Бронзовый бюст для Медной столицы

Статьи

Бронзовый бюст для Медной столицы

11.03.201917:26

Обычно дружба Верхней Пышмы со скульпторами рождает патриотические образы. Но чем дальше растет и богатеет город, тем выше полет фантазии у творцов, особенно таких самобытных, как Константин Васильевич Грюнберг. Прямо в своей екатеринбургской мастерской он рассказал журналистам КЗ о планах и заветной мечте

Солдату от солдата

2 марта исполнилось бы 105 лет Василию Феофанову – единственному из наших земляков Герою Советского Союза. Родина о нем, конечно, знала, но после перестройки начала забывать. Есть в Верхней Пышме улица Феофанова (бывшая Восточная), есть мемориальная доска на доме №4, барельеф в Музее военной техники УГМК. А спроси у прохожих –лишь малая часть назовет войну, на которой он погиб. Может, амнезию жителей вылечит памятник в центре города? Конкурс на лучший эскиз выиграл Грюнберг, титан уральского монументализма.

Открытие памятника приурочат, скорей всего, к юбилею Победы в 2020 году. Так считает лоббист этой темы Вадим Шипицин – руководитель межшкольного юнармейского объединения «Золотая Звезда» имени В.Г. Феофанова. Как раз к 2020-му планируется реконструировать саму улицу: она станет трехполосной, с тротуарами, и дотянется до Успенского проспекта. Бронзовому бойцу хорошо бы встать на перекрестке рядом с командованием майских парадов.

Внешность героя воссоздали по единственной фотографии, хранящейся в историческом музее

«Вместе с постаментом скульптура получится метра четыре в высоту, - объясняет автор. - Надпись на красном гранитном пьедестале будет на уровне глаз, чтобы человек не вниз, не вверх смотрел, а перед собой видел. Это настоящий, полнокровный бюст городского типа, который полагался героям в советское время.

Помню, делал я как-то памятник одному Герою Советского Союза еще при его жизни. Толстый, оплывший старик. Просит меня: «Константин Васильич, давай так, чтоб я девкам нравился, а похож или не похож – все равно! Подписано же».

В случае с Феофановым корректировать внешность и возраст не пришлось: на момент гибели старшему сержанту едва исполнилось тридцать.

«Как я узнал про вашего героя? Да от Шипицина, - продолжает Грюнберг. -Он лет пять ко мне ходил, беседы вел. И наконец судьба так сложилась, дело сдвинулось. Объявили конкурс, я победил. Теперь готовлю модель к литью. Парень энергичный, молодой – вон у него разворот какой молодцеватый!»

Широкоплечий гипсовый снайпер не мерзнет: в печи потрескивают дрова. По соседству на холодном складе хранятся готовые изваяния и «полуфабрикаты». Вдоль стен проложены трубы отопления, но хозяин отключает их ради экономии.Говорит, что мастерскую, которая примыкает к Птичьему рынку, давно хотят прибрать к рукам ушлые дельцы. Пока спасает то, что им трудно выцарапать здание из федеральной собственности. 

Мастерскую дешевле топить дровами

Со всех сторон толпятся черновики скульптора, как воплощенные, так и отвергнутые. Вот царская семья – та, что сейчас у Храма на Крови. А вот композиция, которая могла бы украсить Исторический сквер к 275-летию Екатеринбурга, но комиссия выбрала других персонажей - Татищева и де Геннина.

Этих персонажей Екатеринбург принял

А эти исполины проиграли «Бивису и Баттхеду»

Свои идеи Константин Васильевич называет «шикарными» и «гениальными», яростно критикуя коллег по цеху. Человек-парадокс: убежденный сталинист – и обладатель церковного ордена; клеймит продажных ремесленников и признается, что «Черный тюльпан» создавал исключительно ради денег… 

Тут уместна цитата из книги «Ебург» Алексея Иванова: «Гордый Грюнберг с его руганью и бурной искренностью – не придворный художник, а Последний Солдат Империи».

ДОСЬЕ

Грюнберг Константин Васильевич

Родился в 1944 году в Свердловске, член Союза художников России. Окончил ленинградский институт имени Репина. В Верхней Пышме пока только одна работа скульптора - памятник труженикам тыла в сквере Воинской славы (2016).

- В Екатеринбурге:

 - памятник маршалу Жукову (1995)

- «Черный тюльпан» (1995)

- «Лыжный батальон» возле КРК «Уралец» (1996)

- памятник царской семье у Храма на Крови (2003)

- памятник детям войны – труженикам тыла на проспекте Космонавтов (2014) памятник военным контрразведчикам у Дома офицеров (2018)

Достойному содержанию – аппетитные формы!

Дальше приводим пылкий монолог Константина Васильевича о Верхней Пышме.

- Ваш город соперничает со многими городами России, развитие удивительное. Пусть в этом бурно развивающемся городе, в Медной столице Урала интересные стоят вещи, творческие. Не халтурные и не копии! Упаси бог повторять еще раз какую-то композицию. Я когда был пацаном, ездил к вам лепить из снега Дедов Морозов. Дед стоил 800 рублей, Снегурка – 700. Зачем современной Пышме такие штамповки?

Задача художника, скульптора, который работает в конкретном городе, - отражать его психологию, его историческое начало. Тогда это представляет интерес, тогда это уникальная вещь. Не просто поставили девушку с веслом и всё – их тысячи наставлено. Я видел оригинальную скульптуру Ивана Шадра, нашего великого земляка, в Русском музее в Ленинграде. Она красавица! А как наплодили море копий, превратилась в простую девицу.

Как говорил товарищ Ленин, нужна монументальная пропаганда. Например, у вашего въезда со стороны Екатеринбурга ничего нет – какая-то железяка торчит.

Ваш город имеет историю, свой колорит, знаменитых людей. Галина Николаевна Артемьева (общественница и политик, почетный гражданин Верхней Пышмы – прим.ред.) предложила мне хорошее место на развилке в сторону Балтыма, где раньше автозаправка была. Давайте, говорит, знак тут поставим. Но я скульптор, меня знак не вдохновляет. Вспоминаю опыт европейский, опыт Копенгагена. Там жили и работали лучшие художники мира. И вдруг уже в ХХ веке один мастер создает фигуру девочки, которая сидит на камне и смотрит в море (Русалочка – прим.ред.). Эта статуя стала символом города, затмила все шедевры, ей даже голову отпиливали.

Я тоже в силу своего понимания решил сделать такую вещь, у которой бы люди фотографировались.

Мы говорим: «Медная столица Урала». Что на Урале есть медного? Главная у нас – Хозяйка Медной горы. Тема достойная.

Бажову и не снилось...

Хозяйка – красивая, сексапильная, активная. Женщина-змея, женщина-ящерица, поэтому у нее хвост с чешуей. Сидит верхом на медведе. Медведь – символ России.

Вот уж у этой работы, я вам гарантирую, все будут фотографироваться! Она должна быть паркового размера, небольшого. В бронзе, заполированная до золотистого цвета. И смотреть на город, к жителям повернувшись. Все брачующиеся будут ходить к ней, трогать, проверять, гладкая или нет. Уникальная будет вещь, нестандартная.

Я это говорю как опытный творческий человек, как патриот региона. Хочу, чтоб у нас своя скульптура была. Когда работал над Жуковым в Екатеринбурге, мне твердили: «Ну, в Москве же ему памятник делают». Да что нам Москва – мы и сами не дураки! Смотрите, наш уральский Жуков – герой, красавец мужчина, строгий, серьезный, а там сидит мужик на лошади, ну и сидит себе.

Мне часто повторяют: не много ли ты памятников наставил? Зачем они нам? А я отвечаю: поезжайте в Петербург. Много там или мало наставлено по Невскому проспекту? Психология деревенская еще, трусливо-обывательская, «как бы чего не вышло», «начальству виднее». Не виднее начальству! Такие же у него глаза, такие же руки-ноги, только по воле случая наверх попало и управляет нами.

На старости лет не хотелось бы лепить халтуру. Я Грюнберг, мне 75-й год. Надоело вилять хвостом и подчиняться вождям. Есть там у вас мнение: поставить на этом въезде какую-то «технологическую вещь». А вы поставьте то, что людям нравится, радует их. Как определить, хорошее произведение или плохое? Если образ трогает зрителя (и наоборот – прим.ред.) – работа удачная.

После отливки гипсовые модели у меня остаются, везу их к себе в галерею. Там музей бюстов: Пушкин, Есенин, Лермонтов, Чайковский, Мусоргский, Бах, Бетховен, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль… Обнаженные женщины с кувшинами на входе стоят. Аборигены поначалу с ума сходили.

Я все равно эту мадам сделаю, Хозяйку Медной горы. Мечта жизни! Не возьмут ее в Пышму – поставлю у себя на даче. И вообще, у меня задумок много и силы есть, останавливаться рано.

Отсекала все лишнее Ольга ЛЕОНИДОВА

Фото и видео Алисы ЩЕРБАКОВОЙ

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.