Битва титанов с аборигенами: война войной, а продукты на 30 % дороже?

Статьи

Битва титанов с аборигенами: война войной, а продукты на 30 % дороже?

28.11.201812:58

Кто сильнее, тот и прав: федеральные продовольственные сети уверенно опутывают большие и малые города России. Верхняя Пышма – активно развивающийся город-спутник – лакомый кусок для «пришельцев». Они перекрывают кислород местному бизнесу: не только торговцам, но и мелким производителям продуктов. Если ситуация не изменится, то, по прогнозам коммерсантов, через три года федералы захватят до 80 % рынка, и цены взлетят как минимум на 30 %.

Сами мы не местные

По словам одного из соучредителей ООО «Монолит-Маркет» (сеть продовольственных магазинов) Николая Шабанова, оставшиеся на данный момент в Верхней Пышме и Среднеуральске местные продовольственные сети можно пересчитать по пальцам одной руки. По его мнению, продовольственный рынок города захвачен федералами процентов на 60–70.

Любопытно, что на экспансию ушло совсем немного времени. По словам Николая Шабанова, первые «Магниты» и «Пятерочки» появились в Верхней Пышме всего около 5 лет назад. 2,5–3 года назад на рынок пробился «Верный».

«Не так давно я вернулся из Ростова. Там в «Пятерочках» и «Магнитах» цены выше наших раза в два. Когда цена в регионе выше, чем по рынку в целом, это может говорить о двух вещах: либо в регионе высокая платежеспособность населения, либо монополия. Так как средняя зарплата в Таганроге составляет 16 тысяч рублей, то вариант с высокой платежеспособностью мы сразу отметаем. «Магнит» пошел с Краснодара, там и Ростов недалеко. Там, наверное, рынок захвачен процентов на 80 крупными сетями. Они монополисты, конкуренции нет, отсюда и такие цены. То же самое ожидает нас. Я думаю, в ближайшие три года цены вырастут процентов на 30», – прокомментировал Николай Шабанов.

По его словам, сетевики уже захватили центральную часть России и активно идут на восток. В планах на 2018 год – экспансия в Алтайском и Красноярском краях. А к 2020 году федералы рассчитывают добраться до Владивостока.

«Я бываю на форумах. У меня много друзей и знакомых в серьезных структурах. И я вам совершенно точно говорю, что такая программа развития у них есть. Причем от этого самого имиджа «федерального захватчика» они сейчас всячески пытаются избавиться. «Магнит» почему-то стал «у дома», «Пятерочка» всегда «выручает», – отмечает Шабанов.

По словам предпринимателя, сетевики побеждают за счет массированной рекламной атаки. «У людей стереотип в голове. Они слышат по телевизору рекламу «Магнита» и «Пятерочки», и у них создается впечатление, что там дешево. Я говорю: вы зайдите в ближайшие 3-4 местных магазина, промониторьте цены и сделайте выводы. Я не призываю покупать у меня все. Если дороже – идите в сетевые. Но я знаю, что 50–60 % товара у меня дешевле. Я не плачу аренду, как они, я не жадничаю и не делаю огромную наценку», – заверяет Шабанов.

Вместе с тем стоит признать, что сетевики зачастую побеждают благодаря своей экономической грамотности: они не допускают серьезных просчетов, как местные коммерсанты.

Закон Дарвина никто не отменял

У другого предпринимателя Николая Дыкина в Верхней Пышме и Балтыме 9 магазинов. По его словам, цены в его торговых точках – с минимальными накрутками. За счет этого в торговые точки и ходят постоянные покупатели. Несмотря на экспансию федеральных сетей, предприниматель даже планирует открывать еще один магазин в Балтыме.

Тем не менее, активностью федеральных сетевиков бизнесмен озабочен не меньше других. Он убежден, что противостоять экспансии можно только искусственным ограничением доли федеральных сетей на рынке.

Еще одна старейшая местная сеть – «Элект». С ее владельцем Олегом Прудниковым корреспонденту «Красного знамени» связаться не удалось. «Коллеги по цеху» полагают, что у Прудникова не все гладко - судя по закрытию магазинов и ценовой политике. Вместе с тем у него есть магазины не только в Верхней Пышме, но и в соседнем Среднеуральске и Екатеринбурге.

Полмиллиона за полку

Местные бизнесмены убеждены, что федеральные сети тянут за собой и своих производителей, убивая таким образом не только местную мелкую торговлю, но и производство. Как рассказал один из предпринимателей, чтобы попасть на полку одной из крупных федеральных сетей, ему предложили заплатить 500 тысяч рублей.

«Вообще, местным производителям, конечно, тяжелее пробиваться на рынок. В сетях уже выставлен определенный товар. Он всегда одинаковый, он уже примелькался людям. Своего производителя все-таки там мало», – комментирует другая начинающая бизнесвумен Ляля Гатауллина.

Женщина полтора года назад начала изготавливать безглютеновую и безлактозную продукцию. Все продажи у Ляли Рафисовны сейчас организованы только по заявочному принципу. В будущем предпринимательница планирует открыть фирменный магазин – благо база постоянных клиентов уже сформировалась.

Другой начинающий предприниматель Андрей Веремеенко вышел на «большой рынок» всего 4 месяца назад. У него – собственное производство уникального товара – это нечто среднее между чипсами и хлебцами. В месяц удается реализовать по 7 тысяч пачек. Хлебцы продаются в нескольких магазинах на Уралмаше, Эльмаше и Сортировке, достигнута договоренность на реализацию товара с местными «Электом» и «Монолит-Маркетом».

«На данный момент из самых крупных магазинов, с кем мы вели переговоры, – только «Красное и Белое». Они нам пока ответ не дали. Сказали, что подумают. В остальные – «Магниты» и «Верные» – мы даже не пробовали заявляться. Я понаслышке знаю, что в такие магазины очень сложно пробиться, особенно с мясной, колбасной, хлебной продукцией, с яйцом. Честно, думаю, будет нелегко попасть в сети. Я предполагаю, что и ценой будут давить, и какими-то входными бонусами», – полагает Андрей Веремеенко.

«Сетевики» тоже плачут

Как оказалось, региональным сетям не легче. «Мы ведь точно в такой же ситуации, мы конкурируем с федеральными сетями, - пояснили в пресс-службе «Кировского». - Или у них 170 тысяч магазинов, или у нас 30 тысяч…Сопоставимо? Мы находимся в том же процессе. Посмотрите, скольких региональных сетей уже не стало: нет «Купца», «Звездного», «Пикника», «А-продукта», «Корзинки».

Управляющая одной из «Монеток» тоже уверена, что процесс сетевой экспансии вполне закономерен: количество местных мелких продуктовых магазинов будет неизбежно сокращаться, пока не сведется к минимуму.

«Я думаю, большой процент таких магазинов уйдет с рынка. Останутся те предприниматели, которые идут в ногу со временем, у которых представлен достойный ассортимент. Сети всегда будут в более выгодном положении: у них больше ассортимент, они часто располагаются в торговых центрах, где покупателям удобно и комфортно делать покупки. Кроме того, в сетевых магазинах более высокие стандарты обслуживания. В мелких продуктовых магазинах нам не всегда так рады. Я думаю, в итоге на рынке из мелких останутся в основном пекарни, хлебные магазины – то есть те магазины, у которых есть какое-то собственное производство и которые работают от каких-то компаний», – пояснила управляющая «Монетки».

По ее словам, их сеть активно сотрудничает с местными производителями. «Локальные поставщики – хлеба, молока, творога – у нас в обязательном порядке есть. Мы стремимся работать на клиента, который привык к местному поставщику», - прокомментировала она.

Если обратиться к статистике, в количественном соотношении доля федералов чуть более 20%. Как сообщили в комитете экономики администрации городского округа, всего в Верхней Пышме и поселках на данный момент действует 180 продовольственных магазинов (143 из них – в Верхней Пышме). Среди них 9 «Магнитов», один «Елисей», 6 магазинов «Красное и Белое», 3 «Верных», 4 «Пятерочки», еще 4 «Кировских», 3 «Монетки» и один «Мегамарт». Плюс к этому есть 7 смешанных магазинов – «Кировских» и «Магнитов» (5 из них – в городе).

Информации относительно того, какую долю рынка занимают федералы в Верхней Пышме, в общем доступе нет. Следует отметить, что, согласно закону «О торговле», доля одного ритейлера в муниципалитете не должна превышать 25 % от общего объема реализации продовольственных товаров. Согласно последнему отчету, опубликованному управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, наш городской округ в эту норму укладывается.

Вместе с тем федералы уже «перешли границы» в двух с половиной десятках свердловских муниципалитетов. Тенденция неоспорима, поэтому «легче предотвратить, чем лечить». По словам Николая Шабанова, единственный вариант избежать федеральной монополии – поддержка друг друга на рынке.

«До людей необходимо донести, что им необходимо консолидироваться, поддерживать друг друга. Знаете, как живут диаспоры? К примеру, эвенки переехали на Брайтон Бич и пытаются там закрепиться. Кто-то из них делает маникюр, кто-то – пишет классные статьи, кто-то печет пирожки. И они будут к другу ходить и друг у друга покупать эти товары и услуги и таким образом поддерживать друг друга. Только таким образом мы сможем выжить», – считает Николай Шабанов. В любом случае выбор за покупателем.

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.