Вниманию почтенной публики!

Статьи

Вниманию почтенной публики!

27.03.201910:55

Театр в Верхней Пышме еще строится, а служителей Мельпомены хоть отбавляй. У нас была задумка рассказать о двух непохожих на первый взгляд коллективах. Один - муниципальный, работает давно, руководитель имеет солидный опыт. Второй – частный, едва родившийся, с молодым режиссером. Но контраста не получилось: и там и там покоряет безграничная любовь к сцене.

Совершите вы массу открытий

Бешеный темперамент Натальи Резниковой сворачивает горы. В театральном объединении «Браво» при Доме детского творчества больше сотни юных актеров и сплошные премьеры. Костюмы шьет подруга-мастерица на средства спонсоров. Тут царит семейственность в хорошем смысле. Семь групп ведет Наталья Викторовна, ее дочь Анна Сажаева – четыре. Муж Виктор, мастодонт уральского рока, подбирает музыку к постановкам, сын работает в ДДТ звукооператором. И перед спектаклем «Кошкин дом» нас будто окружила шумная итальянская семья.

Беготня, суета, кто-то спешно гримируется, кто-то ищет реквизит. Через пару минут распахнется занавес, а исполнительница главной роли рыдает: ее мама не сможет прийти. «Выбирай, ты сейчас дочка или артистка. Даю тебе ровно 10 секунд. Молодец. Теперь ты должна подышать. Помогаем все, дышим», - настраивает труппу режиссер.

Сегодня у них ответственный день – поздравление близких с 8 Марта. Пьеса, а потом концерт, который дети готовили сами: декламировали стихи, жонглировали, играли на синтезаторе, пели и танцевали. На сцене 4-й «А» школы №1 в полном составе. Теперь, уже от умиления, плачут зрители, в том числе мама главной героини – она сумела вырваться, хоть и опоздала. И руководитель растрогалась: «Ребятки, пусть я кричу, ругаюсь, но я вас всех очень люблю».

Курс для начинающих актеров вместе с учебным годом подходит к финалу. Пятиклассников ждет новый этап – «Театральная мастерская». С детьми творятся удивительные метаморфозы. Вот король подмостков Миша Романцов, с виду скромный и застенчивый. За него радуются дедушка Геннадий Григорьевич, бабушка Александра Петровна и родители.

Мама Ольга: «Дети изначально были зажаты, а теперь рвутся выступать. Наталья Викторовна к ним как к родным относится. Тут всегда весело, задорно. И концерты проходят по-семейному. Мы не думали, что наш Миша умеет с таким выражением читать. Роли часто с длинными текстами, он их учит втихаря, пока уроки делает. Мы видим только результат». Папа Александр добавляет: пусть сын решает сам, брать ли ему следующую ступень в актерстве. Надо ведь и на тренировки по хоккею успевать. 

Как всегда, за классом с волнением наблюдает учитель Наталия Сулейманова. «Браво» давно сотрудничает с первой школой. По словам Наталии Вячеславовны, на ее ребят выбор пал случайно, когда они еще были второклашками. И с тех пор спектакли у них каждый год. Все 29 человек вовлечены. Многие дети запели, затанцевали, даже те, у кого координация нарушена или музыкального слуха нет. На литературе им не нужно учиться выразительному чтению. Если написано «рыдает», «хохочет» – это и будут делать без стеснения. Прямо с листа читают по ролям. И самое главное – появилось умение слышать и слушать друг друга, доброжелательное отношение и на уроках, и после учебы.

«Малыши устают, конечно. Авитаминоз, нагрузка в школе. Могут лучше играть, когда отдохнувшие. У этой группы третий спектакль за год. В мае будет заключительное шоу, - поясняет Наталья Викторовна после концерта. – А пока приходите на моих старших смотреть».

Вундеркинды-лицедеи

На концерте у старшего состава 15 марта фурор производит миниатюра «Про Федота-стрельца» по Леониду Филатову. Три подростка играют сразу девять ролей, непрерывно перевоплощаясь. Зимой они возили полную версию пьесы на Международный конкурс «Московское время» и взяли там диплом лауреатов первой степени.

Артем Соловьев:

- В студии я около четырех лет. Раньше ходил на танцы, на фигурное катание... Это первый спектакль, где у меня столько персонажей: Федот, Генерал, Посол и Царевна. Работать было очень интересно, я всегда хотел попробовать сыграть женскую роль. Учили текст и репетировали мы чуть больше двух месяцев. В Москве прямо перед выходом на сцену оказалось, что у нас лимит времени, срочно «резали» лишние куски. Мы уже играем, а Наталья Викторовна из-за кулис: «Быстрее, быстрее…» Но все равно выступили хорошо. Спектакль веселый, и получилось то, что задумали – развлекать всех. Самое сложное для меня – первый выход Никиты в роли моей женушки Маруси с большой косой. Все смеются, а мне надо держаться. По роли я в шоке, потому что Маруся до этого была птичкой. Когда очень тянет смеяться, я подношу ладони ко рту и, пряча улыбку, говорю: «О-о-о!»

Алексей Скалов:

- У нас в студии «Браво» полное понимание, все друг друга слышат и любят экспериментировать. Я играю Царя и Скомороха-потешника, который выступает от автора. По-своему интересны обе роли. За Скомороха я могу говорить как в обычной жизни. А за Царя - немножко старческим голосом. Это третий спектакль, в котором я играл главные роли. В «Аленьком цветочке» был Купцом, в «Гошке и его друзьях» – Мишей. Я еще в садике часто участвовал в конкурсах, и мама хотела, чтобы кто-то обучал меня серьезно. Привела меня в студию. И здесь действительно здорово! Очень люблю читать, особенно Крапивина, увлекаюсь театром, художественным чтением. Интересуюсь лингвистикой, изучаю английский и китайский. Мы у себя в инженерном классе делаем проекты. Моя тема – изучение всех существующих искусственных языков и создание своего собственного.

Никита Стрекнев:

- С 3-го класса хожу сюда постоянно. «Браво» для меня - это репетиции, просмотры, поездки на конкурсы, интересные занятия, новые друзья. Мы ставим сценки, этюды. Играем в развивающие игры. В спектакле «Брысь» я играл котенка Фунтика. А в «Федоте-стрельце» - исключительно женские роли: Бабу Ягу, Нянечку и Марусю. Может, они у меня лучше получаются? Больше всего мне нравится роль Маруси. Это мой первый крупный спектакль, работать над ним было легко и интересно. Надеюсь, что буду здесь заниматься до выпуска, а потом, возможно, пойду в театральное училище. Потому что люблю театр, особенно ТЮЗ в Екатеринбурге. А еще жду, когда в Верхней Пышме откроется свой театр. Очень хочется туда сходить!

Наталья Викторовна запрещает своим выпускникам поступать в театральный: профессия малоденежная, театров даже в областном центре немного. Москва, Питер – счастливый билет, глупо надеяться на везение. Но шесть человек все-таки не послушались и поступили!

Наталья Резникова, театральное объединение «Браво»:

- По образованию я педагог, просто очень люблю театр. Знания о нем получала на курсах. 20 лет работала в детдоме. Были и обычные дети, и с отклонениями в развитии.

В молодости, когда старшие коллеги говорили, что все дети способные, я спорила. А теперь поняла: если вкладывать в каждого ребенка, в нем что-то обязательно откроется. Надо, чтобы он поверил в себя. Театр – это отличное средство, это работа с телом, речью, эмоциями, это актерское мастерство. Помогает познать самого себя. Чем больше страхов и комплексов уходит, тем больше прорывается творчество. Правда, актеры отсеиваются, как только труд начинается.

Я не театральный режиссер. Свою задачу вижу в том, чтобы ребенка открыть и сделать из него патриота нашей малой родины. Слово «патриот» пугает, оно высокопарное. На самом деле это человек, который предан чему-то, за что он может пойти воевать, что он будет отстаивать и просто любить.

Сначала дети должны усвоить законы сцены (как двигаться, чтобы звук не уходил, выходить на поклон и т. п.). Потом вместе создаем роль: разбираем текст, «оживляем» классику, например Лермонтова или Грибоедова. Задаю вопросы, ребенок личностно, эмоционально вовлекается. Мол, я и не думал, как круто написано, будто про наше время.

Хочу похвастаться всеми ребятками, а они разные. Кто-то и курит, и хулиганит... Многие без отцов растут, в трудных семьях. Вот подросток изображает пьянчужку и вдруг резко трезвеет. Зрители ему говорят: так не бывает! А он отвечает: «Бывает, я этот образ рисовал с отца». Мы всех желающих берем с 8 лет. Пока мне даются силы свыше, я должна это делать.

По заветам Станиславского

Уютный закуток на первом этаже многоквартирного дома – это единственный в Верхней Пышме частный театр (по документам - центр творческого развития). Ему всего несколько месяцев.

Начинается «Маленький театр», как положено, с вешалки в прихожей. Санузел с табуреточкой для невысоких посетителей. Холл с огромным мишкой и кулером, а за шторой – темная комната: зал. Нехитрый реквизит и ряд зрительских кресел-подушек умещаются примерно на 25 квадратах.

«Добрый день! Проходите, раздевайтесь, разувайтесь», - встречает гостей хозяйка Анастасия Каракаш. Ступать по мягкому покрытию без обуви одно удовольствие.

Сегодня спектакль для малышей «Ежик и его друзья». Формат интерактивный, то есть зрители одновременно и актеры. Взрослые рядом с ними на миг окунаются в детство. Иногда сюда приходят целыми семьями, а особенно умиляют папы с детьми.

В мире тотального «нельзя» так редко бывают праздники, где всё можно: бегать, прыгать, зарываться в кучу фольги, ползать по снежному тоннелю, рисовать что вздумается, ловить мыльные пузыри. Между делом - помогать зверюшкам и призы получать: каждому достался резиновый ежик с пищалкой.

Самый робкий зритель, пятилетний Лев, шептал «я стесняюсь» и не отходил от мамы, но и его ближе к финалу увлекло буйное веселье.

«Сын счастлив, что еще и подарки дарят, - говорит мама Наталья. - Мне понравилось, что дети не только созерцают, но и участвуют в процессе. В театр мы нечасто выбираемся. А рядом с домом удобно. В следующий раз и дочку возьмем, ей три года».

Кроху Филиппа в стильном мужском костюме сопровождают мама и бабушка – заядлая театралка, не пропускавшая в Свердловске ни одной премьеры. В «Маленьком театре» они второй раз, до этого были на новогоднем представлении и очень довольны: «Радостно, что можно в Пышме теперь ходить на такие спектакли. В Екатеринбург намного сложнее выехать с ребенком».

То же готовы повторить родители Саши, Вовы, Полины и всех-всех-всех, кто 17 марта знакомился с Ежиком и его друзьями.

«Не обязательно посещать театр каждый день, но уважать и понимать его необходимо. Наши гости сделали шаг к пониманию», - считает Анастасия Каракаш. Девушка заканчивает театральный институт, до этого был колледж искусств, своя студия в объединении клубов «Алые паруса».

Исполнители ролей в «Ежике» - студенты колледжа искусств и культуры Александр, Ксения и Анастасия – не исключают, что «Маленький театр» станет для них местом работы. Режиссер в сентябре будет набрать группу, в которой они могли бы реализоваться как педагоги.

Играют не по-детски

Малышовые «развивалки», мастер-классы, курсы раскрепощения и ораторского искусства, экскурсии в закулисье и на киностудию – все эти досуговые мероприятия приносят центру доход, но не требуют от участников преданности сцене.

Другое дело идейные борцы – подростки, которые занимаются «чистым театром». Они готовы здесь жить, целыми днями репетировать. И путешествуют вместе. Например, в Санкт-Петербург, где в декабре завоевали международную премию ARTIS-2018 за лучший спектакль. Анастасия Каракаш признана лучшим педагогом сезона. В жюри сидели именитые столичные актеры, режиссеры и театроведы. Пьеса, между прочим, по взрослой книге Дины Рубиной «Вывеска».

«Зачем дети выходят на сцену? – рассуждает Анастасия. - Во-первых, достичь внутренней цели (побороть страх, научиться владеть собой, контролировать руки и так далее), а второе - поделиться эмоциями с публикой. Принцип такой: есть в зале хоть один зритель – значит есть для кого играть. Бывает, близкие не приходят, но ребята четко знают, что надо собраться, за спиной весь коллектив. Если у актера срыв, увожу его в сторону и говорим по душам. Я как режиссер обязана знать слабые и сильные точки каждого.

В феврале на конкурсе в Казани у девочки случилась паника: первый выход в главной роли, спектакль о любви к маме, мама в зале. И переизбыток эмоций вызвал рыдания. Но мы справились. Это и прекрасно в театре, что личность взрослеет, растет над собой. Кстати, тогда мы получили лауреатство первой степени».

Анастасия Каракаш, центр творческого развития «Маленький театр»:

- Открытие своего центра – осознанный путь. Это прежде всего не бизнес, а желание быть режиссером, желание показать людям, что театр бывает иным, непривычным. Что детские постановки порой сильнее взрослых. И сделать это мне хотелось именно в Верхней Пышме.

Уровень наших спектаклей приближен к профессиональным требованиям.

Мы серьезно, практически по Станиславскому, работаем с драматургией, разбираем произведения до запятой. Нам нравится копаться в литературе. Конечно, адаптируем постановки к современности. В процессе творчества происходит развитие, социализация детей. Снимаются комплексы, зажимы, которых, к сожалению, в эпоху гаджетов и соцсетей очень много.

Наша цель не развлечь публику, а донести какую-то мысль, чтобы зритель ее прочувствовал. Например, тема любви к матери, к родине. Или тема взаимоотношений в школе, толерантности, уважения к личности.

И вместе с тем наш коллектив любительский. Есть ли у него шансы стать профессиональным? Возможно. Создать на нашей базе что-то типа ТЮЗа для Верхней Пышмы - замечательная идея, мы над ней думаем, но будет это не скоро. Для начала нужно выполнить функцию студии, показать свои спектакли публике. Может быть, потом при поддержке города обретем более весомый статус. Амбиции есть. Нам очень интересно, кто будет «заселять» Гастрольный театр (когда он достроится) в перерывах между выступлениями звезд.

Ближайший отчетный концерт театра - 5 мая на площадке Центра современной драматургии в Екатеринбурге. Верхнепышминцы покажут короткие номера и три новых спектакля: «Белый воробей» (автор Юрий Степанов), «Игра в красавицу» (Юрий Яковлев), «Дети и эти» (Григорий Остер).

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.