Книгу Стефани Майер я, тогда еще 17-летняя девушка, купила, едва увидев афишу фильма в кинотеатре. Постер показался мне загадочным. На нем были в полумраке изображены два юноши и девушка. Их имена и возраст – это все, что знал о них потенциальный зритель. На тела, лица и одежду героев падал косой свет. Сейчас я вспоминаю фразу моего знакомого, который сказал: «Этот фильм будет таким же великим, как ‘’Интервью с вампиром’’ в свое время». Он ошибался.
Да, безусловно, сага «Сумерки» покорила сердца многих своих читателей и кинозрителей, но осталось и много противников и даже антифанатов этого явления. Поклонников Майер стали называть недалекими, приземленными, глупыми. Утрируя, можно сказать, что общество разделилось на две группы: Либо ты смотришь и любишь «сумеречную сагу», либо твердишь всем и каждому, что уж ты-то, с твоей рассудительностью и вселенской мудростью, никак не можешь смотреть эту несусветную чушь. Они даже создали интернет-мемы. А ведь есть те, кто даже не слышал про этот фильм. Наверное, самые рациональные. Или пожилые.
Теперь о самой саге. Если Джоан Роулинг постаралась раскрыть тему волшебников, то Стефани Майер, похоже, вознамерилась исчерпать вампирскую проблематику. Надо сказать, что такое фамильярное обращение с таинственным убивает всяческую магию. Пропадает все очарование. Приведу в пример Говарда Филипса Лавкрафта, последователем которого считается Стивен Кинг, а знаменитый классик Эдгар По – учителем. В его рассказах никогда всецело не приподнимается завеса над таинственным и страшным. Напротив, он постепенно нагнетает обстановку. Нельзя развенчивать миф. В человеческой реальности и так слишком много очевидных вещей, так зачем же делать чудесное обыденным? Так и мифологический оборотень вервольф может стать обыкновенной собакой в мире людей. Тем не менее, в книгах Стефани Майер есть определенное очарование. Этот мир – уютен. В Форксе - маленьком городке, затерянном в глуши, хочется жить и причащаться к его изумительным тайнам. Здесь необычная, сумеречная атмосфера: непроходимые леса, богатая природа и загадочные обитатели. Например, Где еще встретишь резервацию индейцев-квилетов с их старинными преданиями?
Когда впервые оказываешься в этом городе, то сразу же попадаешь в атмосферу настороженности и беспокойства. Что-то непрестанно тревожит воображение, врывается в ночные грезы, не дает спать спокойно. Свет дня здесь тусклый, словно бы густые ветви деревьев не хотят пропускать солнечные лучи. Естественно, Белла оказывается под гнетущим очарованием этого места.
Белла Суонн – девушка-лебедь, неуклюжая малышка-подросток, плавно переходящая во взрослую жизнь. Она обладает какой-то хрупкой, болезненной красотой, она вечно бледна и чем-то обеспокоена. Героиня сразу же привлекает к себе внимание одноклассников. Все таинственное нас влечет, и Белла, сама не понимая, как, внезапно сходится с семьей Калленов, держащейся особняком. Она влюбляется в Эдварда, и за всем этим следует такой неописуемый круговорот событий и такие жуткие (для непосвященного) тайны, что Белла чуть не сходит с ума. Запретная любовь Беллы красной нитью проходит через все повествование.
Классический любовный треугольник. Противостояние вампиров и оборотней. Обычный человек в потустороннем мире. Хэппи-энд. Реализация Великой Американской Мечты в фантастическом исполнении. Типизация персонажей. Предсказуемость сюжета.
Фильм подкупает тем, что он снят красиво. Безупречная компьютерная графика. А вот главные персонажи мне несимпатичны. Шутку на эту тему мне рассказал один хороший знакомый, который, кстати, не смотрел и не читал «Сумерки». Итак, разговор между Эдвардом (вампир) и Джейкобом (оборотень):
" – Я вампир и я люблю эту некрасивую девочку!
– Но я тоже люблю эту некрасивую девочку!
– Зато она хорошая актриса!
– Нет...".
Если первая часть фильма интриговала и завораживала, то вторая и третья, на мой взгляд, оказались до слез очевидными. Зато пятая часть смогла вернуть интригу. Битва в видении Элис Каллен понравилась не только мне. Брат, ходивший на этот фильм (и не смотревший все остальные) поневоле, вместе с девушками, втайне признался, что ему понравился только тот момент, «в котором вампиры и оборотни начали отрывать головы друг другу».
Наверное, фильмы получились таким разными потому, что каждый из них имеет своего режиссера. Первый фильм сняла женщина Кэтрин Хардвик. Последний, в двух частях, снял один режиссер – Билл Кондон. И если первый фильм стремился создать изысканную атмосферу готики, а музыка была мрачная и притягательная, то остальные кинокартины постарались воссоздать романтичную атмосферу, делая упор на любовную линию, а не на мистическую.
Фильмы «вампирской саги», равно как и книга, направлены на самую широкую аудиторию. Следовательно, они становятся бестселлерами. Обратная сторона бестселлеров такова, что они, по обыкновению, забываются через несколько поколений, в отличие от классики. Хотя ничто не вечно под луной… Тем не менее, Майер смогла добиться некоторой внеклассности своих книг. Для релаксации можно и почитать. Или посмотреть. Не фанат, но понравилось. Во всеобщей озабоченности лже-эзотерическими и псевдо-мистическими тайнами – весьма актуально.