Омбудсмен нас рассудит

Статьи

Омбудсмен нас рассудит

13.06.201911:09

С 1 июня в России действует новый порядок урегулирования споров по ОСАГО между страховыми компаниями и автовладельцами. Теперь водитель, если он не согласен с суммой выплаты, должен сначала обратиться за помощью к финансовому омбудсмену, только после этого - в суд.

Правило работает уже почти две недели, но эксперты до сих пор считают нововведение сырым, а автомобилисты все еще не понимают, кто такой этот самый финансовый уполномоченный и куда к нему нужно идти?

Третьим будет

Итак, порядок действий для автомобилиста, попавшего в ДТП и не согласного с суммой страховой выплаты, следующий. Первое: он пишет претензию в страховую компанию. «Если со дня нарушения прошло не более 180 дней, заявление составлено по форме, утвержденной финансовым омбудсменом, и направлено в страховую компанию в электронном виде, то страховщик обязан дать мотивированный ответ на него в течение 15 рабочих дней. Если претензия страхователя будет представлена в ином виде, то на подготовку ответа страховой компании отводится 30 дней», - рассказали в пресс-службе Российского союза автостраховщиков.

Если ответ страховой не поступил в срок или заявитель с ним не согласен, он обращается к финомбудсмену. Последний, кстати, находится в Москве, поэтому все документы и претензии придется отправлять либо через личный кабинет на сайте https://finombudsman.ru/, либо почтой.

Екатеринбургский сайт https://finomb66.ru/, который первым выходит в поисковиках и с виду кажется официальным сайтом финомбудсмена в Екатеринбурге, на самом деле не имеет никакого отношения к новой структуре, сообщили в пресс-службе РСА. Это просто автоюристы, которые за деньги помогают автомобилистам решать споры в судах, а теперь, видимо, и через финансового уполномоченного.

Обращение к финомбудсмену для водителей абсолютно бесплатное. Уполномоченный рассматривает электронное заявление в течение 15 рабочих дней, на заявление, отправленное почтой, отводится 30 дней. При необходимости финансовый омбудсмен может назначить экспертизу – в этом случае срок рассмотрения заявления продлевается.

Решение уполномоченного можно обжаловать в суде. На это страховой организации дается 15 дней, автовладельцу – месяц. Если решение вступило в силу, то оно является обязательным для исполнения. В противном случае суд может назначить страховщикам штраф - в размере 50% от выплаты, определенной уполномоченным.

Судьи вздохнут с облегчением?

В РСА уверены, что новый институт финансового уполномоченного позволит сократить нагрузку на суды. Сейчас она очень серьезная, правда, как отмечают в том же союзе, за последние годы количество судебных исков по ОСАГО все-таки идет на спад. Это связано с законом о натуральном возмещении по ОСАГО (вместо денежной компенсации), который вступил в силу в 2017 году. Так, если в 2017 году в российские суды было подано свыше 400 тысяч исков, то в 2018 году – свыше 200 тысяч.

В Верхней Пышме и Среднеуральске также отмечают незначительное снижение количества исков по ОСАГО. «В 2018 году Верхнепышминским городским судом было рассмотрено 62 гражданских дела по спорам о взыскании страхового возмещения, из них по КАСКО – 1, по ОСАГО – 25. В 2017 году было рассмотрено 66 гражданских дел по спорам о взыскании страховых выплат, из них по КАСКО – 6, по ОСАГО – 45», - рассказали в суде.

Количество гражданских дел по искам о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, также идет на спад: в 2017 году было зарегистрировано 78 таких дел, в 2018 году – 70.

База РСА с неадекватными ценами

«В последнее время стало меньше недовольных, потому что ввели единую методику подсчета ущерба. И если раньше были нередки ситуации, когда страховая, к примеру, платит 10 тысяч, а независимый эксперт насчитывает 100 тысяч рублей. Человек идет в суд и выигрывает это дело. А сейчас, когда появилась единая методика, цифры не так сильно разнятся. Бывают, конечно, недоплаты, но они уже носят не системный характер, а скорее точечный», - считает руководитель комитета по защите прав автомобилистов Свердловской области Максим Едрышов.

В свою очередь в общественной организации защиты прав граждан «Равенство» убеждены, что процент тех, кто недоволен выплатами по ОСАГО, по-прежнему высок. Просто не все готовы отстаивать свои интересы в судах.

«Люди, которые довольны выплатами, это люди, которые могут отремонтировать машину самостоятельно, могут найти какие-то детали на разборках. А вообще, практически в 100% случаях люди выплатами недовольны, потому что в той базе РСА, по которой страховые компании считают запчасти, цены совершенно неадекватные. Вы ни в одном магазине не найдете оригинальные запчасти (а они должны быть именно оригинальные!) по таким ценам. Плюс запчасти считают с учетом износа, а человек должен покупать новую дверь или новое крыло! Денег на ремонт не хватает. Конечно, у нас есть постановление Верховного суда РФ о том, что можно взыскать износ с виновника ДТП, но тогда встает вопрос: зачем нужен полис ОСАГО?» - комментирует представитель «Равенства».

По его словам, если человек доходит до суда, то в большинстве случаев фемида оказывается на стороне автомобилиста. Однако пострадавшим в ДТП непросто отстаивать свои интересы в судах: необходимо обращаться за помощью юристов и тратить дополнительные деньги.

Перестраховка во вред страхователям

Новый порядок урегулирования споров, по мнению экспертов, создаст скорее больше сложностей автолюбителям, чем принесет пользы.

«Сделали большую надстройку, без которой простой гражданин не может обратиться в суд. Я считаю, можно говорить об ограничении права людей на обращение в суд. Как это все будет работать – сказать пока сложно. Какие решения будет принимать омбудсмен, он будет отстаивать интересы страховщиков или простых потребителей – покажет время. Ну и хочется отметить, что государство и РСА должны были все-таки объяснить людям новый порядок, люди сейчас плохо понимают его, было очень мало дополнительных материалов по этому вопросу», - поделился мнением Максим Едрышов.

По словам представителя общественной организации «Равенство», если государство хотело снизить нагрузку на суды, то делать это нужно было другими способами.

«По сути, новые правила просто увеличивают сроки получения выплат. Сначала человек должен написать претензию, потом дождаться решения страховой, потом отправить жалобу омбудсмену, потом судебное производство… До момента получения денег может пройти от нескольких месяцев до года. Если государство хочет разгрузить суды, то, мне кажется, нужно ужесточать правила в отношении страховых компаний. Например, у нас есть страховые компании, в отношении которых вообще нет производства, потому что они хорошо считают и хорошо выплачивают», - прокомментировал представитель «Равенства».

Он добавил, что первые выводы о работе финансового омбудсмена можно будет делать не ранее чем через полгода. «Сейчас мы пока с этим не сталкиваемся. С 1 июня закон вступил в силу, но он распространяется только на те полисы ОСАГО, которые были заключены после 1 июня. С полисами, полученными до 1 июня, мы работаем по старым правилам», - пояснил представитель общественной организации.

А судьи кто?

«Красное знамя» направило запрос в службу финансового уполномоченного. Там пояснили, что к ним уже начали поступать обращения по ОСАГО как от потребителей, так и от третьих лиц, которым было уступлено право требования. Сейчас все обращения обрабатываются - решения по первым жалобам появятся во второй половине июня.

"Работу по приему и обработке обращений граждан Служба начала с уже сложившимся и подготовленным коллективом. У нас в штате более 170 квалифицированных сотрудников, и он будет постоянно пополняться профильными специалистами по сферам финансовых услуг. На сегодняшний день имеющегося числа сотрудников достаточно для обработки поступающих обращений. В их обязанности входит подготовка необходимых документов для принятия решения финансовым уполномоченным в сфере страхования. Он пока один, но по мере увеличения потока обращений Служба намерена обратиться в Банк России за назначением еще нескольких уполномоченных", - прокомментирвоали в пресс-службе финансового уполномоченного.

Согласно официальному сайту ведомства, спорами между автомобилистами и страховыми компаниями занимается Виктор Климов. Он был назначен финансовым уполномоченным в сфере страхования 9 января 2019 года решением Совета директоров Банка России. К кандидату на пост омбудсмена предъявляются высокие требования (образование, опыт работы, возраст, безупречная деловая репутация).

Вообще, институт финансового уполномоченного был создан еще в прошлом году. В течение первого года его работу оплачивает Банк России. В дальнейшем нагрузка должна лечь на плечи финорганизаций: чем больше жалоб от граждан будет поступать на конкретную организацию, тем выше для нее будут взносы.

Ставка взноса для страховых организаций, взаимодействующих с финансовым уполномоченным, будет варьироваться в зависимости от исхода рассмотрения дела. Если омбудсмен выносит решение об удовлетворении жалобы автовладельца, то размер ставки составляет 22 500 за одно обращение, в случае отказа – 0 рублей. Если потребитель подал жалобу, но спор удалось разрешить еще до вынесения решения омбудсменом (например, страховая исполнила требования страхователя), то размер ставки может составлять от 3 750 до 15 000 рублей в зависимости от этапа, на котором был решен спор. Если к финомбудсмену обратился автоюрист, которому потребитель делегировал свои права требования, то обращение для него будет стоить 15 000 рублей.

С 28 ноября новый порядок урегулирования споров (через омбудсмена) будет распространяться не только на выплаты по ОСАГО, но и на все остальные страховые споры, за исключением ОМС.

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.