Пусть не решить нам всех проблем…

Пусть не решить нам всех проблем…

17.08.201816:51

Недавно финалисты конкурса «Инженериада» представили свои лучшие работы в Техническом университете УГМК. Напомним, около сотни одаренных старшеклассников съехались на Урал из 25 городов и поселков России, где работают предприятия УГМК. Ребята готовились с середины июля в загородном центре «Таватуй» под руководством опытных наставников. Участников поделили на команды – лаборатории, каждая решала конкретную проблему

Проблема: люди в шахтах

Лаборатория робототехники – солидная мужская компания от 14 до 17 лет. Как пояснил руководитель Алексей Клячин, его подопечные рассматривали весь процесс горного дела на примере АО «Сафьяновская медь», ездили на рудник: «С увлечением погружались в тему, даже ночами порывались работать, но у нас режим».

Реально ли обезопасить шахтеров от взрывов, обвалов, загазованности? Если заменить людей роботами, обслуживанием шахты будет занято всего 10 человек против 70-ти, и то снаружи. Сразу вырастет объем добычи, ведь перерывы станут не нужны, как и вентиляционные системы: машины полностью защищены от вредных факторов среды. Срок окупаемости проекта – год.

Несколько членов команды впервые столкнулись с программированием, другие, наоборот, в нем поднаторели. Мальчишки приложили к делу не только голову, но и руки – выпиливали и клеили макет, собирали детали и узлы машин. В итоге соорудили участок шахты в миниатюре – транспортный узел, по которому двигается несколько странных существ (вместо привычной горной техники).

Вот группа изобретателей демонстрирует модель шасси шахтного самосвала: «Подвижная конструкция для более удобного маневра в замкнутом пространстве шахты, поворот на 60 градусов, чтобы въезжал в узкие углы. Занимается перевозкой руды от рабочей камеры до склада».

«Управление идет от самого робота, все они будут общаться между собой. За счет локальной сети вай-фай можем отслеживать их состояние. Если сломался – люди спускаются. Также роботы периодически выходят на поверхность для ремонта и техосмотра», – объясняет Денис Давлетшин.

Проблема: рационализаторов плохо стимулируют

Где-то рационализаторам причитается по 1,5 тысячи рублей за одно предложение, где-то им отчисляют проценты с суммы, которую предприятие сэкономило благодаря новой разработке. Эффективность таких способов стимулирования довольно низкая, полагают ребята из лаборатории  «ФинТЕХ».

Они придумали платить за идею токенами. Это эквивалент услуг, который можно будет впоследствии обменять на соцпакет, например, на поездку в детский лагерь или в санаторий. В чем экономия? Во-первых, соцпакеты сейчас распределяются в коллективах равномерно, и часть сгорает, поскольку далеко не все сотрудники ими пользуются. Во-вторых, при денежных выплатах около 40% средств уходит на налоги.

Между прочим, программа, переводящая  токены от одного сотрудника к другому, основана на технологии блокчейн. Иными словами, прозрачна и исключает махинации.

Проблема: переплата за электроэнергию

«Предприятия УГМК платят за электроэнергию за день вперед. Если планы расходятся с реальностью, компания несет убытки», – терпеливо повторяет екатеринбургский школьник Михаил Неверов каждому гостю стенда энергетической лаборатории.  Статистика и правда впечатляет: только на производстве медной катанки «Уралэлектромеди» потери по этой причине составили 1,4 миллиона рублей за 2017 год.

«А с нашим алгоритмом удалось бы сэкономить 400 тысяч рублей, – продолжает Михаил. – Он может подстроиться под любое предприятие и прогнозирует энергопотребление – точнее людей и дешевле, ведь ему не нужна зарплата. Работает по принципу нейронов в мозге, то есть это, по сути, интеллект, но «тупенький», рассчитанный на одну задачу.

Эксперты, по словам ребят, проявляют к проекту интерес и советуют, как его улучшить.

Проблема: рудники не строятся, потому что к ним нет дорог

Рудная база в России истощается, а новые месторождения осваивать накладно – дороги не подведены. «Наша программа поможет выбрать оптимальный маршрут от рудника до ГОКа и узнать его стоимость на разных участках, – уверен Матвей Конышев из Трехгорного (Челябинская область). – На многих коротких маршрутах (около 5 километров) руду возят поездами. Мы предположили, что выгоднее автотранспортом, и расчеты подтвердили гипотезу».

Самая компактная лаборатория «Инженериады» –10 человек – за неделю разработала программу с нуля, рельеф срисовывали с онлайн-карт. Одна группа занималась картами, другая писала код.

Вводим данные: объем производства, координаты ГОКа и рудника. Нажимаем – маршрут проложен, выдается необходимое количество автомобилей.

Сейчас подобные операции делают вручную, с помощью экселевских таблиц. У юных программистов выходит красивее и быстрее.

Проблема: загрязнение озера Ключи и Молебского болота

«Мы болеем за вашу экологию, хоть и не местные», – с ходу заявили Полина Журавлева из Башкортостана и Вера Шумская из Ревды.

План таков: сначала поставить очистные на Среднеуральской птицефабрике. Затем в течение 10 лет чистить Молебское болото (сажать там впитывающие органику рогоз и камыш, скашивать, делать компост и продавать) и озеро Ключи. С последним должны помочь водоросли сальвиния и пистия. Их будут помещать в биодорожки – плавающие сегменты, соединенные тросами. С мая по сентябрь растения вбирают грязь, потом идут на утилизацию, вместо них высеваются новые. Дорожки используются многократно. В целом очистка болота потребует 5,8 миллиона рублей, озера – 4,5 миллиона.

Ребята провели наглядный эксперимент: пистия, помещенная в сосуд с озерной водой, избавила ее от мути и запаха всего за 4 дня.

Исследователи оговариваются, что фиторемедиация применяется в дополнение к другим способам очистки и позволяет ускорить достижение эффекта на 5 лет.

По берегам Ключей к 2035 году вырастет жилой квартал, поэтому застройщикам выгодно привести водоем в порядок, полагают дети. Еще они мечтают о зарыблении озера и парке у воды.

Проблема: Верхней Пышме не хватает велосипедной инфраструктуры

Вся школа олимпийского резерва «Велогор» ездит кататься в лес, велосипедисты-любители сбивают прохожих на тротуарах. Горожане с удовольствием бы крутили педали, добираясь на работу или на пикник, но пока машины и автобусы удобнее.

Ребята из лаборатории урбанистики предлагают опутать город закольцованной сетью велодорожек, соединяющей разные по функционалу части: новые микрорайоны и места отдыха, деловую зону и спальные кварталы.

В проекте обозначена система велошеринга (проката), как в Москве, вместительные велопарковки, а также велокафе, где можно будет перекусить, не слезая с железного коня – просто зафиксировав колесо в специальном столике.

По замыслу авторов, в парке УГМК нужно установить сцену-скамейку.  На ее постройку и развлекательную программу требуется 400 тысяч рублей, которые планируется собрать путем краудфандинга.

«Ребята молодцы, очень серьезно подошли к задачам, и руководители много в них вложили. Не так просто они отдыхали на Таватуе», – высказался представитель «Святогора» (Красноуральск).

Заместитель главного инженера по горным работам АО «Сафьяновская медь» Андрей Вьюгов более строг: «Я здесь по заданию директора. Познакомился с роботизацией нашей шахты. Что-то в ней есть, но пока проект в зачаточном состоянии. Немножко наивно авторы рассуждают. Теоретически безлюдные технологии возможны, но воплощать их очень тяжело. Под землей плохо со связью, сыро, влажно, вай-фай не подключить. Над проектом еще думать и думать. Я оставил ребятам пожелания. С другой стороны, и полеты на Луну выросли из фантазий».

Если активизировать творческое мышление было главной целью конкурса, организаторы ее добились. И хотя о внедрениях говорить рано, опыт мозгового штурма оказался юным инженерам весьма полезен.

Ольга ЛЕОНИДОВА

Фото автора

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.