Открытая. Смелая. Разумная

Статьи

Открытая. Смелая. Разумная

22.05.201917:32

Можно ли, занимая четверть века одну высокую должность, оставаться человеком и эффективным менеджером? Коллектив школы № 25 отвечает «да», имея в виду своего директора Ларису Разумную. Сметка экономиста у нее – от мамы, талант организатора и спортивная дерзость – от отца. 17 мая Лариса Валентиновна отметила юбилей, поэтому ей слово

Папина эстафета

Мои родители жили в Невьянске, папа Валентин Ефимович Полимонов возглавлял городской комитет по физкультуре и спорту. Я родилась в воскресенье, как раз шли соревнования. Под окнами роддома собралась толпа спортсменов – праздновать победу и заодно мое появление на свет. Близкие до сих пор в шутку зовут меня то «эстафетой», то «олимпиадой».

В Верхнюю Пышму мы переехали, когда мне было 2 года. Мама до пенсии проработала экономистом на опытном заводе (ныне «Уралредмет»). Отец там же организовывал физкультурное движение, в 80-е руководил горсоветом добровольного спортивного общества «Спартак». Имел звание судьи республиканской категории по лыжным гонкам. И меня с собой часто брал на турниры.

Но заядлой спортсменкой я не стала. Училась в школе №2 имени М.И. Талыкова. В школьном музее, под крылом Тамары Кузьминичны Небогатиковой, вела экскурсию о соратнике Талыкова - летчике Владимире Зангиеве. Управленческие задатки проявились рано. Помню себя в пионерлагере: я председатель совета дружины, а в ней 25 отрядов!

Инженер с эстетическим уклоном

Определиться с вузом помог папа. В Свердловске в 1979 году открылся первый в стране инженерно-педагогический институт, ректором назначили сына командарма Блюхера. Задача была – готовить специалистов для обучения рабочих. Брали туда сплошь отличников профтехучилищ со всего Союза, от Прибалтики до Дальнего Востока, конкурс огромный. Но задачи по физике и химии я решила легко, с этими предметами дружила. И сочинение написала, в школе хорошо научили. Поступила на металлургический факультет. Интересно проходила студенческая жизнь, тем более я по комсомольской линии была активисткой.

Общекультурной подготовке тоже уделяли внимание. Был такой предмет СНЭВ - система нравственного и эстетического воспитания. Изучали картины, классическую музыку… Благо у меня музыкальная школа за плечами. Правда, на фортепиано не играю, навык утрачен.

О наставниках

Сейчас на преподавание у меня времени не остается, но иногда скучаю по урокам. После выпуска я год вела химию и физику в 23-й школе, пока ее не закрыли. Ходила за советом к сильным предметникам: по химии - к Светлане  Анатольевне Сакриевой, по физике - к Галине Александровне Евсеевой. Они умели все разложить по полочкам.

После закрытия на капитальный ремонт 23-й школы я перешла работать учителем химии во 2-ю школу.

 Мы продолжали дружить со Светланой Анатольевной, которая на тот момент работала в 25-й школе. Это уникальный человек, жизнелюб, путешественница, воспитала множество учителей химии в Верхней Пышме и Екатеринбурге. У нас у обеих были старшие классы, и в каникулы мы своих ребят возили по стране: Архангельск, Тобольск, Байкал, Иркутск, Красноярск, Миасс…

Светлана Анатольевна трагически погибла в автокатастрофе в 2006 году, хоронили ее всем городом в День учителя. Такие люди, как она, – педагоги с большой буквы, которые отдаются работе без остатка: уходишь – у них свет в кабинете еще горит, приходишь утром – уже горит.

О лихих девяностых

В августе 1993 года, в 29 лет, по рекомендации Сакриевой Светланы Анатольевны я приступила к обязанностям директора 25-ой школы. Времена были очень тяжелые. Нам приходилось обращаться за помощью к предприятиям. Ремонт делали уборщицы – красили стены, белили. Кстати, с большим уважением отношусь к нашему техническому персоналу.

На 12-м километре наркоторговля цвела пышным цветом. Охраны в школе тогда не было. По утрам завуч по воспитательной работе Светлана Васильевна Турица (ныне директор школы № 33) помогала мне вылавливать наркоманов и хулиганов у входа. Сдавали их ОМОНу, который приезжал с ближайшей базы на «Радуге».

Выручала сплоченность педагогов и отзывчивость родителей.  В Восточном поселке все друг друга знают. Опытный завод строила интеллектуальная элита, рядом были две крепкие воинские части. Дети из офицерских семей - интеллигентные, нацеленные на учебу.

Мы находились  в творческом  поиске, постоянно что-то придумывали. Первыми в городе сформировали профильные классы, приглашали вузовских преподавателей сельхозакадемии, УПИ.

По трудовому обучению была расширенная программа: автодело, токарное, слесарное и швейное направления, кулинария, парикмахерское искусство, машинопись и делопроизводство. Дети из стен школы выходили с профессией. 

Проблем с кадрами не было. Принимали соотечественников - учителей из ближнего зарубежья, откуда немало семей перебиралось на Урал. Школа всегда была готова к 1 сентября, и всегда был стабильный коллектив.

Нигде не пропаду

Когда в магазинах ничего не было, я обшивала всю семью благодаря тому, что закончила курсы кройки и шитья. Жизненные обстоятельства заставили меня в 51 год сесть за руль автомобиля, что помогло стать мобильной и независимой. Человек просто не знает своих возможностей!

А год спустя, в 2016-м, началась масштабная реконструкция школы. Прощай, тихая размеренная жизнь.

Хорошо, что лет десять назад дочь заставила меня пойти в спортивный зал. Плюс еще труд в саду. На больничные вообще не хожу. Сейчас занимаюсь йогой, активно подключаю к этому и своих коллег.

О книгах и авантюрах

Очень люблю путешествовать. Пока осваиваю Юго-Восточную Азию – все страны не единожды посетила. В Индии особенно душой отдыхаешь. Недавно мы с коллегой Мариной Николаевной отправились в самый густонаселенный город мира Мумбай. Это была авантюра: изначально прибыли в другое место, купили билет на улице, сели в слипербас (ночной автобус) и поехали - две белые женщины среди индусов. Видели бедные кварталы, прачечные под открытым небом, места съемок «Миллионера из трущоб».

А когда отдыхали в Турции, точно так же слетали в Стамбул на целый день, были на похожей экскурсии по сериалу «Великолепный век».

Если говорить о кино, нравится советская классика, комедии Гайдая. Книгами обычно снабжает дочь, она читает запоем, хотя по профессии проектировщик металлоконструкций. Историческую литературу, фантастику, Пелевина беру - и в электронном, и в бумажном виде. Время выкраиваю.  «Шантарам» я самостоятельно нашла и осилила довольно быстро. А однажды учитель-словесник и завуч по учебно-воспитательной работе Вера Викторовна Мезенкова выдала нам список из 15 произведений, необходимых современному человеку. Я их отыскала и прочла, хотя это зачастую тяжелые вещи. И вместе с тем светлые. Например, книга об интернате для инвалидов показывает обычным людям, как нужно ценить каждый миг.

О команде и школьном духе

Команда основных моих заместителей сформировалась давно, и каждому из них я благодарна за их профессионализм и преданность нашей 25-ой школе. Сейчас с высоты опыта видно сразу, приживется ли человек в коллективе. Новичкам мы даем карт-бланш на период привыкания, заботу и внимание «авансом». Редко ошибаемся.

Район нашей школы отделен от центра, она и не сельская, но и не совсем городская. Существует уже более 60 лет, ровесница «Уралредмета». Всегда здесь был особый дух - домашний, уютный, добрый, чистый. Очень бы хотелось перенести его в строящуюся школу, не растерять. Проводниками традиций, надеюсь, будут наши выпускники – их доля в преподавательском составе 15-20%. Значит, ребятам, глядя на своих педагогов, хочется сюда возвращаться.

На глазах растет целый квартал школьных зданий, благодаря руководству УГМК-холдинг. Восхищает и современное оборудование кабинетов, спортивных залов, библиотеки и актового зала. Подрядчик СК «ИНТЕГ» воплотил все наши пожелания, мы обсуждали их с дизайнером напрямую.

Я очень болею за свою школу, переживаю, когда что-то идет не так. Уважаю обязательных людей и сама стараюсь не подводить. Если кого-то обидела несправедливо, отругала не по делу – извинюсь, выслушаю. Ценю порядок и пунктуальность, а патриотов школы – особенно.

О патриотизме

Патриот с восклицательным знаком – завуч Ирина Анатольевна Викторова. Во многом благодаря ей школа занимает первое место в городе по гражданско-патриотическому воспитанию. Замечательный специалист Наталья Владимировна Чащегорова – курирует юнармейский отряд, профориентационную работу с УрГУПС и военными вузами.

Есть у нас и волонтерский отряд, инициатором которого была заместитель по правовому воспитанию Петрова Светлана Анатольевна, – ребята были главными помощниками при переезде в новую школу. Есть отличный музей, которому планируем отдать кабинет в 100 «квадратов».

Акция «Вальс Победы» 4 года назад началась именно с нашей школы. И на площадке у Техуниверситета завершающий танец всегда наш. Танцуют все, от директора до сторожей!

Да, у школы № 25, у меня и педагогов школы много наград. Но вот что я вам скажу: учителя точно работают не за награды. Наша гордость – дети. Многие удивляются: какие ребята умные, целеустремленные. Да ты просто создай им условия для развития и тогда результат не заставит себя ждать.

Еще отмечу, как изменилось у детей самосознание: в такой красивой школе уже не хочется нарушать дисциплину и приходить в неопрятном виде и без школьной формы.  Очень любят стадион, спортзал. Даже дежурят с удовольствием, и не столько для того, чтобы за порядком следить (у нас кругом видеокамеры), а чтобы встречать гостей.

Практически каждый день в школе гости. Так и должно быть! И стадион мы не закрываем от горожан: приходите, гуляйте, занимайтесь спортом, только не ломайте ничего. На праздники – добро пожаловать в наш новый актовый зал. Мы четко понимаем миссию школы № 25 как социокультурного центра Восточного поселка.

Штрихи к портретуот молодых учителей

ЕленаКузнецова: «Лариса Валентиновна всегда справедливая, миротворец (старается разрешить любой конфликт мирно, с улыбкой, чтобы все остались довольны). Профессионал, ничто ей не страшно, если надо - и в строительстве разберется».

Елена Айрих: «Обладает исключительной проницательностью и корректностью. Ей хочется доверять».

Татьяна Попова: «Как женщина поражает своим шармом, как директор выступает тонким политиком и мудрым стратегом. За женственностью и легкостью скрывается сильная личность».

Елена Ващук: «Это умелый капитан, который стоит у руля большого корабля - школы № 25. Не боится перемен и в любой ситуации сможет найти единственно верное решение».

Александр Попов: «Человек, который поможет в любой ситуации делом и добрым словом».

Екатерина Сосновских: «Обаяние, естественность, живость - ее отличительные черты. Неугасающий энергетический импульс, удивительное чувство нового. Всегда готова помочь молодым».

Записала Ольга ЛЕОНИДОВА