
Статьи
Обыкновенное чудо
Год назад Дом детского творчества Верхней Пышмы стал домом и для детей-инвалидов. Здесь их учат общению с миром, прививают самостоятельность. С родителей при этом не берут ни копейки
Фея со спортивным прошлым
«Хозяйка» сенсорной комнаты Ирина Севостьянова проводит занятия по адаптивной физкультуре. Она педагог, психолог, мастер спорта международного класса, неоднократная чемпионка мира по гандболу и – мама особого ребенка.
Сын Ирины посещал коррекционный детский сад, но не получил там навыков коммуникации. В обычный садик лишь на третий год стал ходить с удовольствием. Сейчас он первоклассник школы № 3, у которой большой опыт работы с особыми детьми.
«Даже в нашей школе не хватает коррекционных педагогов, – констатирует Ирина. – Что уж говорить о дополнительном образовании. Помню, с сыном мы обращались в платные центры, и всех смущал диагноз: задержка психического развития с аутизмом. Сын не проявлял агрессию, не кричал, я готова была находиться рядом, лишь бы оставался в коллективе. Но в одном месте нам сразу отказали: родители остальных детей будут против. В другом специалист не смогла установить с мальчиком контакт».
Воспитатели, учителя, общество в целом только встают на путь инклюзивного обучения (когда обычные дети и дети с ограниченными возможностями обучаются бок о бок), это наболевшая тема, считает Ирина Севостьянова. По мере сил она пытается улучшить ситуацию как педагог ДДТ.
Со старта программы «Игротренинг» не прошло и года, а Ирину Темирхановну уже знают в городе, приводят и приносят детей – иногда, казалось бы, безнадежных: молчащих, неподвижных, наглухо замкнутых в своем мире. Начинали с 3-4 ребят, а сейчас их 19!
«Мы никого не отсеиваем. Моя задача – дать детям в игровой форме нагрузку на крупную моторику, – продолжает преподаватель. – Занятия 30-40 минут дважды в неделю. Потом рассказываю родителям, кто как работал, что делал и как я этого добиваюсь. Какие стимулы использую, какие слова. Объясняю, почему дома ребенок не делает то, что делает здесь. Мы должны договориться с родителями и давать одинаковые команды. Тогда будет эффект».
Наш диалог внимательно слушает огромная кукла – с глазами в пол-лица, в пупырчатых башмачках и пышном платье, усыпанном карманами, бубенчиками и прочими прибамбасами, которые помогают малышам разбудить все органы чувств. Сказочное существо изготовили мастера отделения декоративно-прикладного искусства ДДТ. «Это фея Сенсорика, дети ее очень любят», – знакомит нас педагог. Но главная фея в сенсорной комнате, конечно, сама Ирина. А в помощь ей – уникальное оборудование.
Добрые руки и машина для обнимания
Пожалуй, в Верхней Пышме больше нигде не встретить машину для обнимания детей-аутистов. Пролезая между мягкими валиками, ребенок испытывает совершенно новые ощущения, осознает границы собственного тела. Заодно и внутренние органы проминаются.
Объятий много не бывает
Абсолютный хит – сухой бассейн. Ныряй, закапывайся, прячь и ищи игрушки… Шарики разноцветные – удобно проговаривать цвета. Жесткость у них разная, поэтому и массаж получается разной интенсивности, и движения даются с трудом. Малоподвижному ребенку тяжело переворачиваться с боку на бок, но восторга от этого не меньше.
Иппотренажер имитирует езду на лошади, от спокойного шага до галопа и аллюра. Еще дети обожают крутиться в качели-скорлупе.
Тактильные дорожки с разными наполнителями улучшают координацию, массируют стопы. Балансировочный диск стимулирует мозжечок (отдел мозга, отвечающий за координацию, мышечный тонус и равновесие).
Кто не может стоять – играет на коленках, кто не умеет ходить – ползает среди препятствий из выложенных мешков. Музыка создает нужный настрой и темп занятия. Тем, кому трудно повторять движения, включают видеоролики с зарядкой.
Для детей с ДЦП установлены стенды, к которым на высоте роста ребенка прикреплены разные интересности. Хочешь дотянуться – вставай, сам или с поддержкой Ирины Темирхановны. У такого стенда даже самый ленивый начнет отрабатывать упражнение «Высокие колени».
А прямо из Калифорнии к верхнепышминским ребятишкам приехала сенсомоторная труба. Эта штуковина одновременно мигает огоньками, издает вибрацию и наигрывает мелодию. Идеальна для глазодвигательной гимнастики, особенно у пациентов с косоглазием.
Если утомились, можно отдохнуть у пузырьковой колонны, порисовать на песочном планшете.
Хорошо поработали? Смотрим мультик про черепашку или релаксируем под фильм о морских глубинах. Ирина Темирхановна гасит свет, зашторивает окна, запускает проектор и начинает рассказ. Комната мигом превращается в кинозал, стена служит экраном. Зрители возлежат на пуфиках-мешках. До гигантского кита, медуз и кораллов – рукой подать. Дома наверняка захочется разузнать о них у мамы подробнее.
Вместе мы – сила
«Группы формируются в зависимости от диагнозов и состояний детей, смотря кто кого принимает. Это мне очень помогает», – признается Ирина Севостьянова.
Возьмем для примера одну из четырех групп (имена детей изменены – прим. ред.). У самого старшего, 6-летнего Коли – сохранный интеллект, задержка развития речи и немного страдает координация. Через этого мальчика педагог транслирует задания 4-летнему Вове с аутизмом. Как известно, аутисту сложно дать новый материал, а Колю Вова признал, повторяет за ним все новые упражнения. Он уже год занимается в ДДТ, ходит в садик. Начал больше говорить, избавился от клаустрофобии, от страха музыки и других громких звуков.
Когда в группу добавился 6-летний Данил, «молчун» с органическим поражением мозга, Вова испугался новенького, плакал. А потом успокоился, пригляделся и теперь при встрече бежит к нему обниматься.
Единственная девочка в группе, пятилетняя Марина, имеет неврологические осложнения из-за родовой асфиксии. Пришла полтора месяца назад и всего боялась. Сейчас ее не узнают в садике – стала общительной, активной.
Объяснять на пальчиках
В соседнем кабинете Людмила Григорьевна Гурьянова проводит «тонкую настройку» особых ребятишек – развивает мелкую моторику, практикует арт-терапию. Сюда они спешат после сенсорной комнаты.
На занятии по 2-4 человека. Половина игрушек – импортные, все так или иначе стимулируют работу пальцев. Например, «чудесный мешочек» с мелкими предметами: нужно постараться на ощупь найти какой-нибудь фрукт или ягоду. Педагог учит малышей обращаться с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, собирать фигуры из пазлов.
Людмила Григорьевна Гурьянова
Тут же находятся интерактивная доска и новомодный комплекс для акваанимации: в камеру наливают воду и рисуют по ней вязкой краской, направляя палочкой. Цвета перетекают из одного в другой, образуя разводы (напоминают морозные узоры на стекле).
«Ребята даже когда лежат в больнице, рвутся на занятия, – делится Людмила Григорьевна. – Конечно, важна система. Дальше продвинулись те, кто ходит к нам второй год. Вова, тот самый мальчик с аутизмом, пришел в 3 года. Привыкал долго. Сначала мама рядом сидела, потом мне удалось его завлечь петушком: разобрал и собрал неимоверное количество раз. И первое слово, которое он мне сказал шепотом, было «петух». На этом петухе мы закрепили все цвета, Вова заговорил. Адаптация была шаг за шагом. Раньше он даже шороха фломастера боялся. От любого внешнего раздражителя, незнакомого человека – в крик, зажимает уши, плачет. А теперь у нас и пластилин, и раскраски. Выучили не только цвета, но и формы, цифры, знаки «плюс», «минус», «равно». Вычитание и сложение он понимает, комментирует.
Диану в 6 лет мама принесла на руках. Девочка не ходила, веса не хватало. Не говорила. Занимались с ней индивидуально. И вот уже бегает, произносит несколько фраз, общается жестами. Пошла в обычный садик. Знаете, когда видишь такой прогресс, слезы наворачиваются».
Цена бесценной радости
«Оборудование, которое вы видите, Дом детского творчества получил в 2017 году по федеральной программе «Доступная среда». Оно обошлось в 1,5 миллиона рублей», – поясняет директор ДДТ Людмила Юрьевна Караульщикова.
Подать заявку на выделение средств порекомендовало управление образования Верхней Пышмы, причем ДДТ мог выбирать, на что конкретно потратить деньги.
Людмила Юрьевна срочно окончила дистанционные курсы переподготовки по организации инклюзивного образования. Пригласила на работу Ирину Севостьянову. Перелопатив интернет, составила для своих педагогов 5 специальных программ, потому что готовых (именно для учреждений дополнительного образования) не оказалось.
И только тогда, под этих людей и программы, было закуплено оборудование и для сенсорной комнаты, и для развития мелкой моторики.
В декабре пройдут открытые занятия для родителей особых детей.
«Дефектолога и логопеда у нас нет. 4 педагога ДДТ обучались специфике работы с детьми-инвалидами на курсах, но это сплошная теория. В практику мы окунаемся здесь, с учетом реалий корректируем свои программы», – отмечает директор.
Благодаря финансовой поддержке муниципалитета здание в целом стало комфортнее для посетителей с ограниченными возможностями, подчеркивает Людмила Караульщикова: на входе – кнопка вызова персонала, есть подъемник для колясочников. Лестница расширена. Туалеты отвечают требованиям, имеется звонок из кабинки на вахту. Вахтер и завхоз обучены правилам сопровождения инвалидов. «И отремонтированный фасад радует глаз, за него от всех спасибо», – заключает руководитель ДДТ.
Ольга ЛЕОНИДОВА
Фото автора
Парад
Другого пути нет - с отходами надо обращаться правильно. Безопасно. И только строительство центров позволит это делать....
Странно, тогда и суши роллы и бургерные надо закрывать, они тоже через окно торгуют....
Поздравляю всех верхнепышминцев и лично Андрея Анатольевича Козицина с днем Великой Победы!Желаю здоровья, счастья, мирного...
ВВ ПООБЕЩАЛ РЕПРЕССИИ.. ЕСЛИ ВСПЛЕСК БУДЕТ..И НЕ ГОТОВЫ... ВЫПОЛНЯЕМ УКАЗАНИЯ.