Без сматрфона вход воспрещен: музей осваивает новые технологии

Статьи

Без сматрфона вход воспрещен: музей осваивает новые технологии

06.11.201911:59

В 2019 году Верхнепышминский исторический музей отметил свое 30-летие. 24 октября на юбилее культурного учреждения собрались его друзья, дарители и меценаты. Корреспондент газеты «Красное знамя» тоже поздравила музей с праздником и поговорила с его директором Анной Мараковой.

- Анна Станиславовна, когда вы пришли работать в музей? Какая ситуация была в то время, что изменилось?

- Я пришла в 2007 году. К этому времени музей пережил тяжелые 90-е годы, когда с финансированием было очень сложно, существовала проблема с кадрами и политика государства по отношению к музеям была другая. С годами ситуация выравнивалась. Переломным моментом стал выход Указа Президента № 597, который непосредственно касался музейной деятельности: в нем ставилась задача увеличить посещаемость музеев, развивать выставочные проекты, повысить зарплату работникам и поменять отношение к музеям – все это надо было сделать за короткий промежуток времени.

- В то время люди ходили в музей?

- Несмотря на трудные времена, люди всегда ходили в музей. Городской музей в Верхней Пышме был один, и дорогу к нему знали. Рядом с ним в 90-е годы даже была остановка «Музей». Тогда для нас самым важным было обработать и систематизировать фонды, а это внутренняя работа. Сейчас нам надо сделать так, чтобы сюда с познавательной целью пришел посетитель, чтобы ему было комфортно. В 2007 году у нас была посещаемость на уровне 5 тысяч человек в год, сегодня она увеличилась почти в четыре раза.

- К слову, сейчас остановка «Музей» находится рядом с Музеем военной и автомобильной техники…

- С его открытием аудитория музея изменилась. И вот почему: людей привлекает в Верхней Пышме Музей военной техники, но они приходят и к нам, чтобы получить информацию об истории нашего города. Так что я считаю, что у каждого из музеев своя ниша, мы помогаем друг другу в привлечении новых посетителей.

- Кто приходит к вам?

- Больше всего школьников, на них мы делаем акцент. С малышами и молодыми родителями мы тоже работаем. Наша стационарная выставка «Чуланчик», где есть большая коллекция металлических игрушек фирмы «Радуга», ежегодно с 2015 бьет свой собственный рекорд по просмотрам в интернете. По субботам «Чуланчик» очень любят навещать молодые отцы с детьми двух-трех лет. Папа сначала садится у печатной машинки и смотрит журналы, а ребенок ползает и рассматривает игрушки, потом они вместе играют.

Вторая группа - это туристы. Прежде всего - из Свердловской области, но также из Москвы, Казани, Перми. Сейчас наш музей включен в программу по инклюзивному туризму.

Много производственников приезжает на «Уралэлектромедь» и приходит к нам. Есть туристы из  Германии, Израиля, США.

Если в Екатеринбурге проводятся какие-то мероприятия, то обязательно несколько человек посетят наш музей. Так, во время Чемпионата мира по футболу к нам приезжали болельщики. К сожалению, пока у нас нет отдельного специалиста по рекламе и возможности массово привлекать неорганизованных туристов, но это точка роста для нас.

- Что делается в музее в помощь посетителям?

- Сейчас мы участвуем в проекте Министерства культуры РФ – занимаемся наполнением портала под названием «Артефакт» - это гид по музеям России с дополненной реальностью. Мы выбираем 40 самых важных предметов из нашей экспозиции, готовим о них информацию и запускаем ее в интернет. И если посетитель установит специальное приложение на свой смартфон, то при наведении его на экспонаты, можно будет узнать о них подробнее. Это наша новация на следующий год. 

Кроме того, мы участвуем в создании сайта Госкаталога - переписываем свои предметы, фотографируем их и направляем данные о них. Вы как посетитель можете зайти на сайт и посмотреть все наши фонды.

Хоть музей и маленький, но мы думаем в перспективе купить аудиогиды.

юбилей Верхнепышминского исторического музея

Татьяна Бабинцева - дочь инициатора музея Елены Анпиловой - поздравляет директора Анну Маракову (справа) с юбилеем учреждения

- На празднике вы вручали благодарственные письма дарителям музея. Что это за люди, какая у них мотивация?

-  Дарители - это обычные горожане. Они понимают, что у них есть предмет, который для них самих очень ценен. Это память о чем-то или о ком-то. Они знают, что есть музей, где понимают эту ценность. Самое элементарное, что у людей сохранилось до сегодняшнего дня – это плюшевые коврики со сказочными сюжетами, которые были популярны в 70-е годы. Человек не может выбросить коврик, который висел у него с детства, и приносит его сюда. А мы, понимая, какие предметы у нас есть, начинаем создавать ту или иную экспозицию, восстанавливать атмосферу определенных эпох. Так появился тот же «Чуланчик», показывающий квартиру 50-60-х годов.

На фото художник Алексей Шалагин

- Какие подарки лично вам запомнились больше всего?

- В последнее время приносят много швейных машинок 60-х годов – настольные, с коробом. У нас есть огромная коллекция часов. Самые важные - часы Павла Буре, которыми мы гордимся. Имеется богатая коллекция самоваров, фотоаппаратов, музыкальных инструментов, фарфора и так далее.

Выделить что-то конкретное очень трудно. Мне больше всего нравится, когда дарители говорят: приезжайте к нам и выбирайте сами из того, что у нас есть. Совсем недавно я съездила в Среднеуральск и привезла оттуда блюдо 19 века. Оно принадлежало одной богатой семье в Казани. Помимо этого мне позволили посмотреть, что есть в квартире. Я была очарована тем, что я нашла замечательный японский фарфор 40-х годов. Вы не поверите, он стоит огромных денег, если покупать его на аукционе. Но для нас это – бесценный дар. Даритель – Леонид Николаевич Загребин – передал его в наш музей.

- Сколько экспонатов в вашем фонде, как еще он пополняется?

- Основной фонд насчитывает более 12 тысяч предметов, они имеют большую ценность – научную, историческую, художественную и так далее. Помимо этого есть научно-вспомогательный фонд. Он представлен макетами, чертежами, схемами, картами и многим другим.

Для пополнения своих фондов музей может закупать новые экспонаты. Они приобретаются на средства городского бюджета у юридических лиц и в антикварных лавках. У физических лиц мы ничего не покупаем. Они передают нам вещи безвозмездно.

Также фонд пополняется за счет различных экспедиций. У нас работал замечательный краевед, геолог Владислав Григорьевич Непомнящий, мы с ним совершали небольшие экспедиции - изучали свою территорию и выезжали на различные месторождения. Привозили оттуда хрусталь, хризолит и различные минералы.

юбилей Верхнепышминского исторического музея

Руководитель школьного музея школы №1 Валентина Куминова передала в музей каску и землю с Мамаева кургана

- Каким образом музей налаживает связи с такими меценатами, деятелями культуры и науки, как профессор Николай Корнилов и художник Виталий Волович?

- Это я делаю по собственной инициативе. Я люблю путешествовать, люблю свою работу, мне интересно, что творится в других музеях. Когда я была в Москве, то случайно встретилась с Корниловым. Мы разговорились, он сказал, что знает Верхнюю Пышму – родился здесь и два месяца здесь прожил. В результате он передал мне 20 графических работ известных авторов советского периода. Потом в 2013 году отправил трехтонный контейнер и отдал все свое – вплоть до высоких наград, самая главная из которых - орден Святого благоверного князя Даниила Московского.

Что касается Воловича, то его иллюстрации в книгах заинтересовали меня, когда я была школьницей, и я стала изучать его биографию. Через много лет я оказалась здесь и сходила на его выставку. А потом меня познакомила с Воловичем эксперт из Московского института культурного наследия Анна Глинская. Оказалось, что он друг нашего верхнепышминского художника Сережи Пикассо (Сергея Григорьева), которого я знаю. И мы тоже с ним стали дружить – он бывал у нас на всех выставках, начиная с 2014 года по прошлый год, выставлялся сам, подарил свои произведения. Они очень ценные – их ценность в мастерстве и имени.

Сейчас у нашего музея есть замечательное художественное собрание. Хотя музей исторический, у нас есть выставочный зал. Не все музеи могут себе это позволить.

На фото художник Сережа Пикассо

- Бывает такое, что какие-то экспонаты портятся? Как вы их реставрируете?

- В реставрационную мастерскую, которая находится в Свердловском областном краеведческом музее, мы отвозим предметы перед выставками, чтобы те «засияли». Но сказать, что предметы разрушаются, я не могу, нам нельзя допускать такого – все они стоят на государственном учете. Есть правила хранения предметов, однако выполнять их бывает трудно, особенно в нашем музее, потому что у нас приспособленное здание, бывший жилой дом. Приходится платить штрафы до тех пор, пока администрация не найдет новое здание под хранение фондов.

- Так как фонды музея постоянно пополняются, первые проблемы с нехваткой площадей начались чуть ли не сразу после создания музея. Какова сейчас площадь музея и его хранилищ? Какой она должна быть? О какой вы мечтаете? Напомню, что расширить музей было главным пожеланием от ваших гостей на юбилее.

- Площадь музея 900 квадратных метров. Но я очень надеюсь, что когда-нибудь музей сможет располагаться на огромной территории - минимум на двух-трех гектарах. Это был бы настоящий сад с несколькими зданиями и благоустроенной территорией! В идеале нужно построить все новое, современное! Чтобы гость заезжал в Верхнюю Пышму, заходил в Музей военной техники, проезжал мимо здания администрации и где-то рядом находился бы городской исторический музей.

Но если такой возможности нет, и мы сохраняем историческую часть нашего города, то было бы очень здорово расселить по одному дому по улице Кривоусова и по улице Менделеева (потому что мы стоим на углу) и сделать небольшой атриум.

В одном из домов на первом, втором этаже было бы фондохранилище без всяких полуподвальных помещений, как это есть сегодня. В другом здании можно было бы сделать отдельный выставочный центр, а третье оставить под экспозиционные площади.

И было бы здорово, если бы наш городской музей назывался бы не только историческим (по профилю), а стал бы Музеем меди, так как с ней связно становление и развитие нашей территории. Это было бы достойно Медной столицы Урала!

- У вас сохранились самые первые экспозиции - интерьер Пышминского рудоуправления, «старательские работы», «боевая слава»…?

- Нет, конечно. Это все было до 1989 года, когда музей был общественным и располагался на улице Юбилейная в полуподвальном помещении. Но все основные предметы, связанные с оборудованием Верхнепышминского рудоуправления, орудиями труда и документами военных лет, остались.

- Застали ли вы в живых кого-то из основателей музея? Что это были за люди?

- Создавали музей энтузиасты, краеведы – люди разных профессий, объединенные одной идеей – сохранить историю для потомков: Елена Тихоновна Анпилова, Елена Константиновна Языкова, Мария Ивановна Ненахова. Они были фанаты своего дела и знали: музей в городе должен быть.

Мы долго сотрудничали с Еленой Константиновной Языковой, поддерживали связь с ее дочерью – Чистяковой Татьяной Георгиевной. Все, что принадлежит этой семье, находится у нас в музее, в том числе предметы мужа Татьяны Георгиевны. Он заслуженный металлург России, работал на Уралмаше и весь его личный фонд – документальный и вещественный – здесь.

Это была очень интересная творческая семья, они приехали из Центральной России, но долгие годы жили здесь. Елена Константиновна долго работала в Верхнепышминском рудоуправлении и являлась собирательницей фонда, который лег в основу нашего музея. Она ездила по всей территории нашей Родины. Например, у нас есть замечательный предмет – венский стул Федора Федоровича Сыромолотова, члена Малого Совнаркома и коллегии Народного комиссариата финансов СССР. Это человек, который работал в Москве в Кремле. И стул, на котором он восседал, был позже передан ему на дачу. Когда Сыромолотова не стало, Елена Константиновна созвонилась с его женой, приехала к ней домой, привезла из Москвы этот стул и очень много личных вещей Федора Федоровича. Это был первый управляющий Пышминско-Ключевским медным рудником 1905-1907 годов.

Экспозиция «Гостиная управляющего медным рудником»

- Какие цели были у создателей музея?

- Я думаю, что они хотели, чтобы Верхняя Пышма была настоящим городом со своим музеем. Раньше это был маленький рабочий поселочек. Статус города мы получили в 1946 году. Люди развивались, самообразовывались, они стремились соответствовать какому-то эталону. Они любили свою родину, были воспитаны на том, чтобы хранить свою историю. Их задачей было показать разные сферы жизни - политику, этнографию, культуру, производство – и развитие нашей территории.

- От нашей эпохи останется что-то, что можно будет подарить музею? Кажется, что все такое штампованное, мало вещей ручной работы…

- Музей в любом случае покажет все то, что было сегодня, и представит свидетелей той или иной эпохи. На праздновании нашего юбилея мы обсуждали с представителем нашего министерства культуры новую будущую экспозицию, которая отражает время с 1940-х до 2000-х годов. По словам сотрудника министерства, у нас в Свердловской области еще нет ни одного музея, который мог бы показать историю нашей территории за этот период. У нас есть все знаковые предметы, которые связаны с этим временем – и джинсовая одежда, и карточки, по которым мы получали продукты, и вино-водочные бутылки…

- Вы будете конкурентом Музея Бориса Ельцина?

- Конечно, люди отдадут предпочтение современному инновационному месту. Безусловно, это один из самых интересных музеев, но наш музей ничем не уступает другим, у него есть современные экспозиции, хорошие кадры, финансовые возможности, административная и общественная поддержка, поэтому мы доступны для всех категорий людей.

-  Самый частый сюжет кино про музеи – это кражи оттуда. Пытался ли кто-то что-то украсть из музея?

- С нами недавно произошла забавная история. Одна из коммерческих выставок, которые иногда у нас проходят, привезла нам огромнейшую фигуру Шрека. Та никак не могла войти в выставочный зал – мы не могли ее пронести через дверные проемы. И вот решили поэкспериментировать и оставить гипсовую скульптуру на входе в музей. На следующий день мы приходим, а ее нет. Мы заявили в полицию. МВД очень быстро решило эту проблему: посмотрели по нашим камерам, и на следующий день к вечеру фигура была найдена. Молодые люди затащили ее на крышу сарая, который находился через улицу от здания МВД. Кто такие были и зачем они это сделали – мы не знаем. Нам пришлось занести фигуру в фойе.

Но я хочу верить, что наши посетители приходят с благими намерениями, потому что я вижу, как они дарят предметы, а значит, дорожат музеем.

Беседова Мария ТЕРН

Фото Алисы ЩЕРБАКОВОЙ

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.