Квитанции на услуги ЖКХ «размножатся»: кому это на руку?

Статьи

Квитанции на услуги ЖКХ «размножатся»: кому это на руку?

07.02.201812:15

В сфере ЖКХ грядут перемены, связанные с оплатой услуг. В Правительстве России готовится проект закона о прямых расчетах, подразумевающий, что жители будут платить за «коммуналку» напрямую поставщикам ресурсов (воды, тепла, электричества), минуя управляющие компании. Это решит проблему оседания средств в УК, которые не всегда используют уплаченные им деньги по назначению и до ресурсников они не доходят или доходят с большим опозданиям. Однако есть риск, что «хотели как лучше, а получится как всегда»… Чем может обернуться переход на прямые расчеты, мы расспросили начальника юридического отдела УК «Сити-Сервис» Ингу Слободину.

- Инга Ивановна, расскажите, как у вас обстоит ситуация с долгами?

− Просроченной задолженности у нашей компании нет, только текущая. У нас нет исков со стороны ресурсников по взысканию задолженностей. Мы ежемесячно перечисляем собранные с жителей средства ресурсоснабжающим организациям, таким как «Водоканал», «Т Плюс», «УТС».

- Насколько, на ваш взгляд, оправдан переход на прямые расчёты?

− Всё зависит от того, какой будет итоговая редакция закона. Проект закона уже несколько раз претерпевал изменения, менялись схемы расчётов. Изначально закон задумывался как мера защиты ресурсоснабжающих организаций от недобросовестных управляющих компаний, которые не рассчитываются с ними за ресурсы. В рамках нового закона население сможет напрямую рассчитываться с этими организациями. Если УК добросовестная, то для неё и жителей домов ничего не изменится.

- В чем плюсы и минусы новой схемы оплаты?

− С одной стороны, недобросовестные компании исключаются из цепочки получения денег, у ресурсников будет меньше долгов, они смогут обновлять свои сети, покупать оборудование. С другой стороны, появляются и минусы, в том числе для населения. Поставщики ресурсов не заинтересованы в экономии. Для них чем больше будут начисления, тем больше денег они получат. Есть опасения, что управляющая компания как исполнитель услуг может вообще потерять свой статус. Если ресурсоснабжающая организация начнёт заниматься начислением и сбором средств, то она становится непосредственным исполнителем услуг. Кроме того, при переходе на прямые расчеты поменяются схемы передачи данных приборов учёта. Возникшие коммунальные проблемы уже нельзя будет решить, обратившись с заявлением в свою УК.

- Жители, домов, обслуживаемых «Сити-Сервисом», ведь и сейчас не получают единую квитанцию за услуги ЖКХ?

− В настоящее время их две. По первой квитанции, выставляемой Верхнепышминским расчётным центром (ВРЦ), оплачивают содержание жилья, холодную воду, водоотведение, часть домов − ещё и отопление. На счёт управляющей компании ВРЦ переводит сумму, полагающуюся на содержание жилья» и всё. За ХВС деньги получает «Водоканал». По второй квитанции оплата за горячую воду, отопление и электричество идет в «ЭнергосбыТ Плюс». «ЭнергосбыТ Плюс», в свою очередь, рассчитывается за ГВС и тепло с компанией «Т Плюс».

- При этом «ЭнергосбыТ Плюс» ежегодно заявляет о многомиллионных долгах населения, то есть прямой расчёт не приносит желаемого результата?

− Действительно этот пример говорит, что процент неплательщиков среди населения высок. А в случае принятия закона о прямых расчётах квитанций может стать 5-6. Для жителей это некомфортно, особенно для пожилых. По настроению потребителей мы видим, что единая квитанция с итоговой суммой удобнее. Даже при частичной оплате счёта, сумма разбивается на всех ресурсников – каждый что-то получает. А при разделении квитанций люди начнут выбирать, за что, на их взгляд, важнее заплатить в первую очередь, а за что вовсе не платить. Жители же знают, к примеру, что холодную воду им не отключат, а электричество − могут.

- Предположим, в ближайшие месяцы закон будет принят и коснется всех УК. Как быстро вы сможете перестроиться?

− Об этом можно судить по имеющемуся опыту перехода на прямые расчёты с ресурсниками собственников нежилых помещений: магазинов, офисов, организаций, учреждений. Такая практика, в соответствии с изменениями в Жилищном кодексе, была введена с 1 января 2017 года. Как ожидалось, у всех сторон возникло много сложностей и вопросов. Хотя управляющей компании перестроиться в пользу ресурсника несложно. Нужно просто подготовить и передать документацию. Для нас это, по сути, исключить из квитанции коммунальные услуги, оставив лишь «содержание жилья». А как и в какие сроки сможет принять, организовать необходимые учёт, начать начисление и выпуск квитанций поставщик услуг - предсказать сложно. Возможно, сначала люди получат квитанцию с начислением платы с задержкой на два-три месяца. На первом этапе возможны и ошибки в расчетах, и путаница с показаниями ПУ. От населения потребуется терпение и внимательность при ознакомлении с квитанциями. Думаю, разные регионы и города по-разному подойдут к этому вопросу исходя из своих возможностей. По опыту нежилых помещений, видим что передача информации заняла полгода. До июля по соглашению с компанией «Т Плюс» управляющая компания продолжала принимать данные для начислений нежилым помещениям, поскольку ресурсники физически не успевали принять к расчету все помещения. С июля 2017 года управляющая компания насчитывает им только «содержание жилья». Хотя до сих пор ещё не все жилые помещения перешли на прямые договора, в целом по Верхней Пышме ситуация с переходом на прямые расчеты нормальная.

- Я правильно понимаю, что и сейчас при желании жители могут платить за услуги напрямую ресурсоснабжающей организации, проведя собрание, проголосовав и запротоколировав это? Зачем тогда нужен закон?

− Да Жилищным кодексом предусмотрена такая возможность. Поэтому мы и полагаем, что содержание закона будет более широким, чем только прямые расчеты.

Татьяна ЛЮБИМОВА

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.