Дорого и сердито: кто виноват и что делать с «мусорными» тарифами?

Дорого и сердито: кто виноват и что делать с «мусорными» тарифами?

11.04.201917:39

Новая система вывоза твердых коммунальных расходов пока весьма неуверенно встает на современные рельсы. Однако директор МУП «Спецавтобаза» Григорий Вихарев уверен, что вывезет эту махину – ему слово

Помойка не место для частной лавочки

Реформа нужна для того, чтобы структурировать отрасль. Ранее она была неучтенной в стране: огромные денежные потоки как бы были отданы в частные руки, и никто этим не занимался. Сегодня государство решило этим позаниматься. Вы спросите почему? Потому что жить в XXI веке и использовать комбинированный вид сбора ТКО через ту самую мешковую систему, через пакеты – это не есть правильно по одной простой причине.  Стационарная контейнерная площадка - это удобнее и для жителей, что бы вы ни говорили, и для регионального оператора. Ехать по графику неудобно. Вы просыпаетесь в семь часов условно, а я - в час дня. Машина едет по графику в девять, получается для меня неудобно, для меня мусоровоза не было. И я бы возмутился от того, что мне услуга не оказана. Сегодня мешковой сбор, по моему мнению, это большой провал, который нам остался в наследство. В частном секторе необходимо устанавливать контейнерные площадки - это мое глубокое убеждение. Такое мнение разделяют и областное, и федеральное министерства. Для этого отчасти и была сделана реформа.

Сколько вешать в граммах?

У нас так сложилось, что региональный оператор - негодяй, поскольку он придумал нам нормативы. Однако нужно понимать, что региональный оператор написал все свои затраты: от налогов до транспортировки - и передал их в Региональную энергетическую комиссию, чтобы та все проверила и определила нормативы. РЭК все порезала и дала нормативы: «Вот тебе, иди работай!». Знаете как смешно, когда мы собираемся на совещание с главами муниципалитетов и РЭК задают вопрос: «Почему  такие нормативы?». Там отвечают, что вообще-то нормативы составлялись на основе данных, предоставленных главами. У каждой проблемы и функционала есть фамилия. В данном случае эта фамилия - РЭК и глава того или иного МО, который дал расчетные данные.

Тарифы формировались очень просто. Есть постановление правительства РФ, есть методические рекомендации Министерства строительства и ЖКХ РФ, которые дали нормы РЭК. Региональная энергетическая комиссия произвела с муниципалитетами годовые замеры по климатическим условиям и на основании методик произвела расчеты: жителям частного сектора - столько, жителям многоквартирников – столько. Правильные они или нет? Наверное, покажет время.

Позиция следующая – год работаем, через год пересматриваем нормативы и объемы. Территориальной схемой предусмотрено 6,4 миллиона кубических метров ТКО в зоне АПО-3 (Восточное административно-производственное объединение, куда входит 48 муниципалитетов, обслуживаемых «Спецавтобазой» - прим.ред.) . На основании первого квартала мы уже можем констатировать, что нормы территориальной схемы в разрезе объемов могут увеличиться как минимум до восьми.

Кроме того, сейчас ФАС проверяет тарифы. По итогам служба скажет, что они завышены или занижены, в чем я сомневаюсь. На основании этой константы мы будем работать.

10 раз проверь – один подпиши

Я буду рубиться с подрядчиками, проверять полигоны через ГЛОНАСС, проводить сверку весового учета на полигонах и на базе нашей диспетчерской службы. Не подпишу ни одного акта, пока 10 раз не проверят. Но надо понимать, что министерство энергетики и ЖКХ, скорее всего, пересмотрит территориальную схему. Именно минЖКХ составляло нормативный документ, где отражены все объемы, свалки, контейнерные площадки по АПО-3.

Контейнер на бочку!

По частному сектору много трудностей, особенно в области. Когда я приезжаю на встречу с жителями, они устраивают «митинги», спрашивают: «Почему ты ничего не делаешь? Почему мы до сих пор собираем мусор в мешки?» Законом 89-ФЗ четко прописана ответственность регионального оператора: она начинается с места погрузки ТКО в кузов мусоровоза и до момента захоронения на полигоне. В законе также указано, что контейнерную площадку устанавливает собственник земельного участка (УК, ТСЖ, садоводческая, коммерческая, некоммерческая организации). Если это зона муниципалитета, то вопросы к муниципалитету.

Есть некоторые проблемы. Мы вошли в реформу с небольшим опозданием, потому что муниципалитеты не успели подготовиться. В результате вопрос по частному сектору встал очень остро. Какой выход? Жители частного сектора могут объединиться в ТОС и обустроить собственную контейнерную площадку, но с условием сортировки мусора.

Дьявол кроется в «квадрате»

Раньше мы платили за квадратный метр, а частный сектор – практически не платил. При этом именно вокруг частного сектора организовывались свалки. В зоне АПО-3 - более 600 несанкционированных свалок.

Есть проблемы и с актуализацией баз данных. Законодатель не предусмотрел норму передачи персональных данных региональному оператору, и, к сожалению, есть мертвые души. Мы как регоператор пользуемся данными на основании 44-ФЗ: провели торги, определили биллинговых операторов (у нас их три – Свердловэнергосбыт, Екатеринбургэнергосбыт и расчетный центр). Так как у регоператора нет возможности запросить базу данных у паспортного стола, мы вынуждены пользоваться услугами биллинга этих трех организаций. Но они работают по счетчикам, а мы - по количеству жителей, поэтому нами принято решение: всему частному сектору области с 1 января 2019 года сделать перерасчет по схеме «Один дом – один житель». В ряде территорий он уже произведен в марте. Если нет, то в апрельских квитанциях точно. Такая «льгота» сохранится до конца первого полугодия. Однако если ранее житель подал акт о количестве проживающих в доме, то расчет будет произведен по актуализированным данным.

Пеней за поздно выставленные счета не будет.

Сортируй и властвуй

Сегодня идет переходный период. По мнению профильного министерства, он займет как минимум полгода.  Затем мы приступим ко второму этапу территориальной схемы – проектирование мусоросортировочных комплексов (МСК). В Свердловской области должно появиться 12 МСК. В зоне АПО-3 – семь, в том числе в Екатеринбурге - два мощностью по 400 тысяч тонн в год, и пять - в области.

Зона ответственности привлечения инвестиций в отрасль – это зона заказчика (министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области). Кто разработает  инвестпрограмму, кто защитит концессию перед правительством, тот и будет строить завод по переработке мусора. У кого есть земельный участок – у того преимущество. Поэтому мне видится, что в Екатеринбурге завод должен строиться в рамках «Спецавтобазы», потому что у нее есть и Широкореченский, и Северный полигоны, причем последний имеет возможность увеличения карты и объемов.

Широкореченский находится в программе рекультивации. На него выделяются федеральные деньги. И он будет рекультивирован, но там уже стоит действующий МСК. Другое дело - чем думали, когда строили МСК. У него КПД настолько слабый: в лучшие времена, в самое сухое время, выборка полезных фракций доходила до 6%.

Строительство заводов по переработке ТКО мне видится за счет внебюджетных средств.

УК нам не указ

Управляющие компании начали грешить следующим. Мы выставляем счет УК, они уже жителям. В последние дни нам стали поступать протоколы, где сказано, что жители переходят на прямые отношения с ресурсоснабжающими организациями. Был вариант выставить двойные квитанции – мы и сбыт. Но мы от этого ушли, потому что последовал бы негатив от жителей. Но смущает другое, когда 100% жителей приходят на собрание и единогласно голосуют за указанную схему – такого не бывает. Это фальсификат. Мы отравили эти протоколы в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на проверку.

Тариф прозрачный, как слеза?

Как известно, тариф был 697,76 рублей, сейчас - 686,05 рублей. Если взять старую редакцию, до понижения, то структура тарифа следующая. Инвестиции (не на которые будут строиться МСК, а инвестиции предыдущих периодов) – 1,97 руб. Транспортировка - 426,52 руб. (у нас есть расстояния по 200 км – Тугулым и Камышлов). Захоронение - 28,05 руб. НДС в структуре тарифа - 116,29 руб., расчетно-кассовое обслуживание (биллинг, пакеты для частного сектора) - 110,71 руб., плата за негативное воздействие – 14,22 руб.

Некорректно говорить, что в Свердловской области самый высокий тариф. Есть Краснодарский край, ЯНАО, где тарифы еще выше.

А в том же Челябинске ребята работают с перспективой, что им тариф пересмотрят, задыхаются, работая на грани. Сложность у них с полигонами, но затраты ниже. Наш тариф по РФ – середнячок.

Не те подрядились…

Мой контракт начался в декабре, когда уже все было проторговано. Летом договоры должны перезаключаться по итогам новых торгов. Сейчас рассматриваем разные варианты взаимодействия с территориями. В частности, если КУМИ нам одобрит крупную сделку, приобретем дополнительные машины-мусоровозы в свой парк. Екатеринбург планирую закрыть собственными силами на 70%, что даст экономию  в структуре тарифа, и мы по возможности пересмотрим тариф на транспортирование в территории, перейдя уже на прямые договоры.

Образцово-показательныйгород в плане реализации реформы - Каменск-Уральский. Глава установил везде контейнерные площадки - дальше просто причесали. Накануне встречался с главой Верхней Пышмы – там нет нареканий. Но есть и трудные города.

На нет и квитанции нет

Там, где услуга не оказана, счета выставляться не будут. Примером могут служить Тугулым, Талица. Если есть переправа – мы не можем оказать услугу, выставлять счета соответственно не будем. Если лицу услуга оказана не была, а счет по какой-то причине выставили, необходимо написать заявление, можно приложить фотографию. Будет перерасчет. Мы по навигации видим, куда машина заезжает.

Акт фактического проживания, составленный либо УК, либо с сельской администрацией – 100-процентное руководство к действию.

Договоры на оказание услуг по обращению с ТКО носят форму публичной оферты, как следствие, на 16-й рабочий день со всеми потребителями услуги договор акцептирован, значит заключен. Всего в зоне ответственности АПО-3 2,7 миллиона жителей (в том числе 306 тысяч жителей частного сектора) и чуть менее 40 тысяч юридических лиц.

Что касается юрлиц, по этому сегменту заключено порядка 50% договоров, физлица (УК, ТСЖ) охвачены на 90%, оставшиеся неплательщики – это в основном ТСЖ, которые по каким-то причинам пока скрываются. Социальная сфера Екатеринбурга закрыта почти на 100%, по области – на 50%.

Марина АЛЕКСЕЕВА

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.