Мелкая рыбешка не для крупной сети: как местным предпринимателям остаться на плаву

Статьи

Мелкая рыбешка не для крупной сети: как местным предпринимателям остаться на плаву

20.11.201912:43

Ежегодно в третью неделю ноября в 170 странах мира проходит Всемирная неделя предпринимательства. С какими проблемами сталкивается бизнес и как помогает государство ему – рассказал учредитель ООО «Монолит-Макет», владелец сети магазинов формата «у дома» Николай Шабанов

- Если сравнивать мелких предпринимателей с крупными сетями, с какими проблемами они сталкиваются?

- По закону все субъекты предпринимательской деятельности равны. Торговая лицензия на год стоит 65 тысяч рублей. В Свердловской области сеть «Магнит» насчитывает более 680 магазинов. Получается, что себестоимость лицензии на одну точку - 100 рублей в год. А мелкий одиночный магазинчик должен заплатить 65 тысяч рублей. Это разве равенство?

Если копнуть глубже, то федералы оставляют в регионах только НДФЛ, а остальные налоги уходят по месту регистрации головного офиса. В то время как большинство мелких ритейлеров к тому же являются плательщиками ЕНВД, земельного налога, пополняющего муниципальные бюджеты.

Федеральные сети уводят прибыль с территории, и мы все становимся беднее, хотя не задумываемся об этом: крупные компании приходят к нам со своими федеральными контрактами, охранными предприятиями, оборудованием, поставщиками продуктов и даже интернет-услуг. И весь малый бизнес начинается загибаться. Там, где был Верхнепышминский хлебокомбинат, сегодня равнина.

- Что нужно исправить?

- Для нормальной конкуренции нужна разумная дифференциация ставок со стороны государства, тогда на рынке сложится баланс – будут и крупные федеральные игроки, и мелкие местные компании, и предприниматели-одиночки. Как их вообще можно уравнять? В то же время сами потребители должны понимать, что, поддерживая своих, местных, мы поддерживаем себя.

- Есть у человека час, чтобы сходить в магазин, почему он должен тратить два часа, чтобы заходить в магазин у дома, а потом идти за недостающими продуктами в супермаркет?

- В Америке среднестатистическая небедная семья покупает ежемесячно 200 товаров - от продуктов питания до моторного масла для машины. А мы, россияне, еще беднее и покупаем 150-170 наименований товаров.

Это миф, что магазины у дома – сплошной алкоголь. В моем магазине 3- 4 тысячи наименований товаров, а в «Магните» и «Пятерочке» – 4-6 тысяч. Везде много ненужного товара. Но потребитель не обременяет себя лишними расчетами. Между тем, если вы посчитаете время, которое тратите на покупку в большом магазине, оно составит 24-28 минут. А в маленьком это займет 4-6 минут, потому что в нем все под рукой. Так что если вы зайдете в мелкий магазин и купите то, что можно купить там, и несколько раз в месяц доберете недостающие товары в супермаркете, то вы сэкономите и время, и деньги, и поддержите баланс сил на своей территории. Лично я вообще за качественными продуктами могу поехать на другой конец Екатеринбурга.

- Но ведь в супермаркетах дешевле?

- Наценка на товар в магазине зависит от уровня доходов населения и от конкуренции между ритейлерами в конкретном районе. Общемировая политика - стопроцентная торговая наценка: если банка на заводе стоит 100 рублей, то в магазине на полке вы увидите ценник в 200. К этому же стремятся все наши сети, чтобы содержать свои логистические склады, платить аренду, налоги, зарплату. Сейчас они демпингуют, чтобы выжать нас, мелких конкурентов. Пока их наценка - 50-60 процентов.

Как только на Урале не останется таких игроков, как я (у меня средняя наценка 25-26 процента), все федеральные сети поднимут цены до стопроцентной наценки в ближайшие три-четыре года. В Ростовской области это уже случилось: год назад мороженое, которое произведено у них под боком, стоило 42 рубля. У нас за 1000 километров от завода-изготовителя оно сегодня продается вполовину дешевле.

Раньше южные края жили базарами, сейчас там - полная стагнация. И нас ждет то же самое, если мы не одумаемся и не поддержим местную торговлю и производителей.

- Сейчас появилась мода на «домашние» продукты – по сути, то же местное производство, только очень скромных размеров. Каково качество этих товаров?

- Продукты крупного сетевого ритейла производят на фабриках, где порой нет ни одного человека, все делает конвейер-автомат. Я уверен, что человек вкладывает душу в свой продукт и товар у него получается лучше, чем у робота, поэтому стараюсь сотрудничать с мелкими производителями.

Но во взаимоотношениях мелкого ритейла и фермерских хозяйств до сих пор остается правовой вакуум. Крестьянка не может просто так сдать мне лишние 50 яиц, нужна куча документов от нас обоих. Я не могу продать живой классный продукт, а вы – его купить. И на рынок крестьянка не пойдет – заплатить за место для нее будет дороже, чем стоит ее товар. А так, если я бываю в деревне, я с удовольствием покупаю у местных жителей их продукцию.

- Не боитесь отравиться?

- Отравиться можно и на первый взгляд качественным товаром. Василий Песков в «Комсомольской правде» писал про Лыковых, которые жили в тайге отшельниками и отравились консервами, которыми их накормили наши геологи. Люди ни психологически, ни физиологически не были готовы к такой пище.

Для меня показателен забавный случай, который произошел со мной в Бухаре. На утренней пробежке у городского рынка я заметил, что из 7-8 тандыров очередь стояла лишь к одному. Около него сидела женщина рубенсовской внешности и голыми руками колотила об ляжки лаваш. Я ужаснулся сначала, а потом заинтересовался и решил тоже попробовать его – люди-то не дураки. Отщипнув кусок, я слопал почти всю лепешку – просто не смог оторваться.

- Государство частично выполнило ваше желание – поддержало местных производителей и ввело санкции на ряд импортных товаров. Cтало хорошо?

- Для меня не существует разделения на хорошо и плохо. Это как посмотреть. Для местных товаропроизводителей санкции были глотком воздуха, они начали зарабатывать. Когда на рынке установится достаточная конкуренция, товаропроизводители должны будут начать биться за качество продукции. Думаю, это произойдет через 3-5 лет. Но, например, с сыром проблема не только в этом. Как мне рассказали поставщики, дешевого сырного продукта они продают в день 40-60 тонн, а хорошего сыра – 20 тонн в месяц. И производители не заинтересованы в нормальном товаре по средней цене, потому что люди не покупают сыр за 500 рублей, большинство покупает за 300. И только небольшой сегмент покупателей берет сыр за 1000 рублей и дороже. Середины нет – в этом проблема.

- Почему не хотят покупать дорогие качественные товары?

- У людей просто нет денег. А предпринимательство – это лакмусовая бумага для развития экономики в целом. Если верхнепышминцы не готовы выложить за чашку кофе столько же денег, сколько стоит банка кофе в магазине, то откуда у нас в городе взяться специализированным кофейням? Я знаю только одну, и дела у нее идут тяжко. По-хорошему, чтобы поддержать бизнес, надо бороться с бедностью.

- Улучшилось ли положение предпринимателей по сравнению с 90-ми годами, когда вы начинали бизнес?

- Сегодня в бизнесе конкуренция гораздо выше, чем в 90-е, я сравниваю его со спортом высоких достижений. Стало больше административного давления, из кассового аппарата сделали космический корабль, на который навешали пять программных продуктов, которые надо содержать и обновлять – это все очень затратно. Но реально нас не репрессируют, я за это благодарен действующей власти. При решении вопросов на уровне местной администрации чиновники учитывают мнение представителей малого и среднего бизнеса. Все понимают, что, уничтожив бизнес, бюджет недополучит доход, и, даже наказывая, тебя не пытаются закрыть окончательно.

Советы от Н.Шабанова для начинающих предпринимателей

Регистрация бизнеса

Если можно быть самозанятым – будьте им, если нет – зарегистрируйтесь в качестве индивидуального предпринимателя. Об образовании юридического лица надо думать в последнюю очередь, только если к этому обязывает вид деятельности, например, продажа алкоголя. Штрафы для ИП меньше, чем для юрлица.

Как выбрать помещение?

Для торговли надо выбирать район, где конкуренция меньше – это универсальный совет. Но можно и встать под боком у сильного магазина с большой проходимостью, если у вас есть уникальный товар или услуга. Например, у вас деревенское мясо и яйца, а район престижный и у людей есть деньги, чтобы их купить.

Как выбрать продавца?

Я беру не просто человека с опытом работы, а того, который искренне любит торговать.

Как выбрать оборудование для магазина?

Покупайте бывшее в употреблении. В идеале – у разорившегося магазина. Если повезет, можно взять за 10-15 процентов от реальной стоимости.

Как привлечь клиентов?

Реклама, вывески, флаеры, баннеры не работают – люди устали от них. Лучше провести дегустацию – так человек лично убедится в соотношении цены и качества.

Мария ТЕРН

Фото Алисы ЩЕРБАКОВОЙ

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.