
Редкие экспонаты Второй мировой войны покажут публику после реставрации
На участке реставрации военной техники и ретро-автомобилей «Уралэлектромеди» поступили редкие экспонаты Второй мировой войны: танк союзников М3 Stuart и полугусеничный грузовой автомобиль ГАЗ-АА «Кегресс». Оба раритета представляют большую историческую ценность и станут экспонатами Музея военной техники.
«К реставрации танка приступили на прошлой неделе, - рассказывает начальник участка Алексей Пархомчик. – Экспонат поступил к нам в плачевном состоянии – есть трещины бронелистов, разукомплектован двигатель, отсутствует ряд деталей механической части. Сейчас поднимаем чертежи, эскизы и начинаем ремонт танка».
Основные узлы танка остались невредимыми. К примеру, на ходовой части еще с 40-х годов стоят обрезиненные траки, танк оснащен семицилиндровым авиационным двигателем с турбиной. Даже уцелели передние фары и задние фонари. Поэтому было принято решение доукомплектовать танк недостающими деталями и экспонировать его с открытым видом, чтобы показать технические возможности союзников во Второй мировой войне.
Как известно, М3 Stuart поставлялся в СССР по ленд-лизу и использовался в боях на Северном Кавказе. Танки выпускались разными модификациями с 35-мм пушкой, пятью или тремя пулеметами. Машины были сложны в управлении и обслуживании – из-за слабых воздухоочистителей часто выходила из строя поршневая система. Во время войны их не ремонтировали, а отправляли обратно союзникам. В 1942 году из-за слабого вооружения от танков отказались совсем.
«Все резьбы на болтах здесь дюймовые. Если у нас шаг составлял 1,5 мм, то у союзников 2,5. Попытаемся сохранить все болты в том виде, в каком они были», - рассказал, в чем заключается сложность работ, слесарь-ремонтник Сергей Кочнев.
Не менее впечатляет реставрация, наверное, одного из самых неординарных автомобилей периода Второй мировой войны – полугусеничного грузовика «Кегресс». Раритет был выпущен на базе ГАЗ-АА в 1930-х годах и использовался в качестве тягача для подвозки боеприпасов и пушек. По словам Алексея Пархомчика, сейчас машина полностью разобрана. Идут восстановительные работы по сборке кабины.
К концу года оба раритета смогут занять свое место на музейных подиумах.
Андрей Склюев