Остановить бомбилу

Статьи

Остановить бомбилу

21.11.201811:42

Каждый день вы, не имея своей машины, выдвигаетесь из Верхней Пышмы в Екатеринбург и обратно. Бомбилы тут как тут: разгуливают по остановке, зазывают, сигналят. Садись, доставим пулей, без давки и за 50 рублей! Соблазнительное предложение, всего на 14 рублей дороже, чем автобусный билет. Стоит ли связываться с нелегальным таксистом?

Горожане за и против

Девушка на шпильках, услышав крик «Последнее место!», бросается к битому Hyundai. Но не успевает – мужчина с портфелем оказался шустрее. Интересуюсь, часто ли она пользуется услугами бомбил. Отвечает: часто, потому что экономия времени. 15 минут – и ты у метро (автобусом как минимум полчаса). На пары опаздывать нельзя, а поспать подольше хочется. После учебы маяться в толпе тоже нет желания.

Дама постарше сетует, что вечерами интервалы между автобусами длинные, особенно грустно куковать на остановке в дождь или мороз. Иногда она в восемь-девять вечера возвращается с Уралмаша и не может 111-й дождаться. Обычное такси не по карману, частники выручают. Гоняют как бешеные, но к этому привыкаешь.

Пенсионер с палочкой, житель Верхней Пышмы, подрабатывает на Эльмаше сторожем. Признался, что рад бы ездить с удобствами за 50 рублей, да денег в обрез. Юноша спортивного вида принципиально игнорирует бомбил. «Никогда к ним не сяду. У них не машины, а ведра с болтами, и сами они доверия не внушают. Мой друг с таким обкуренным водилой попал в ДТП, инвалидом стал».

Прямо у нас на глазах потрепанная «Лада» нагло паркуется посреди остановки, из-за чего автобус высаживает людей на проезжую часть. Другие пассажиры спешат в него зайти, пробегая перед «Ладой». Она в тот же момент трогается с места, едва не сбивая двух человек. Сколько нарушений правил вы уже насчитали? Подобные ситуации по маршруту Екатеринбург – Верхняя Пышма возникают регулярно.

А ГИБДД предупреждает!

Именно за стоянку на остановке общественного транспорта бомбил чаще всего штрафуют (1-2 тысячи рублей), говорит инспектор ОГИБДД МО МВД «Верхнепышминский» Константин Стерлядев: «Выявляем их в процессе ежедневного патрулирования улиц. Бывает, одни и те же попадаются. От автобусного предприятия поступают обращения, что частники мешают автобусам, тоже стараемся оперативно реагировать. Но на каждом углу полицейского не поставишь». Гораздо труднее уличить водителя в незаконном оказании услуг такси, продолжает Константин Стерлядев: «Обычно пассажиры отказываются давать объяснения. Говорят, что они его знакомые и едут бесплатно. Мы проводим профилактическую беседу, а привлечь к ответственности не можем. Граждане, к сожалению, не осознают, как сильно рискуют, доверяя свои жизни кому попало. Если пассажир подтверждает, что заплатил за поездку (такие случаи единичны), а разрешительных документов на этот вид деятельности у водителя нет, мы оформляем протокол, и через суд ему выносится штраф в размере 5 тысяч рублей. Аналогичный штраф выписывают тем, кто установил на автомобиль опознавательные знаки такси, не имея на это законных оснований».

По словам инспектора ОГИБДД, в Верхней Пышме не проводится целенаправленных рейдов против бомбил. Оценить их количество трудно даже приблизительно: «Они могут быть и местные, и из Екатеринбурга, откуда угодно. В основном это представители разных этнических групп из стран ближнего зарубежья». Не существует и статистики ДТП с участием нелегальных таксистов. Получается, нелегальные перевозчики так и останутся невидимками для стражей порядка?

Как пояснили КЗ в компании «УГМК—Телеком», в России существуют комплексы автоматической фиксации нарушений (АФН). Они вычисляют тех, кто стоит на платной парковке, а деньги за нее не внес. Комплекс АФН, как правило, постоянно курсирует по городу, фиксирует в зоне контроля все машины и сверяет эту информацию с более ранними данными. Если один и тот же объект замечен в зоне контроля дважды с интервалом более пяти минут, комплекс делает две фотографии с указанием места, даты и времени съемки. Точно так же выявляются автомобили, припаркованные на автобусной остановке, в зоне действия знаков «Остановка запрещена» или «Стоянка запрещена». Сигнал передается инспектору ГИБДД в Центр автоматической фиксации правонарушений. Правда, Верхней Пышме еще далеко до внедрения этих технических достижений.

Вези меня, извозчик

Теперь о том, каким должен быть частный извоз на легковушке по закону. «Нужно, во-первых, оформить юрлицо или ИП, чтобы отчислять налоги, во-вторых – получить платное разрешение сроком на 5 лет от министерства транспорта Свердловской области», – объясняет директор Союза автотранспортных предпринимателей региона Лилия Саранчук.

По ее данным, 99 % областных водителей-частников зарегистрировали фирму или ИП. Из них разрешение минтранса имеется в лучшем случае у половины. Государству от учета таксистов прок очевиден. А в чем выгода потребителя, повышается ли качество услуги? Судите сами: разрешение выдают за 3750 рублей по заявлению гражданина, в котором он лично ручается за исправность транспортного средства и свою адекватность. Фактическое состояние автомобиля и заявителя никто не проверяет. Такая же фикция, как «серый» техосмотр в страховой компании без показа машины. Тем не менее, раз назвался легальным таксистом – соблюдай правила. Обязателен предрейсовый медосмотр водителя и техосмотр машины, специальная маркировка снаружи (раскраска кузова, фонарь с шашечками) и полная информация о перевозчике внутри авто. Будь добр иметь под рукой 17 подтверждающих документов.

Как за этим следит минтранс?

В 2017 году он провел в регионе 6 плановых проверок с нулевым результатом (адресаты обанкротились или исчезли из поля зрения контролирующих органов). Внеплановых проверок не было, так как жалоб от населения и официальных инстанций не поступало. За январь – сентябрь 2018 года минтранс организовал в Свердловской области 18 проверок, поучаствовал в 34 рейдах. В итоге оштрафованы 27 физлиц (общая сумма 51,5 тысячи рублей) и пять индивидуальных предпринимателей (в целом на 70 тысяч рублей). Вынесено 108 предупреждений и 49 предостережений. Вряд ли этими цифрами можно кого-то напугать.

Подчеркнем: в зоне ответственности министерства – только таксисты на легковых авто, оформившие разрешения. Нелегалами должны заниматься полиция и налоговая. Водителей без всяких отчетов и бумажек охотно принимают агрегаторы – Uber, Gett Taxi, Яндекс.Такси, Maxim, «Везет»… Установил приложение на смартфон, подтвердил готовность брать заказы – и счастливого пути. Главное, отстегивай процент. Навыки вождения, знание города, владение русским языком, наличие судимостей и вредных привычек абсолютно не важны. Лимитов рабочего времени нет, хоть сутками катайся. И потребителю, если потерпел ущерб, не на кого пенять: агрегатор всего лишь посредник, юридической ответственности не несет. Спрос на безопасность и вежливое обслуживание позволяет выживать традиционным компаниям такси, пусть тарифы у них выше.

«Бомбилы нам не конкуренты», – единодушно заявили КЗ владельцы двух известных в Верхней Пышме фирм. Например, к Ирине постоянно устраиваются бывшие нелегалы, жалуясь на потерю клиентов. «Люди сейчас хотят надежности и комфорта, – утверждает она. – Чтобы салон был чистый, багажник вместительный, водитель приветливый, детское кресло при необходимости. Я каждого из своих ребят знаю, и заказчики им доверяют, с некоторыми много лет ездят. И в спорной ситуации клиенту понятно, кому предъявить претензии». Дмитрий добавил, что безопасности служит также система отслеживания машин. Даже внештатник, работающий по договору с диспетчерской, всегда «на радарах».

Между тем в Госдуме не утихают споры о том, каким быть рынку такси. Благих намерений много: четко определить статус агрегаторов, ввести обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами, ужесточить требования к таксистам (им, скорее всего, придется получать профессиональные водительские права и регулярно повышать квалификацию). Наконец, пора уже навести порядок в контрольно-надзорной деятельности. Эксперты считают, что подготовка законопроекта займет не менее года. Прокатит или нет, доживем – увидим.

← Назад 2 Поделиться:
 
 
 

Комментарии

Guest 111
21.11.2018

был бы транспорт, и трамвай не спасет...отказались от идеи метро (хотя УГМК и Екату это было финансово под силу), а тогда бы люди быстро и без лишних пересадок ездили бы на работу в город, даже те кто на своих машинах до метро ездят, пробки бы уменьшились

Guest
03.12.2018

Организуйте нормальный общественный транспорт и люди перестанут ездить с нелегалами. Автобусов не хватает,в часы пик в них не залезть, при этом в другое время они почти не ездят. Трамвай вообще непонятно для кого строят, если он будет на окраине Пышмы. В общем с транспортом здесь все плохо

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.