Имя Бога. «π»

Имя Бога. «π»

14.03.201212:39

π = 3,14159… Это число, активно использующееся в самых различных областях математики – в тригонометрии, в компьютерных науках – издавна бередило ума умнейших людей человечества. С этим числом связаны порой абсурдно звучащие понятия: квадратура круга, трансцендентность и иррациональность. Как известно, согласно катафатическому богословию, Бог трансцендентен и иррационален – то есть, его познание находится за пределами опыта, за пределами разума. Бог непознаваем, число «Пи» – неисчислимо. Согласно каким-то своим эзотерическим побуждениям ДарренАронофски создает странную систему взаимосвязей между числом «Пи» и именем Бога. 

Фильм «π» 1998 года этого весьма экстраординарного режиссера рассказывает о небольшом отрезке жизни гениального сумасшедшего математика-еврея Максимиллана Коэна, который пьет какие-то нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты. Действие фильма происходит в недалеком будущем. Макс занимается вычислением всех значений числа «Пи». Он пытается найти и расшифровать универсальный цифровой код, согласно которому изменяются курсы всех биржевых акций. 
 
Самостоятельно собрав суперкомпьютер по имени «Пи», он денно и нощно пытается высчитать закономерности взлета и падения акций, вводя новые статистические данные и новые переменные. Коварное число «Пи» не хочет поддаваться, компьютер выдает ошибку за ошибкой, пока случайно не выводит на экран некоторый ряд чисел: всего их 216. Процессор сгорает, и данные, которые успел вывести на печать Макс, теряются. Отправившись к своему наставнику СолуРобсону, Коэн показывает ему результат своих исследований, после чего тот говорит, что это совершеннейшая ерунда и что Макс никогда не сможет завершить свою работу, потому что код невозможно рассчитать. Макс, в смешанных чувствах, выкидывает листок с расчётами в урну.
 
Встречи с ним безуспешно пытается добиться Мерси Доусон – представитель инвестиционной фирмы, которая всерьез заинтересована обогащениями за счет открытия Максимиллана. Когда он отказывается сотрудничать, ему предлагают деньги, золото, а затем новый суперпроцессор для суперкомпьютера. Макс соглашается на сделку. Когда он понимает, что его пытаются втянуть в сомнительные финансовые  махинации, которые являются абсолютно противозаконными, он убегает. Ему угрожают, его ловят, хотят избить и, возможно, убить.
 
Примерно в начале фильма Макс знакомится с иудеем-хасидом Ленни Мейером, который рассказывает ему о каббале, о том, что из всех слов иудейского алфавита путем нумерологии выводятся все остальные слова, как из слов «мать» и «отец» получается слово «ребенок». Он говорит ему об имени Бога, в котором 216 цифр. Ленни также имеет корыстный замысел: ему нужен гениальный ум математика, чтобы завладеть именем Бога. С этой целью он знакомит Макса с остальными членами религиозной секты, и те пытаются завлечь его. Но Макс, не желая открывать им это число, опять сбегает, отправляясь к себе домой, считая их недостойными знать это число.
 
Окончательно сошедши с ума, он на лысо бреет голову, и просверливает в ней дырку дрелью. 
 
В конце Аронофски показывает сцену, которая ярко контрастирует со всей остальной частью фильма: Макс сидит на скамье возле дома, лето. К нему подходит маленькая девочка Дженни, с которой они любили играть в вычисления. Гениальный математик раньше производил их в уме, а Дженни проверяла его на калькуляторе. Она задает ему вопрос на вычисление:
 
– Сколько будет 748 разделить на 238?
 
И он отвечает ей:
 
– Не знаю. 
 
Фильм, как и все остальные фильмы Аронофски («Черный лебедь», «Рестлер», «Фонтан», «Реквием по мечте») очень депрессивный. Следует сказать, что снят он, во-первых, в черно-белом формате, во-вторых, во многих моментах фильма, когда герои идут или бегут, камера пляшет. Использован эффект съемки от первого лица, камера не закреплена на штативе. В итоге видеоряд получается рваный, обрывистый. Все действие фильма очень похоже на воспоминания или мысли человека: также происходят на первый взгляд никак не взаимосвязанные события, дискретно происходящее, Макс время от времени дает личную информацию, флешбэки о себе… Кинокартина очень нестандартна. Но она всегда вызывает у зрителя противоречивые эмоции. Судя по отзывам в интернете, многие считают, что фильм – гениален, но столь же многие полагают, что его неинтересно смотреть, и он ничего из себя не представляет. 
 
Как и всегда, Аронофски работает в тандеме с Клинтом Манселлом – композитором, сочинившим музыку для всех его фильмов. Электронное звучание просто идеально подходит к сюжету.
Напоследок нужно упомянуть, что режиссер сотворил почти невозможное: с очень маленьким бюджетом – 60 000 $– он снял целую мистическую историю о жизни безумного гения. Захватывающую, оставляющую сотни мыслей и тысячи вопросов.
Reference