
Учащиеся школы №1 провели День науки в Музее военной техники
13 марта тематический урок провели сотрудники музея для школьников 7 «б» класса СОШ №1 о том, как развивалась наука в нашей стране во время Второй мировой войны. Экскурсионный маршрут пролегал по первому и третьему этажам выставочного центра музея, где размещаются экспонаты бронетехники и стрелкового оружия.
По словам заместителя директора музея Александра Емельянова, Вторую Мировую войну принято считать войной моторов. Инженерные нововведения были использованы для развития военно-воздушных сил, сухопутных войск и военно-морского флота. В том числе, военной медицины и сельского хозяйства. Без серьезного вклада в научные достижения победа над фашизмом была бы невозможной.
Экскурсия началась с рассказа о деятельности советского инженера, партизанского конструктора Тенгиза Шавгулидзе. Еще до начала Великой Отечественной войны старший инженер диспетчер путей сообщения был призван в армию. Войну встретил на Украине. Попал в плен, но сумел выбраться из лагеря в 1942 году и стал партизаном.
Ребята были удивлены, как в условиях белорусского партизанского отряда Тенгиз Шавгулидзе разработал массу изобретений, начиная от простых ручных гранат, заканчивая самодельным гранатомётом.
Затем экскурсия продолжилась по конкретным экспонатам. Выяснилось, что всюду шло упрощение производства. К примеру, в грузовом автомобиле ЗиС-5, получившим название «трехтонка», кабину стали выполнять из дерева – это значительная экономия металла, удешевление производства, вес автомобиля меньше, а значит и скорость его выше. В артиллерии советские инженеры создали знаменитую противотанковую пушку «сорокапятку», которую мог перетаскивать расчет в шесть человек с места на место. Самым массовым самолетом советских ВВС стал штурмовик ИЛ-2. Немцы прозвали этот самолет «летающей смертью» за усиленную броню и вооружение. Всего за годы войны было запущено в производство 25 серий новых и модернизированных самолетов и 23 типа авиационных двигателей. И это несомненная заслуга советской науки, инженерной школы и народного изобретательства.
После изучения военной техники и артиллерийского вооружения школьники познакомились со стрелковым вооружением. В ходе экскурсии они задавали различные вопросы: какой автомат ППШ лучше с рожком или диском, можно ли менять рожок на диск и как В.Г. Феофанов смог из противотанкового ружья сбить два вражеских самолета?
Завершился тематический урок просмотром документального фильма в интерактивном зале о научных изобретениях, применяемых в военных действиях.
Андрей Склюев