По зубам ли нам бесплатная стоматология?

Статьи

По зубам ли нам бесплатная стоматология?

09.11.201813:47

Когда вы последний раз были у стоматолога? А у бесплатного стоматолога? К государственной поликлинике многие относятся с предубеждением, упуская возможность следить за здоровьем зубов с экономией для семейного бюджета

Потерянные пациенты

«Доступность бесплатной стоматологической помощи в Верхней Пышме на высоком уровне», – говорит главный врач поликлиники Андрей Долгих. Это значит, что любой житель, имеющий постоянную регистрацию в городском округе, гарантированно запишется на плановый прием в течение двух недель. Поступившего в неотложном порядке обязаны принять в тот же день.

По программе госгарантий в клинике запланировано на 2018 год 41 тысяча посещений. Цифра высчитывается так: количество населения ГО (82 тысячи человек) умножают на коэффициент 0,5.

«Зайдите и увидите: очередей практически нет, у кабинетов по двое-трое ожидающих», – отмечает Андрей Анатольевич. В среднем за день обслуживается 70-100 человек, из них около 15% детей.

А вот статистика за третью декаду октября: выдано 634 талона, но100 пациентов не явились. «Помощь стала настолько доступной, что пациенты избаловались - берут талоны «на всякий случай», про запас. По электронной записи пациент бронирует несколько приемов, для себя и родственников в придачу.  И если по какой-то причине пропускают прием, даже не предупреждают. На каждого отводится время, врач просиживает, а тот, кому действительно нужна помощь, вынужден ждать. Клиника несет экономические потери. Наказания тут не подействуют, нужно повышать сознательность граждан», – считает главный врач.

Привычка к профилактике у населения тоже пока не выработалась, хотя позволила бы избежать многих проблем. Редкие пациенты наведываются к стоматологу раз в полгода. Большинство приходит при выраженных симптомах, до 30% детей и взрослых – когда терпеть уже невмоготу.

Больно мне, больно…

Эту историю корреспондент КЗ записал со слов читательницы (ее мнение может не совпадать с позицией редакции). Имена действующих лиц изменены.

Субботним утром 25 августа жительница Верхней Пышмы Оксана обратилась в государственную стоматологическую клинику с острой болью и температурой 39 градусов. В регистратуре женщине дали талон к дежурному терапевту, та направила ее к пародонтологу. Пациентка, едва соображая от боли, согласилась на платный осмотр (около 600 рублей), лишь бы ее мучения скорей прекратились. Осмотр занял около часа. Потом Оксану послали на рентген, затем снова в регистратуру – оформлять «бегунок» к хирургу. Везде были очереди. Мытарства продолжались с 9 до 13 часов, при этом медперсонал вел себя весьма недружелюбно. В итоге зуб удалили, но, как говорится, осадочек остался.

Сама Оксана не стала качать права, поскольку работает в силовых структурах и не хотела лишнего шума. За дочь обиделась мама Нина Петровна – написала заявление на имя заведующей терапевтическим отделением, требуя наказать врачей за грубость и некомпетентные, по ее мнению, действия.

27 сентября был готов ответ. Суть его сводится к тому, что пациентка добровольно согласилась на платную услугу, неотложную помощь получила, а значит, наказывать некого и не за что.

Нину Петровну ответ не устроил, и она пришла излить душу в редакцию газеты: «Дело не в деньгах, огорчает наплевательское отношение. Человек страдает от боли, а они время тянут, гоняют по кабинетам. Даже не извинились. Хорошо, что обошлось, а если бы нарыв лопнул? Это же опасно…»  – возмущается пенсионерка.    

По просьбе «КЗ» ситуацию прокомментировали главный врач клиники Андрей Долгих и его коллеги: ответственный за обращения граждан Елена Павлова и заведующая терапевтическим отделением Елена Новоселова.

Жалуйтесь грамотно

Андрей Долгих: «По закону без нотариальной доверенности от пациента жалобы от третьих лиц не принимаются. Написать эту претензию обязана была дочь (указав свои контактные данные и приложив копию паспорта), а передать можно через кого угодно. Мы заявление регистрируем, копию с отметкой о регистрации высылаем пациенту по электронной почте либо заказным письмом. Каждое обращение разбирает специальная комиссия и в течение 30 дней дает ответ».

Комиссия по обращению граждан работает раз в неделю. «Чаще всего люди хотят получить разъяснение: по объему платных и бесплатных услуг, алгоритму записи через портал, – рассказывает Елена Павлова. –  Есть и недовольные – например, те, у кого осталось чувство дискомфорта после лечения. Тогда мы подбираем другой материал, другую конструкцию. Конфликтных ситуаций – одна-две в квартал. Подавляющее большинство инцидентов удается урегулировать.  

Судебные разбирательства возникают раз в 2-3 года, говорит Андрей Долгих: «Если человек считает, что нанесен ущерб его здоровью, это придется доказать, привлечь экспертов. Затраты огромные, и не факт, что истец выиграет. По всем искам к клинике решения экспертов и суда вынесены в нашу пользу. Мы оказываем помощь в соответствии со стандартами и протоколами, любая судебная инстанция с ними сверяется, это основа основ.

Несмотря на то что в случае с Оксаной автор жалобы не пациентка, а ее мать, наша клиника пошла навстречу. Было проведено служебное расследование.

Временные рамки предоставления неотложной помощи по программе госгарантий – 4 часа. Доктор ведь не может принимать на одном кресле двух пациентов одновременно. Только если есть угроза жизни, человеку оказывают экстренную помощь, но здесь ситуация иная. Пациентка была в сознании, вела себя абсолютно адекватно. Время приема всех посетителей клиники фиксируется. В регистратуру Оксана обратилась в районе 9 часов, в кресло хирурга села в 11.40. Что касается очередей, следует учесть, что в дежурную субботу больных с острой болью принимал единственный врач».  

Продолжает Елена Новоселова:

«Это врач со средним медицинским образованием, фактически фельдшер, в чьи должностные обязанности не входит составление комплексного плана лечения тканей пародонта и оценка тяжести протекания процесса. А у пациентки был пародонтальный абсцесс (гнойное воспаление). По счастью, в тот день работала пародонтолог с 17-летним стажем, единственный в Верхней Пышме специалист такого уровня – к ней очень трудно записаться.  

Почему консультация оказалась длительной? Доктор не только оценила возможность сохранить зуб, но провела обследование всей полости рта, полный стандарт диагностики. Пациентка дала согласие, подписала необходимые документы. Увы, зуб спасти не удалось из-за агрессивной стадии абсцесса.

Заболевание у молодой женщины, к сожалению, прогрессирует, грозя дальнейшей потерей зубов. Мы призываем ее встать на диспансерный учет к пародонтологу. Для Оксаны составлен комплексный план лечения, ей рекомендовано пройти ряд процедур в удобное время. На сегодня лучший результат при столь серьезном диагнозе – переход из тяжелой в среднюю стадию. Наш специалист имеет навык работы с аппаратом «Вектор» и добивается долгосрочной ремиссии.

Где правды искать

«У нас есть реально работающий инструмент - институт страховых представителей. Каждая страховая компания в режиме реального времени (у некоторых колл-центры работают даже ночью) отвечает на звонки и обращения застрахованных. Неважно, возник ли у вас конфликт с медперсоналом, либо вам отказали в приеме или госпитализации, вы не знаете, где получить помощь, решили пройти диспансеризацию, но сомневаетесь, с чего начать – звоните! Телефон указан в вашем полисе ОМС и на сайте Территориального фонда медицинского страхования Свердловской области. Не бойтесь беспокоить свою страховую компанию. Ее главная задача – не выдать полис, а защитить ваши права!» – заявляет пресс-секретарь ТФОМС Елена Денисламова.

Однако свердловчане не спешат следовать призыву. За 9 месяцев 2018 года в фонд и страховые компании поступило 303 жалобы, из них по поводу качества стоматологических услуг – всего 7. Верхнепышминской зубной поликлиники в этом перечне нет.

И в Роспотребнадзор на врачей ябедничают редко. За январь-сентябрь жители региона побеспокоили ведомство около 14 тысяч раз, но медицинские вопросы вместе с образовательными, туристскими и транспортными занимают скромные 5% от общей массы.

Добей лежачего

Для кого-то даже бесплатные стоматологические услуги – недосягаемая мечта.

«В советское время в Верхней Пышме при поликлинике работала служба помощи на дому, – вспоминает ветеран здравоохранения, пожелавшая сохранить анонимность. – Мы выезжали к лежачим больным, инвалидам на машинах скорой. Лечение не проводили, только удаление зубов и осмотры для оформления в дом престарелых. При себе стерильный набор, и все. Бывало, зайдешь в квартиру, а там грязь, паутина, тараканы…»

Времена меняются, и сегодня гуманный законодатель запрещает проводить стоматологические манипуляции в неприспособленных для этого помещениях, хотя прогресс  позволяет лечить зубы где угодно. Портативные кресла и бормашины продаются, но воспользоваться ими нельзя. Знакомый врач вспоминает, как вопреки запрету ездил на протезирование к безногому старику, к парализованной женщине…

Требование регламента жесткое: пациент должен быть доставлен в медучреждение. Скорая стоматологические вызовы не берет, соцзащита не располагает оборудованными автомобилями. Родственники «тяжелых» больных, которых не усадить в обычную машину, нанимают спецтранспорт. Не обнаружив таких фирм в Верхней Пышме, мы обзвонили екатеринбургские. Стоимость перевозки лежачих пациентов начинается от 2 тысяч рублей, дорога оплачивается по тарифу примерно 25 рублей за километр.

Ну а одиноким и обездвиженным, у которых нет денег на спецтакси, остается, видимо, положить зубы на полку.

Законными представителями несовершеннолетних являются родители. Другие родственники, в том числе бабушки и дедушки, имеют право подписывать информированное согласие на осмотр ребенка только по доверенности. Стоит позаботиться о наличии этого документа.

Людмила Полетаева, директор клиники «Стоматолог» (старейшая в Верхней Пышме частная клиника, среди ее персонала нет сотрудников государственной поликлиники):

- Почему пациентке так долго не удаляли зуб? Думаю, врачи стремились его сохранить. Конечно, играет роль наплыв посетителей в субботу, загруженность специалистов – и терапевта, и пародонтолога, и рентгенолога. Государственным медучреждениям сейчас непросто. Над ними довлеет план, финансирование ограничено.

Кстати, если абсцесс прорывается – опасности в этом никакой, наоборот, облегчение боли.

А вообще бывают разные ситуации. Нужно проявлять взаимное терпение и оставаться людьми. Иногда не правы медики, иногда пациенты. Я сама сталкивалась с потребительским экстремизмом, он набирает обороты (шантаж с целью взыскать необоснованно высокие суммы компенсации ущерба – прим. ред.)

Подготовила Ольга ЛЕОНИДОВА 

 

← Назад 0 Поделиться:
 
 
 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.