На постамент музея военной техники «приземлился» самолет Р-5 образца 1928 года

На постамент музея военной техники «приземлился» самолет Р-5 образца 1928 года

29.10.201314:17

Коллекция музея вновь пополнилась редким экспонатом. На этот раз это легендарный самолет Р-5 образца 1928 года, получивший в народе прозвища «разведчик», «ракета», «Рязань», «бритва» и т.д.

Элементы конструкции и стойки шасси машины были найдены на Дальнем Востоке. А весь процесс реставрации Р-5 прошел в Подмосковье. Затем «железную птицу» доставили по частям на трале в Верхнюю Пышму. По словам директора музея Александра Коробкина, отреставрированные части  самолета – крылья, корпус, шасси – соединяли между собой на музейной площадке. Такой вид самолетов считается экзотикой, поскольку их конструкция состоит в основном из дерева и ткани с небольшим количеством металлических элементов.

На сегодняшний день Р-5 практически не осталось, хотя в 30-40-х годах прошлого столетия он считался одним из самых выпускаемых бипланов. В музее самолет занял достойное место – стал одиннадцатым по счету экспонатом экспозиции военной авиации периода Великой Отечественной войны.

Как рассказали специалисты музея, Р-5 считался многофункциональным бипланом. Он одновременно мог выполнять функции боевого, транспортного и пассажирского самолета. Р-5 участвовал во всех вооруженных операциях 30-40-х годов прошлого столетия. В период Великой Отечественной войны машина выполняла роль ночного бомбардировщика.

Вооружение самолета состояло из одного неподвижного пулемета в носовой части фюзеляжа и двух пулеметов в задней кабине. «Разведчик» мог нести до 400 кг бомб. Максимальную скорость машина развивала 218 км/ч.

На Р-5 советские лётчики сражались в небе Китая, Испании, Монголии, Финляндии. Одна из самых ярких страниц в его истории – участие в ожесточенных боях в районе р. Халхин-Гол. Это была первая в истории советских ВВС воздушная наступательная операция. По позициям японцев был нанесен мощный бомбовый удар силами 557 советских самолётов, среди которых были и Р-5.

В истории биплана есть героический факт по спасению людей. Он применялся в 1934 году при эвакуации экипажа парохода «Челюскин», раздавленного льдами. Именно пилоты Р-5 вывезли большую часть экипажа – 83 человека.

Андрей Склюев

Reference
Культовое место: