкина, рост объема металла криминального происхождения в пунктах приема лома связан прежде всего с экономической ситуацией в стране: благосостояние граждан снижается, и они начинают искать дополнительные источники дохода. Это происходит примерно каждые 5-7 лет. Особенно остро проблема стоит в малых городах, где уровень жизни чаще всего низкий.
«С начала года, если не ошибаюсь, мы четыре раза обращались в полицию. Всего за этот период украдено порядка 17 крышек люков – умножайте эту цифру на 5, и вот она сумма ущерба – порядка 85 тысяч рублей! – рассказывает директор верхнепышминского водоканала Сергей Барменков. – Это, конечно, наш убыток, ну и безопасность жителей. Как правило, воруют там, где удобно: на тротуарах или в каких-то удаленных от центра темных переулках. В результате человек может просто не заметить открытый колодец и упасть. А если это происходит на дороге, то в колодец может попасть машина. В этом году, например, был случай, когда на Уральских Рабочих прямо на перекрестке с Кривоусова утащили крышку люка».
По словам Сергея Барменкова, для борьбы с воришками крышки люков частично, где это возможно, заменяют на пластиковые, где невозможно – на шарнирного типа. Последние просто так не вытащить и не погрузить в машину. Но и в этом случае предприимчивые горожане выходят из положения.
«Резкий удар чем-то твердым или железным – шарнир остается на месте, а сама крышка разбита. А им же не изделие нужно, а вес, поэтому они все равно его утаскивают. Справиться с этим можно, только если ввести запреты на законодательном уровне и установить серьезные штрафы. Причем проверять нужно даже те пункты, у которых есть лицензия, и очень строго их наказывать, причем наказывать не только за люки, но и за осколки, потому что сейчас полиция приходит, а они показывают, что вот, люков нет, есть лом», - продолжает директор водоканала.
Нелегальными сборщиками металла займется Генпрокуратура
Ситуация на кладбищах значительно лучше. Как рассказал руководитель Специализированной похоронной службы городского округа Михаил Головачев, с начала года к нему по поводу кражи оградок обращались дважды.
«Мы сразу отправляем в полицию. Факт, что эти оградки были, не зафиксирован. Многие же приходят и говорят: у меня украли оградку – поставьте новую. А была она или нет – непонятно. По крайней мере, участковый ко мне ни разу не подходил с опросом по поводу того, что у нас с территории что-то украдено», - прокомментировал Михаил Головачев.
Он добавил, что расцвет массовых краж на кладбищах пришелся на 2012-2013 годы. «Тогда это было постоянно, потому что металла как такового не было, и пункты принимали все подряд. Сейчас в этом плане, вроде бы, все отрегулировано. Даже если у нас скапливается какой-то металлолом, мы обязательно готовим документы о том, что его сдает организация, которая занимается содержанием кладбища, только в этом случае его принимают», - пояснил Михаил Головачев.
В бизнес напроЛОМ – за доходом в 150 тысяч
По оценкам Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области, около 20% ломопереработчиков работают нелегально.
«Свердловская область - промышленный регион, металлургические и машиностроительные предприятия - основа бюджета области. Большую часть лома для работы этих предприятий собирает малый и средний бизнес. Количество нелегально работающих пунктов по приему лома растет. На фоне добросовестных организаций по сбору и переработке лома работают нелегальные пункты по приему лома. Их деятельность очень привлекательна для теневого сектора экономики. Доход с одной площадки составляет не менее 150 тысяч рублей в месяц. Деятельность таких пунктов несет явный характер хищения, больше 80% лома на таких площадках криминального происхождения. Отсюда - проблемы воровства канализационных люков и обрывы проводов, а это угрожает жизни и здоровью граждан. Свердловская область теряет от нелегальной деятельности таких площадок десятки миллионов рублей на налогах», - считает Алексей Наношкин.
Для выявления нелегальных площадок Союз активно взаимодействует с прокуратурой и МВД.
«Закрытие и пресечение работы таких пунктов – это исключительно вопросы надзорных органов. Полиция в силах максимально жестко действовать в рамках закона с таким видом незаконного предпринимательства. Система должна быть выстроена таким образом, чтобы физлица и компании знали, что, если они открывают площадку по сбору лома без лицензии, то на следующий день их просто закроют. Во многих случаях речь идет о коррупционной составляющей, и это главная проблема. Если, например, вдоль трассы постоянно стоит машина, нелегально принимающая цветмет и аккумуляторы, возникает вопрос, кто позволяет стоять там нелегально, кому это выгодно кроме него? – комментирует ситуацию Алексей Наношкин.
Пункты приема растут как на дрожжах, а лома все меньше
Эксперт также добавил, что штрафы, установленные для нелегалов, необходимо увеличить в разы. Для юрлиц они действительно большие – от 300 тысяч рублей, но когда полицейские приходят с проверкой, сборщики утверждают, что занимаются незаконной деятельностью как физлица, а штрафы в этом случае смешные – всего около 500-1000 рублей. Оплатив их, недобросовестные граждане продолжают заниматься нелегальной деятельностью. Незаконопослушных предпринимателей могут заставить задуматься только штрафы в размере от 50 тысяч рублей или уголовная ответственность.
Второе предложение, которое активно обсуждается экспертным сообществом, - дифференцировать деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также упростить получение лицензии для пунктов сбора лома без переработки – микропредприятий.
Стоит отметить, что получить документ и сейчас не так уж и сложно. Стоимость лицензии составляет всего 7,5 тысячи рублей (если обращаться в специализированную организацию за помощью, то около 150 тысяч), срок ее получения – до 50 дней. Для прохождения лицензирования необходимо иметь в штате обученных специалистов, производственную площадку, из дорогостоящего оборудования – пресс, подходящий под условия лицензирования.
Сейчас Союз проводит анализ существующих пунктов приема лома и составляет реестр нелегалов. С ними будут работать сначала «по-хорошему», затем, если не выйдет, - сдавать в полицию.
«Если человек хочет работать с лицензией, мы не сторонники жестких мер, мы готовы оказать любую методическую и консультативную помощь, свести с консалтинговыми компаниями, которые качественно оказывают услуги по подготовке документов для лицензирования», - заверяет Алексей Наношкин.
Собирать лом начали еще в советские времена. В 50-е годы развернулась целая кампания, цель которой - собрать как можно больше металла для переплавки и поспособствовать восстановлению тяжелой промышленности после войны. К 80-м шумиха поутихла, собирать лом продолжали лишь школьники: среди них проводились целые соревнования. В 2000-ых рынок снова оживился, что, по всей видимости, было связано со сложной экономической ситуацией. Сегодня отрасль отрегулировали: принят целый ряд законодательных инициатив, включая обязательное лицензирование деятельности. Правда, появились другие проблемы: лома, находящегося в свободном доступе, почти не осталось, как следствие – недобросовестные граждане воруют провода, садовый инвентарь или канализационные люки.
8 тонн нелегального металла
В Верхней Пышме зарегистрировано 15 легальных пунктов сбора металлолома, еще как минимум два – вне закона (на Луговой и Огнеупорщиков).
Как сообщили в МО МВД «Верхнепышминский», со 2 по 4 декабря в городском округе, а также в соседнем Среднеуральске прошла операция «Металл».
«За время проведения операции было проверено 16 объектов, составлено 8 протоколов об административном правонарушении по статьям 14.1 КоАП РФ и 14.26 КоАП РФ привлечено 7 лиц к административной ответственности. Изъято в общей сложности 8, 1 тонны лома черного металла», - прокомментировали в полиции.
В рейд по поиску пунктов, где принимают «криминальный» металл, отправилось и «Красное знамя».
В первой точке, на Петрова, 39, навстречу вышел мужчина. Он представился охранником и завил, что ничего не знает.
Странно встретили корреспондентов и на Сварщиков. Там ничего не смогли сказать про процедуру получения лицензии, при этом заверили, что она у них все же имеется, а также заявили, что полиция приезжает проверять пункт ежемесячно.
В следующей точке, на Калинина, 70а, руководитель Александр признался, что раньше действительно работал без лицензии, но теперь это в прошлом.
«Меня просто замучали постоянными проверками… В итоге с 1 февраля, то есть уже почти год, мы работаем официально, с лицензией. Что касается люков или проводов, то мы такое принимаем, только если лом привозят, например, сотрудники водоканала, и у них есть на него вся подтверждающая документация», - заверил Александр.
Все законно оказалось и в пункте на Феофанова: «Я работаю здесь уже 10 лет, если вижу что-то подозрительное, никогда не принимаю. По правилам, всегда записываем паспортные данные и номер машины».
Там же, на Феофанова, рассказали, что пунктов приема металлолома в последнее время действительно развелось очень много, стоимость металла упала с 16 до 10 рублей – заниматься бизнесом скоро будет невыгодно.
«Это действительно так, - подтвердил директор екатеринбургской компании «Ломовозофф» Игорь Стрельников. – Очень сильно растет конкуренция. Вполне возможно, это связано с тем, что прошла какая-то реклама, что это прибыльное дело. На каждом шагу открываются приемки, при этом количество металла уменьшается. Все колхозы, совхозы давным-давно позакрывались, все уже сдано, металл вот так, как раньше, на каждом углу не встретишь. Автомобили и прочая техника становятся более технологичными и легкими, там используется меньше металла. Многие приемки уже обанкротились. Я думаю, настанет пора, когда они будут массово закрываться или бизнес перейдет в какое-то новое русло».
В пунктах приема - один хлам
Дело техники
Еще одна серьезная проблема – утилизация старых телевизоров, холодильников и другой отработавшей свой срок техники. Псевдоутилизаторов, которые занимаются ее сбором, тоже развелось предостаточно. При этом заставить их получить лицензию куда сложнее: ее стоимость доходит до 500 тысяч рублей.
«По расчетным данным, в Екатеринбурге и городах спутниках образуется более 50 тысяч единиц крупно-бытовой техники (холодильники, стиральные машины, микроволновки) в год. Эти отходы по коду ФККО относятся к 4 классу опасности. На сегодняшний день их утилизация происходит путем выброса на контейнерные площадки, передачи в руки псевдоутилизаторам (нелегалам, работающим без лицензии). Они извлекают то, что им выгодно, остальное (различные масла, пластик, стекло, резина, которые запрещены к захоронению) выбрасывают в леса, на задворки и несанкционированные свалки. Только малая часть попадает в компании, имеющие лицензии на право работы с отходами», - обратил внимание на проблему Алексей Наношкин.
Хочешь заняться старой техникой - ищи полмиллиона
По поводу отработавшей свой срок старой техники представители Союза также готовят обращение в Генпрокуратуру РФ.
Елена ВИКТОРОВА
Фото Алисы ЩЕРБАКОВОЙ
Парад
Другого пути нет - с отходами надо обращаться правильно. Безопасно. И только строительство центров позволит это делать....
Странно, тогда и суши роллы и бургерные надо закрывать, они тоже через окно торгуют....
Поздравляю всех верхнепышминцев и лично Андрея Анатольевича Козицина с днем Великой Победы!Желаю здоровья, счастья, мирного...
ВВ ПООБЕЩАЛ РЕПРЕССИИ.. ЕСЛИ ВСПЛЕСК БУДЕТ..И НЕ ГОТОВЫ... ВЫПОЛНЯЕМ УКАЗАНИЯ.