Театр начинается с художника: до 7 декабря в Верхней Пышме идет выставка Анатолия Яговитина

Статьи

Театр начинается с художника: до 7 декабря в Верхней Пышме идет выставка Анатолия Яговитина

06.12.201911:02

Анатолий Александрович Яговитин любит рассказывать анекдот о том, как свадьба его родителей обернулась падением целой эпохи для всей страны. «Моя мама вышла замуж 2 марта 1953 года, Иосиф Виссарионович узнал об этом и потребовал ящик Киндзмараули, Саперави и Хванчкары. От какого из этих напитков он умер, историки спорят до сих пор», - шутит художник. 8 декабря, через девять месяцев после этих событий, он появился на свет

Дядя Яговитина был, что называется, народным художником и писал копии известных картин. Иногда он «воровал» пеленки маленького Толи, натягивал их на холсты и рисовал на них масляными красками. В ответ на это мальчик в какой-то момент начал размазывать его палитру, а когда подрос, помогал ему с мелкими деталями, например, в «Персее и Андромеде».

От дедушки-иконописца Яговитину досталась большая библиотека. В первом классе мальчик вместо сказок читал три его любимых книги: Библию с гравюрами Гюстава Доре, материалы XX-го съезда партии и учебник по астрономии для 10-го класса. На уроках русского Яговитин рисовал учительницу на промокашке, на уроках немецкого - одноклассниц. В результате правилами он владеет чисто интуитивно и «жи-ши» пишет через букву «ы». Одна из его последних выставок, которая проходила в 2013 году в Верхней Пышме, так и называлась - «жЫ!вопись».

Буквы, цифры, знаки препинания Яговитин воспринимал как графические символы и мог начать писать слово с середины или поставить внутри него три запятых. По этой причине он постоянно получал двойки за школьные сочинения. Когда он поступал в архитектурный институт, ему за этот экзамен и вовсе поставили кол. По конкурсу художник, конечно, не прошел и отправился работать каменщиком, а за это время понял, что чтобы проектировать хрущевки – много фантазии не надо.

В армии Яговитин служил в уникальном «Антеевском полку» на Алтае, с собой взял альбомы и акварельные краски. Это быстро обнаружили «деды», но наказания не последовало – напротив, на следующий день его сделали знаменщиком и позволили прислать ему из дома этюдник. Он писал пейзажи, портреты сослуживцев и по долгу службы чертил много секретных карт, а вернувшись домой, поступил в художественное училище имени И.Д.Шадра. В 1974 году как раз набиралась первая группа театральных декораторов.

После распределения Яговитин в качестве художника-постановщика отправился в родной Шадринск. Проработав два года в местном драматическом театре, он решил получить высшее образование и поступил в Ленинградский институт театра музыки и кинематографии им.Черкасова. На вступительных впервые в жизни художник получил за сочинение четверку, написав его большими буквами и короткими предложениями на полстранички - помог совет одного из членов экзаменационной комиссии.

Во время учебы в северной столице Яговитин проходил практику в БДТ, но карьера художника-постановщика началась у него все-таки именно с Шадринского драмтеатра. За 42 года совместной работы он поставил более 40 спектаклей. Первый опыт Анатолий Александрович помнит до сих пор: ему было 24 года и он, выпускник училища, ставил пьесу Нодара Думбадзе «Не беспокойся, мама!». Декорации пришлось переделывать дважды – опытного режиссера не интересовали его идеи, и он показал свою задумку несколько пренебрежительно: на улице, используя канализационный люк. «Я понимал, что существуют определенные законы жанра, о которых я еще не знаю. Успокоился и сделал еще один макет», - вспоминает художник. Больше всего из того времени ему запомнился спектакль «Святой и грешный» про сантехника, декорации к которому Яговитин сделал из настоящих канализационных труб.

Сегодня в его мастерской хранятся эскизы декораций и костюмов для Тюменского драмтеатра, Оренбургской музкомедии, Ижевского театра кукол, а также для Театра Эстрады и нескольких других театров в Екатеринбурге. Одно из самых необычных решений Анатолий Александрович предложил для пьесы «Лекарь поневоле» в 2014 году:  конструкция, похожая на красивый вензель, в качестве украшения висела над сценой в начале спектакля, опускалась вниз и превращалась в стол в середине и поднималась над головой одного из героев, изображая рога, которые ему наставила жена.

Главное правило художника-постановщика: актеров должно быть видно. Поэтому для некоторых спектаклей декорации используются по минимуму – как например, в спектакле «Любимые чудики» по Василию Шукшину, эскиз к которому представлен на выставке работ Яговитина в Верхнепышминском историческом музее. На экспозиции «В ожидании спектакля» собраны работы последних лет, которые еще не показывали зрителю. 

В глаза бросается эскиз к спектаклю «Кот в сапогах», в центре которого изображен рыжий и почему-то добрый людоед с бородой, очень похожий на самого художника. В одной руке у него вилка, а в другой – замок, который он собирается съесть. «Да, отчасти это автопортрет, – говорит Яговитин. – Только замок такой из штопоров, ножей и вилок не сделаешь, мы немного облегчили сварную конструкцию». Прикинуть, можно ли реализовать задумку, художнику-постановщику помогают объемные макеты в миниатюре, которые он делает из подручных средств. На выставке они собраны в отдельной витрине.

Работая с эскизами к костюмам, Анатолий Александрович обычно не только предлагает рисунок, но и вместе с работником костюмерного цеха ходит по магазинам и отбирает ткани. В музее этому жанру посвящен целый стенд: там можно увидеть, как придумывались костюмы к таким спектаклям, как «Шадринский гусь» и «Мадемуазель Нитуш». К последнему нужно было одеть две группы персонажей: офицеров и проституток. «Пока я не нарисовал военных, дам у меня не получалось изобразить, - смеется художник. - И только сдав спектакль, я случайно увидел на развале книгу «Французская форма второй половины 19 века», я искал эту информацию два месяца, а нашел в такой момент. Потом купил всю серию, все 15 томов».

С театром в семье Яговитина связана не только его жизнь, но и жизнь его детей. Две дочери и сын учились у него в училище Шадра, где он с 1986 года преподает на театрально-декорационном отделении. Каждый поступал и пробивался сам, потому что художник считает, что человек должен в одиночку пройти свой путь. В итоге сын заведует художественно-постановочной частью в Шадринском театре, старшая дочь гримирует известных людей, а младшая – художник-график. Она рисует портреты почетных граждан Верхней Пышмы, которые висят на первом этаже музея, и делает афиши для выставок отца: «Люба жи-ши с буквой ы, конечно, не пишет. В этом дети ушли дальше меня».

Елена ЧЕТКОВА

Фото Алисы ЩЕРБАКОВОЙ

Рисунки автора

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.