Что может быть страшнее безумия? Эти дни, напоенные причудливой цепью странных видений, адские ночи с кошмарами и попытки бегства. Бегства от мира, себя и своих галлюцинаций. Тебя преследует собственный бред – личные ангелы демоны. Словно бы злой гений нависает над тобой, пленяя душу, и ты уже не здесь, не сейчас, а где-то далеко в завораживающей космической пустоте. Твое утлое тело, как унылый маяк жизни, влачит свое жалкое существование независимо от тебя… Эти бесконечные перепады настроения. Путаются мысли и чувства. Депрессия. Она довлеет над тобой. И уже безразлично, кто ты, где ты и с кем ты. Жизнь – всего лишь тусклое серое облако бессвязных образов, она не имеет смысла. Хочется лечь на кровать и незаметно для себя угаснуть, как задутая свеча. Все одинаково безразлично, все одинаково бессмысленно.
Именно в таком состоянии пребывает молодая женщина Жюстин в день своего бракосочетания. Болезнь подкрадывается к ней, незаметно вонзая свои острые когти. Жюстин начинает совершать непонятные, непредсказуемые поступки. Она уже не хочет быть замужем, ей больно и страшно. Она хочет побыть одна. Хочет, чтобы все эти гости богатого поместья, принадлежащего мужу ее сестры, ушли, исчезли из ее жизни, как утренний туман. Она запирается в ванной, сбегает от гостей в разгар свадьбы, срывает с головы фату. Она ведет себя нелогично, абсурдно, противоестественно. Волчица, чующая свою близкую смерть и убегающая в лес, чтобы там и скончаться.
Возможно, причина депрессии Жюстин – надвигающаяся на Землю космическая угроза. Планета Меланхолия с огромной скоростью несется к нашей планете. Ученые говорят, что столкновение неизбежно. Режиссер фильма Ларс фон Триер в своем особом анонсе из определенного киноряда при замедленной съемке, показывает нам, что катастрофа состоится. Ход этот не случаен: чтобы финал фильма стал очевиден для зрителя и не отвлекал его от созерцания психологических переживаний главных героев, в частности, Жюстин и ее сестры Клэр.
Идея фильма появилась у Ларса фон Триера в то время, когда он лечился от собственной депрессии. Психотерапевт сказал ему, что во время стрессовых ситуаций люди с маниакально-депрессивным синдромом действуют успешнее здоровых людей, потому что всегда ожидают худшего, а поэтому являются готовыми к картинам самого мрачного будущего.
Фильм-катастрофа «Меланхолия» был снят в 2010 году в поместье Чулёхольм на берегу пролива Каттегата. Темные, мрачные тона, в каких видит мир человек с депрессией, тем не менее, делают его довольно-таки красивым, благодаря насыщенности красок. Тема фильма, в связи с предполагаемым Апокалипсисом в декабре этого года, как никогда актуальна. Музыка Рихарда Вагнера создает гнетущую, тревожную атмосферу, все персонажи живут в предчувствии неминуемой беды, над ними постоянно висит дамоклов меч. И бежать им некуда. Во всем мире не найдется безопасного места. Никто не спасется.
Картина крайне психологична. Нормальный человек так мир не видит. Здесь нет ни тени оптимизма. Долгое, более чем двухчасовое развитие картины, тем не менее, всецело вовлекает в процесс созерцания фильма. После просмотра испытываешь некий катарсис. Жанр арт-хаус, конечно, подойдет далеко не всем, но в этом и прелесть арт-хаусных фильмов: они непредсказуемы, имеют нелинейную логику, они символичны и метафоричны. Наверное, здоровый человек никогда не сможет понять такой фильм. Я услышала однажды такую фразу про арт-хаус: «Зачем мне смотреть, как видит мир больной человек?». Решать вам.