
В Музее военной техники открылась железнодорожная экспозиция
В День Победы, прежде чем танки и боевые машины проехали по проспекту Успенскому, жители Верхней Пышмы посетили Музей военной техники, чтобы взглянуть на его экспонаты – старые и новые. 9 мая здесь открылась масштабная экспозиция - железнодорожная станция.
«Мы открываем эту выставку не просто так – это своеобразный памятник подвигу советских, в том числе и уральских, железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Всего наша новая экспозиция насчитывает 29 образцов, каждый из которых – участник Войны против гитлеровской Германии», - отметил генеральный директор УГМК Андрей Козицын.
Так выглядит железнодорожная станция с высоты птичьего полета
Выставка, разместившаяся на площади более 2 гектаров, представляет собой полноразмерный макет станции Узловая, где показаны основные элементы станционного оборудования того времени: водонапорная башня, кран для загрузки угля, колонки для воды. Экспозиция была воссоздана по фотографии железнодорожной станции города Ревда Свердловской области.
На пяти путях в натуральную величину расположены основные типы эшелонов того времени во главе с подлинными паровозами и подвижным составом 40-х годов XX века: санитарные и пассажирские вагоны, «теплушки», 4-осные и 2-осные платформы, бронеавтомобили на железнодорожном ходу, вагон-цистерна, зенитные платформы. Рядом – небольшое деревянное здание вокзала, оно было неотъемлемой частью многих пристанционных городков.
В центре железнодорожной экспозиции разместился настоящий бронепоезд, воссозданный на основе оригинального паровоза и платформ.
Новую выставочную площадку открыли гендиректор «УГМК-Холдинга» Андрей Козицын, начальник Свердловской железной дороги Алексей Миронов, директор «Уралэлектромеди» Владимир Колотушкин и ветераны завода - Галина Синицына и Юрий Носов. Все вместе они перерезали алую ленту, а затем подали первый сигнал станционного колокола. Под этот звук в годы Великой Отечественной войны эшелоны с солдатами отправляли на фронт.
Об этом первым посетителям новой экспозиции напомнила Галина Синицына, ветеран химико-металлургического цеха с 27-летним стажем. «В годы войны по железной дороге осуществлялись эвакуация промышленных предприятий и людей, снабжение фронта боеприпасами и техникой, переброска войск. Коллектив железнодорожного цеха внес немалую лепту в победу, он транспортировал на фронт 17 видов военной продукции с Пышминского медеэлектролитного завода», - отметила ветеран.
Владимир Колотушкин поблагодарил и нынешних сотрудников «Уралэлектромеди»: «Работники автотранспортного цеха, цеха благоустройства и цеха централизованного ремонта, создавая новую экспозицию, трудились здесь с энтузиазмом, от души».
Алексей Миронов подарил Андрею Козицыну и Владимиру Колотушкину по фонарю 1973 года, который использовали в работе железнодорожники
На создание железнодорожной станции ушло почти два года.
«Собирая коллекцию нашего музея, мы поняли, что рассказ о Великой Отечественной войне будет неполным без железнодорожной экспозиции. Железные дороги были для нашей страны своеобразной кровеносной системой, значение которой в годы войны еще больше возросло. Большую помощь нам оказывала Свердловская железная дорога, - признается директор Музея военной техники Александр Коробкин. – Железнодорожники содействовали и в поиске экспонатов, и в их доставке. География находок – вся страна от Питера до Дальнего Востока».
Как отмечают специалисты Музея военной техники УГМК, открытие экспозиции, - событие уникальное для российского музейного дела. Даже ее формирование уже обросло легендами. Так, два паровоза серии «Ов», которые железнодорожники называли «овечками», были доставлены в Верхнюю Пышму из ямальской тундры, с заброшенной «Мертвой дороги», которую в конце 40-х годов строили заключенные ГУЛАГа. Чтобы привезти их на большую землю, специалисты автотранспортного цеха «Уралэлектромеди» организовали три масштабных экспедиции общей продолжительности более двух месяцев, в ходе которых паровозы были разобраны на составные части и доставлены до ближайшего транспортного узла самым большим в мире грузовым вертолетом МИ-26, а затем на авто-тралах проехали более 2 тысяч километров.
Еще один паровоз серии Еа прибыл в Верхнюю Пышму из Уссурийска. Прицепляемый к товарным составам, своим ходом «железнодорожный ветеран» преодолел более 7 тысяч километров.
Первыми с экскурсией по железнодорожной площадке прошлись почетные гости, среди которых сотрудники и ветераны предприятий разных городов присутствия УГМК