Непопкорновое кино: Урал принимает фестиваль документальных фильмов

Статьи

Непопкорновое кино: Урал принимает фестиваль документальных фильмов

02.10.201916:15

Отборочной комиссии XXX фестиваля документального кино «Россия» потребовалось две недели непрерывного просмотра, чтобы отобрать лучшие фильмы. Увидеть их смогут зрители не только в Екатеринбурге, но и в Верхней Пышме - несколько работ будут представлены на площадке Музея военной техники. Что ждет посетителей и как изменилось документальное кино за последние годы? Об этом журналисту КЗ рассказал исполнительный продюсер фестиваля Андрей Титов.

Исполнительный продюсер фестиваля Андрей Титов

- Андрей Витальевич, расскажите, пожалуйста, про сотрудничество с верхнепышминской площадкой. Как для нее отбирались фильмы?

- С Верхней Пышмой мы работаем уже третий год подряд, и это сотрудничество более чем плодотворное. Столичные режиссеры приезжают сюда, может быть, с легкой неохотой, потому что это провинция, это пригород, но когда видят роскошество экспозиций и понимают, что с таким они не столкнутся нигде на постсоветском пространстве, они, конечно, уезжают в совершенно ином настроении. Более того, чаще всего они нам задерживают водителей, осматривая музейные площадки…

Что касается программы, то она, конечно, подбирается с учетом производственной аудитории и с учетом того, что это музейная площадка. Первый фильм «Солдаты спорта» - о том, как советские спортсмены впервые участвовали в Олимпиаде в 1952 году. Это бывшие узники концлагерей, фронтовики, которые ковали победу уже не на фронте, а на спортивных ристалищах.

Бывшие фронтовики куют победу на Олимпиаде 1952 года

«Изобрести еще вчера» - фильм на производственную тему. Конструкторское бюро НИИ парашютостроения получает новое задание: в кратчайшие сроки изобрести космический парашют. Фильм о сложностях производственного процесса, о том, что и в конструкторской работе есть место творчеству.

Кадр из фильма «Изобрести еще вчера»

Еще один фильм - «Спутник. Ступень во вселенную» - посвящен 60-летию запуска первого спутника Земли. Интересно, что ленту представит Сергей Валерьевич Прокопьев – космонавт, который  провел на орбите 196 суток, то есть больше, чем полгода. Он дважды выходил в открытый космос, в общей сложности проведя там 15 часов. С Сергеем Валерьевичем можно будет пообщаться вживую, узнать, каково там, в космосе, и как выглядит наша Земля оттуда.

Наконец, 5 октября представители Российского государственного архива кино-, фото-, видеодокументов покажут на верхнепышминской площадке уникальные фильмы 1975 года, которые вряд ли где-то еще можно посмотреть. «Рядом с солдатом» - картина о буднях фронтовых кинооператоров во время Великой Отечественной войны.

- Планируется ли обсуждение, помимо самого показа?

- Я думаю, да, обсуждение будет. Либо это будут какие-то творческие вопросы о том, как создается документальное кино, либо, как в случае с космонавтом, зрителю уже захочется больше узнать про личность человека, чем про сам фильм.

- Как вы думаете, верхнепышминский зритель готов к сложному документальному кино?

- В Верхней Пышме есть зритель, есть интерес. Даже в Москве не всегда собираются полные залы, человек 5-10 считаются для документалистов удачей, а у вас всегда зал полный, вопросы всегда вдумчивые, въедливые. И надо сказать, что раз это музейная площадка, то и зритель сюда приходит особенный: режиссерам, которые сняли фильм на историческую тематику, всегда интересно пообщаться с людьми, которые заинтересованы одной с ними темой.

На фестивале традиционно ажиотаж

- Может быть, тогда пора вводить в Верхней Пышме голосование за конкурсную программу, как в Екатеринбурге?

- Конкурс – это большой и трудный этап, в Екатеринбурге он начинается в 10 утра и заканчивается в 17-18 часов вечера. Публика там очень усидчивая, люди берут отгулы, отпуска, чтобы отсмотреть всю программу, проголосовать. Несколько последних лет мы экспериментируем с голосованием в Нижнем Тагиле. Если мы почувствуем, что публика в Верхней Пышме тоже готова смотреть документальные фильмы с утра до вечера, то, конечно, мы будем думать об организации голосования.

Директор Музея военной техники УГМК Виктор Севостьянов: 

«Цели увеличить аудиторию площадки у нас нет: документальное кино – очень своеобразная штука, зрителям приходится много размышлять на различные темы… У нас зал небольшой – всего на 48 посадочных мест, но радует, что он всегда заполнен. Я думаю, что и в этом году, исходя из списка конкурсных фильмов, аудитория для фестиваля обязательно найдется».

- Сколько участников в этом году заявилось на конкурс? Сколько фильмов было в итоге отобрано?

- Лично я в этом году не занимался отбором, но членам отборочной комиссии я не завидую: поступило 476 заявок – для сравнения в прошлом году их было 404, то есть их количество выросло на 18%. Если посчитать, то всего отборщикам пришлось провести перед экраном 18 288 минут – это 12 дней 15 часов и 48 минут непрерывного просмотра. Конкурс как в лучших вузах страны: из 11 фильмов проходит всего один.

Вообще, отбор – это один из самых трудных этапов работы: где-то на 250-ом фильме глаз замыливается, и из-за усталости ты можешь пропустить действительно достойную работу.

Если говорить о географии, то порядка половины фильмов – Москва, далее – Санкт-Петербург, далее примерно в равном количестве представлены Екатеринбург и Минск. Есть в конкурсной программе также фильмы стран постсоветского пространства: Грузии, Кыргызстана.

- С чем связано увеличившееся количество заявок?

- Это связано с тем, что мы в прошлом году объявили сразу два конкурса: общеэкранного классического документального кино и телевизионного документального кино – раньше мы его не рассматривали или рассматривали в общем потоке, и оно практически не попадало в программу. Сейчас телевизионного документального кино стало производиться больше, в связи с чем мы и организовали конкурс. Сначала работ было не очень много, а потом, видимо, сработал эффект сарафанного радио…

- Как происходит отбор? Люди собираются в одном помещении и закрываются на две недели?

- Нет, отборочная комиссия состоит из пяти человек, которые независимо друг от друга отсматривают фильмы у себя дома и выставляют оценки, затем эти оценки суммируются и формируется средний балл. В этом году проходной балл был 4,6.

Практика совместного просмотра тоже была раньше, но возникали какие-то взаимные интересы, и от нее было решено отказаться.

Отборочные комиссии стараемся организовывать из специалистов разных направлений – режиссеров видеомонтажа, операторов, киноведов, кинокритиков. Если один человек может споткнуться, зевнуть, почувствовать усталость, пять человек ставят более объективную оценку фильму. Председателем жюри является прозаик, драматург Юрий Поляков.

- Какое впечатление сложилось у вас от программы этого года? Как изменилось за последние годы документальное кино?

- Думаю, главное, что сейчас можно считать преодоленной тенденцию к чернухе в документальном кино. Еще лет 10 назад практически в половине фильмов было упоение грязной фактурой жизни только ради того, чтобы показать, что она есть. И приходилось разбираться в качестве бомжей и навозных мух. Сейчас такого днем с огнем не сыскать. Еще одна тенденция – становится меньше неумелых, грязных фильмов, авторы которых не владеют азами профессии.

Становится больше фильмов исторического содержания, фильмов о природе, начинает возрождаться научпоп, географическо-познавательные фильмы, много фильмов о творческих людях. Мне не хватает фильмов о глубинке: все-таки большая часть страны живет не в мегаполисах, а в малых городах. Наши площадки в городах области – как раз попытка заинтересовать режиссеров, показать им, что жизнь не заканчивается на Москве и Екатеринбурге - созидательные, творческие люди есть и в небольших городах. Исходя из этого, мы организовали площадки в Верхней Пышме, Новоуральске, Невьянске. Всегда радует режиссеров Нижний Тагил. В этом году к нам присоединился Полевской.

- Помимо новых площадок, что еще нового будет в этом году?

- В этом году мы вышли на связь с ГУФСИН – будем показывать фильмы в исправительных учреждениях. Кроме того, впервые во внеконкурсную программу включили иранские и норвежские фильмы.

Фестиваль документального кино впервые состоялся в Свердловске в 1988 году. В этом году конкурс будет проводиться в 30-ый раз, конкурсные фильмы будут демонстрировать на 16 площадках. В день открытия 1 октября в екатеринбургском «Салюте» зрителю покажут комедию-реквием Алексея Федорченко «Кино эпохи перемен» - о том, как снималось кино на провинциальных киностудиях в конце 90-х годов прошлого века.

В Верхней Пышме показы пройдут со 2 по 5 октября, начало в 16.00.

- Андрей Витальевич, каким должен выйти человек после просмотра хорошего документального кино? Какая задача у таких фильмов?

- Для меня самая важная характеристика документального кино в том, что оно не попкорновое. Например, если сравнить с литературой, кого читают больше: Донцову или Лескова? Конечно, Донцову, но другой вопрос: а кто больше западет в душу? В этом плане я как раз вижу миссию документального кино в том, чтобы работать не с количеством, а с качеством аудитории. Не так, чтобы человек посмотрел и у него в голове осталось только, что герои поскальзывались, стреляли и что-то взрывалось…А чтобы запомнились характеры, образы, переживания…Пусть и у небольшого количества зрителей, но фильм задевал бы струны души, и чтобы в душе у каждого зрителя у этого фильма была долгая жизнь. Мы стараемся отбирать именно такие фильмы.

- Можете назвать фильмы, которые лично вам запали в душу, перевернули что-то внутри?

- В этом году в составе жюри у нас есть кыргызский режиссер Тынай Ибрагимов. Его фильмы щемящие, с невероятной эстетикой короткометражного кино, в них все емко и красиво. Армянский фильм Армана Ерицяна «Под открытым небом» тоже поразил: я люблю фильмы, которые смотришь, как будто читая маленькую повесть. В этом фильме мы наблюдаем за судьбой двух бомжей, и это не чернуха, хотя о бомжах трудно снять нечернушный фильм. Ты очень переживаешь, а когда в конце фильма один из них «уходит», то на глаза наворачиваются слезы, что редко случается в кинотеатрах. Вспоминается фильм Владимира Головнева о буднях провинциального ирбитского театра.

При просмотре документального кино ты испытываешь эмоции, которые никогда не будешь испытывать при просмотре игрового кино: ты понимаешь, что там не играют, что это правда, это жизнь, и это формирует совершенно иное отношение ко всему, что происходит на экране.

Интервью вела Елена ВИКТОРОВА

Фото Алисы ЩЕРБАКОВОЙ

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.