
Статьи
Дети и деньги: как им подружиться?
Инфантилизм и желание жить за чужой счет стали эпидемией нашего времени. Как привить ребенку правильное отношение к деньгам, объясняет педагог-психолог верхнепышминской школы № 3 Андрей Иванов
– Андрей Николаевич, когда, на ваш взгляд, следует знакомить ребенка с деньгами?
– С 8-9 лет. Я заметил, что даже первоклашка, если у него есть хотя бы 50 рублей, держится по-особому солидно.
Но родители обязаны договариваться с ребенком по двум пунктам. Во-первых, карманные деньги не выдаются просто так. В начальных классах мотивацией могут быть достижения во внеурочной деятельности: в спортивной секции, музыкальной или художественной школе. При этом родители ни в коем случае не платят ребенку «по тарифу» за оценки, за какую-то помощь по дому. Они искренне делятся ресурсами, которые тот заслужил, повышая социальный статус семьи своими успехами.
Второе условие: не покупать то, что вредит здоровью, включая фастфуд. Проверить это нельзя, остается только доверять.
Вообще, ценность денег дети осознают только после 5 класса, особенно в период влюбленности – мальчику хочется сводить девочку в кино, мороженым угостить.
– Почему многие родители отказываются выделять средства на карманные расходы?
– Чаще всего взрослые хотят манипулировать ребенком: не будешь слушаться – не получишь. Это плохо, потому что завязано на страхе. А с деньгами маленький человек более независим, тут страх не действует, только родительский авторитет.
Увы, в педагогике господствует взгляд, что ребенок «должен дозреть» до денег. Но как дозреть, не соприкасаясь с ними?
Спрашиваю школьника: зачем тебе аттестат? Чтобы устроиться на работу и деньги иметь. То есть жизненный путь выстраивается во имя дохода. Но когда через много лет встреча с деньгами происходит, человек не знает, как грамотно ими распорядиться.
В Англии, кажется, с 6 класса за хорошую учебу платят стипендию. Я поддерживаю такую систему. Пусть будет хотя бы 200-300 рублей, но это сразу создает ценность образования и учит обращаться с финансами.
К счастью, российское образование постепенно отходит от погони за объемами знаний в сторону компетенций. Ведь профессий можно сменить десятки. Главное – чтобы ребенок был жизненно компетентен, умел обучаться.
– На собственном сыне вы испытали справедливость своих убеждений?
– Судите сами: в 17 лет он стал индивидуальным предпринимателем. История такая. Как у большинства детей, учебная мотивация моего сына к пятому классу упала ниже некуда. Рассуждал он категорично: если неинтересно, то зачем учиться?
Я целыми днями просиживал с ним за уроками. Пришлось сказать: «Я на тебя трачу энергию. Следовательно, эта энергия не создает прибыль, в том числе тебе блага не перепадают, велосипед например. Помоги мне в том, чтобы я лучше зарабатывал. А как? Займись учебой, и я, получая больше, буду с тобой делиться. Но давай договоримся, что покупать вещи ты будешь не только для себя, но и для семьи».
И он стал ударником за полгода. Накопил 9 тысяч рублей, а это был 2007-й. И купил велосипед, мы катались всей семьей.
Этот опыт помог сыну сформировать понятие о деньгах как инструменте, а не жизненной цели. Использовать их нужно на создание дальнейшего актива – в банк положить, акции купить или вещь для сдачи в аренду.
– В каникулы вы формируете и курируете трудовые отряды в школе № 3. Какие у ребят отзывы?
– Отзывы однозначные: хотят работать еще. Детей принимаем от 14 лет. Трудятся с 8 до 12 часов, обед бесплатный. Получают порядка 5 с половиной тысяч рублей в месяц «чистыми». Обычно занимаются покраской стен и пола, ремонтом мебели, очищают парты от жвачки. Квота на нашу школу всего 10 человек, желающих всегда вдвое больше, очередь занимают с апреля. В нынешнем году у нас идет строительство нового здания, поэтому мы набирали только вожатых в летний лагерь школы № 2.
Конкуренция избавляет нас от проблем с дисциплиной. Самый отпетый лодырь понимает: будет филонить – его место сразу займет другой. Был один хулиган, но не прижился в коллективе. Это саморегулируемый процесс, я тут не выступаю надзирателем.
Правда, не у всех работа спорится. У детей из коррекционных классов, кстати, трудовой навык лучше. Видимо, понимают, что кроме себя им надеяться не на кого.
– Подросток до и после трудового отряда – это разные люди?
– Да, перемены разительные. Буквально за 2 месяца дети понимают: в этой жизни они что-то могут сами. Приобретают не только трудовые навыки, но и уверенность, умение себя позиционировать. Знают, как собрать документы, заполнить заявление – все это пригодится в дальнейшем. Да и работодатель оценит кандидата, у которого записи в трудовой книжке ведутся с 14 лет. Стремление к самостоятельности достойно уважения.
Кроме того, в бригаде неизбежно устанавливаются межличностные связи, ребенок обрастает знакомствами на уровне города. Сейчас ведь каждый школьник живет в своем смартфоне, и круг реальных человеческих контактов не расширяется.
– На что обычно тратят заработок?
– Всегда интересуюсь, куда направляют деньги. Особенно радует, когда ребенок собирается половину вложить в семейный бюджет. Таких меньшинство, 10–15%. В основном копят на дорогие вещи: велосипед, телефон, фотоаппарат, путешествие.
– Ребенок сообщает родителям: я нашел работу, завтра выхожу. Что нужно проконтролировать?
– В подростковой среде часто ходят слухи о выгодных подработках. Я и сам предлагаю ребятам выйти в город, не от школы поработать. Там другая атмосфера, более жесткая, поблажек никаких. Но работа бывает разная, в том числе связанная с криминалом. Нужно обязательно проверить, куда устраивается подросток, пообщаться с работодателем. По закону с 14 до 16 лет при оформлении требуется согласие родителей, дальше уже самостоятельно. Если чувствуете подвох – однозначно не пускать.
– Предположим, ситуация обратная: родители гонят ребенка работать, находят варианты, а он упрямится?
– Ко мне ни разу не обращались по этому вопросу. Могу предположить: или ребенку слишком хорошо, он в комфортной зоне находится, или опасается, что ему не дадут распорядиться заработанными деньгами. Либо его пугает процесс адаптации – мало данных о том, как все будет происходить.
Сильный внутренний стимул к работе появляется у человека в сложной ситуации, когда опереться можно только на себя. Обычно же у подростка стимулы внешние. Для парней очень значим образ героя, сильной личности, которой хочется подражать, или появление девушки (ухаживания – это траты). Мощный толчок дают родители, отказываясь спонсировать «хотелки» ребенка.
Действенный способ развить внутреннюю мотивацию – дать подростку ощутить состояние победителя. Ему предоставляют право на важное решение, касающееся какой-то общности. Например, он сам выбирает, куда семья едет на выходные, и организует процесс отдыха. Когда человек испробует вкус победы, у него вырастают крылья, возникает желание брать на себя ответственность.
Ольга ЛЕОНИДОВА
Опрос провела Алиса ЩЕРБАКОВА
Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (953) 367-35-45 Антон